ФОРМАТ И УКРАШЕНИЯ РУКОПИСЕЙ




РАЗДЕЛ I. ПАЛЕОГРАФИЯ.

Предмет, задачи и метод палеографии. Взаимосвязь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории развития палеографии.

 

 

Возникновение письменности и причины, вызвавшие ее появление. Древнейшие сведения о письменности у восточных славян.

Славянские алфавиты: кириллица и глаголица. Спорные вопросы о времени их возникновения и авторстве. Использование букв славянских алфавитов для цифровых обозначений. Реформы кирилловского алфавита. Старославянский язык и изводы. Кирилл и Мефодий и церковнославянский язык.

 

Палеография как вспомогательная историческая дисциплина, предмет, задачи и ее место среди других вспомогательных исторических дисциплин.

 

 

Палеография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии. Термин палеография состоит из двух греческих слов: палайос - древний и графо - пишу.

Внешние признаки источников включают: знаки письменности, особенности их графики, почерки, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат и переплет рукописей. Предметом палеографии является установление закономерностей развития письменности в различные исторические эпохи. Анализ внешних признаков помогает решить задачи палеографии: установить время, место, авторство, подлинность рукописей, выявить подделки. Датировка по палеографическим признакам порой приблизительна и может колебаться в пределах от нескольких лет до столетия. Более точными являются палеографические выводы об авторстве, месте написания и подлинности письменных источников.

Для того, чтобы научиться решать задачи палеографии, необходимо овладеть практическими навыками не только чтения рукописных источников, но и наблюдений за всеми палеографическими приметами. Палеография тесно связана с эпиграфикой, сфрагистикой, нумизматикой, хронологией, археографией, архивным делом, а также с источниковедением в целом, поскольку палеографические приемы дают материал для внешней критики источников.

Из родственных палеографии дисциплин следует назвать эпиграфику - дисциплину о надписях на камне, металле, дереве и других предметах (эпи - по гречески - над, графо - пишу. Эпиграфика занимается, как и палеография, изучением эволюции знаков письменности, но материал накладывает отпечаток на характер знаков письменности. Очертания букв зависят и от материала, бумага или пергамен отличаются от камня или металла сопротивлением твердой поверхности.

Тесно связана палеография и со сфрагистикой - ВИД, изучающей печати (греч. сфрагис - печать)., а также с нумизматикой (от лат. нуммус - монета). На печатях и монетах имеются надписи, которые позволяют проводить палеографические наблюдения и на их основе делать выводы по истории знаков письменности.

Из других ВИД близка к палеографии дипломатика - дисциплина, изучающая только актовые юридические документы. Отличительная черта актов от памятников повествовательного характера состоит в том, что акты писались в основном по определенной и характерной для данного времени и места форме. Название дипломатики происходит от слова диплом

- то есть юридический акт, которым в рабовладельческом Риме давалось право на какое-то владение. Термин диплом в свою очередь произошел от греческого слова диплоо - сдваиваю. Это объяснялось формой римских дипломов, которые вырезались на двух бронзовых пластинах, складывавшихся вдвое.

Палеография тесно связана с хронологией - ВИД, занимающейся изучением системы времясчислений и календарями. Много близкого между палеографией и метрологией, занимающейся выяснением характера мер в различные периоды истории.

Без знания палеографии нельзя заниматься археографией - ВИД, занимающейся разработкой правил публикации исторических источников и подготовкой их издания. Прежде чем опубликовать письменный памятник, его нужно правильно прочесть, расставить знаки препинания в тексте, произвести датировку и т.д.

Знание палеографии необходимо и для архивного дела. По палеографическим признакам часто восстанавливаются разрозненные части архивных фондов.

Палеография тесно связана и с историей искусства, так как многие рукописи украшены миниатюрами и орнаментами.

Литературный состав памятника (основной текст, последующие наслоения) требует привлечения такой ВИД, как текстология, которая таким образом тесно связана с палеографией.

Палеография первоначально занималась изучением древних рукописей. В настоящее время исследуются внешние стороны рукописей и нового времени. В связи с этим появился и новый термин "неография".

ПАЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Уровень социально-экономического и культурного развития в любую эпоху накладывает свой отпечаток на состояние письменности, определяет ее особенности и как бы "увязывет" между собой внешние признаки рукописей, служащие объектом изучения палеографии.

Это дает основание рассматривать палеографические признаки источников и методику их исследования в тесной связи с общепринятой периодизацией отечественной истории. В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью палеографических признаков (графикой букв, материалом для письма, украшениями, орудиями письма и др.) и выявление их соответствия друг другу для определенного периода времени. Например, в Древней Руси документы писались на пергамене и уставом. Потребности экономического, политического и культурного развития середины 14 - конца 15 столетий отразились на состоянии письменности и внешних признаках рукописных источников: медленное уставное письмо в делопроизводстве заменилось более ускоренным типом письма - полууставом, а пергамен как дорогой и дефицитный материал, который был не в состоянии удовлетворять возраставшие нужды делопроизводства, постепенно вытеснился бумагой.

Развитию Русского государства 15- 17 вв. соответсвовал более высокий уровень развития производительных сил и централизации. В этот период ведущим типом делового письма становится скоропись, которой сопустстует бумага. Такую же эволюцию претерпевают и другие признаки рукописных источников, в том числе украшения, особенности которых зависят от внутренних условий культурного развития, интенсивности внешнеполитических связей, а, следовательно, и взаимовлияния культур.

Таким образом, каждому историческому периоду соответствовала совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие некоторых признаков "своей" эпохе является свидетельством копии, и даже подделки рукописи. Например, фиолетовыми чернилами и стальным пером не могут быть написаны подлинники конца 18 в., хотя все остальные признаки (тип письма, водяные знаки бумаги) совпадут с концом 18 в. Источник не может считаться оригиналом, если он датирован 16 в., но при этом написан на гербовой бумаге 18 в. и стальным пером, которое появилось в России в 30-х годах 19 в.

Овладение методикой палеографического анализа требует учета совокупности всех палеографических признаков. Одновременно следует помнить, что главным принципом палеографии при датировке документов является наблюдение над более поздними палеографическими признаками. Например, при датировке источника, написанного скорописью конца 18 в, на бумаге, имеющей штемпель, исследователь будет ориентироваться на более поздний палеографический признак - штемпель, массовое употребление которого началось с 80-х гг. 19 в.

Палеографический анализ источника должен сочетаться с внимательным изучением текста, уяснением его смысла, а также с материалом, который дают другие вспомогательные исторические дисциплины.

 

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПАЛЕОГРАФИИ.

Первоначальные приемы, которыми пользуется палеография при анализе внешних признаков рукописей, зародились на Руси, возможно, уже в раннефеодальный период в связи с чисто практическими целями: написать и оформить документ, отличить подлинник от подделки. Л.В.Черепнин отмечал, что в раннефеодальный период русские писцы в зачаточном виде применяли методы, которые много позже вошли практику палеографии как научной дисциплины. Такая палеография выделяется в "практическую палеографию". Так на судебных процессах в России в 16 веке с помощью палеографии доказывали подлинность или подложность грамот и актов. При разборе судебного дела одна из сторон, как тогда говорили, начинала "лживить" представленные документы, т.е. высказывать сомнения в их подлинности. В таком случае на суд иногда приглашались в целях экспертизы специалисты, так называемые ивановские площадные подьячие, т.е. лица, писавшие акты на площади около колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Так в 17 в. эксперты подьячие установили в суде, что князь Долгорукий с помощью подложного акта незаконно предъявлял свои права на владение двумя девушками. При этом в акте были сделаны исправления букв. В 1686 г. в Верхотурской приказной избе проводилась текстологическая экспертиза для установления авторства анонимного подметного письма - доноса на таможенного голову Скорнякова и подьячего Пермякова. Подозрение пало на таможенного голову Никиту Маслова. Его заставили написать аналогичный текст, после чего было установлено его авторство доноса.

В 16-17 вв. в области практической палеографии делается шаг вперед: появляются специальные руководства для писцов-рисовальщиков, занимающихся художественным оформлением рукописей, а также азбуки - прописи, в которых давались наиболее типичные варианты графики скорописных букв.

В начале 18 в. православная церковь в борьбе с раскольниками использовала два документа, которые относились якобы к 12 и к 14 вв. Из них следовало, что православная церковь еще в 12 и 14 веках уже осудила раскольническое движение. Один их этих документов - "Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина" и другой - "Требник" митрополита Феогноста.

Старообрядцы, среди них был Андрей Денисов из Выгорецкой старообрядческой пустыни на Белом море, внимательно изучили начертания букв, чернила, писчий материал, переплет, языковые особенности и доказали подложность церковных документов. Как научная дисциплина палеография возникла в первой пол. 18 века во Франции. В России переход от практической палеографии к палеографии как научной дисциплине связан с развитием русской истории, выявлением и публикацией исторических источников. В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов поставили на повестку дня вопрос о развитии русской палеографии и наметили в общих чертах пути ее развития.

В первой пол.19 в. ученые стали обращать пристальное внимание на палеографические особенности рукописей, а в сер. 19 в. появляются труды А.В. Горского, К.И.Невоструева, содержащие ценные палеографические наблюдения над древнейшими славянскими рукописями.

В 1885 г. было опубликовано первое руководство по палеографии И.И.Срезневского, а затем написан ряд учебников и трудов, в том числе Е.Ф.Карского, Н.П.Лихачева, И.С.Беляева и А.И. Соболевского.

Большое внимание всегда уделяли палеографии советские ученые. В 1918 г. был напечатан учебник по русской палеографии В.Н.Щепкина (переиздан в 1967 г.), а затем в 1928 г. переиздан курс Е.Ф.Карского.

После Великой Отечественной войны опубликованы фундаментальные учебники по палеографии Н.С.Чаева и Л.В.Черепнина (1947), (1956), а также насколько палеографических альбомов. Наконец, в 1966 г. было подготовлено М.Н.Тихомировым и А. В.Муравьевым специальное пособие для студентов высших учебных заведений "Русская палеография".

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

.

Общепринято мнение ученых о том, что письменность возникает на последнем этапе существования первобытнообщинного строя, на стадии его разложения. Процесс разложения первобытнообщинных отношений и классообразования у восточных славян наблюдается с 4 в. и завершается в 9 в. оформлением раннефеодального Древнерусского государства. Возникновению относительно единого раннефеодального государства предшествовали полупатриархальные-полуфеодальные политические образования, возникавшие у восточных славян на протяжении с 6 по 9 вв.

Первоначально у славян для выражения простых образов и понятий использовались пиктографические знаки-символы, в том числе и такие широко распространенные у многих народов, как круглая обозначения солнца, крест - огня, волнистая линия -воды и т.д. Постепенно на смену рисуночному письму пришло слоговое письмо, а затем и звуковое (фонетическое).

Развитие производительных сил, появление частной собственности на средства производства, рост имущественного неравенства, формирование классов, развитие ремесла, торговли, складывание государственности - все это потребовало создания письменности у восточных славян. Возникновение и развитие письменности связаны также с процессом формирования в 6-9 вв. на основе слияния восточнославянских племен древнерусской народности.

Вопрос о возникновении русской письменности до сих пор остается окончательно нерешенным из-за недостатка источников. Ряд источников свидетельствует о наличии письменности у восточных славян еще до принятия христианства. Интересно в этом отношении сказание Черноризца Храбра "О письменах", относящееся к 9-началу 10 вв. О восточных славянах Храбр пишет: "Прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху(гадаху)". Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, то они "римскими и гречьскыми письмены нуждаахуся (писати) словенску речь безь устроения", то есть ввиду того, что славянский язык не имел знаков для выражения понятий новой религии, славянам по необходимости приходилось пользоваться латинскими и греческими буквами.

Свидетельство Черноризца Храбра разъясняет назначение знаков зарождавшейся славянской письменности, о которых он рассказывает что чертами славяне считали(чтаху), а резами - нарезками, гадали. Следы гадания резами упоминаются в былинах. Числовое значение черт сохранилось в сходстве русских глаголов: читать, считать и чтить, почитать. У них один корень - чьт.

Ввиду ограниченного числа дошедших до нас древнейших памятников письменности история возникновения фонетического письма у восточных славян до конца не выяснена. Однако утановлено, что оно сложилось еще до принятия христианства и было вызвано потребностями общественно-политического развития страны. Уже тогда на основе письменной традиции народов Причерноморья и восточного славянства путем усовершенствования древнейших знаков письменности - "черт" и "резов" - возникла древнейшая славянская азбука. Константин Философ - составитель славянского алфавита встретил в Херсонесе богослужебные книги, написанные "русьскыми письмены". Вероятно, что славяне еще до принятия христианства пользовались какими-то знаками письменности для обозначения звуков, а не только чертами и резами. По свидетельству Ибн-Фадлана умершего русского купца похоронили и на его могиле поставили деревянную таблицу, где написали его и имя царя русов. На русском языке были также написаны многие тексты договоров русских с греками в начале 10 в.

Огромный интерес для решения вопроса о появлении своей письменности у восточных славян имеет надпись на глиняной амфоре, обнаруженной в Гнездовских курганах экспедицией Авдусина. Надпись датируется первой четвертью 10 в. Надпись читается как гороухща. Она переводится как горчичное семя или горчичные зерна. Возможно, что сосуд употреблялся купцом для перевозки пряного товара. Но чешский исследователь Мареш считает, что надпись указывает на имя писавшего - Гороух пса - т.е. писал.

Суммируя сказанное можно сделать вывод о том, что письменность у восточных славян появилась задолго до принятия христианства. А принятие же христианства привело к закреплению единого для Древнерусского государства алфавита - кирилицы. Этот алфавит был общим и для ряда славянских раннефеодальных государств, возникших в 8-9 вв.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТАНТИНА И МЕФОДИЯ. Эти миссионеры разработали для западных славян азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг. Учениками Кирила и Мефодия эта азбука была распространена среди южных славян - в Болгарии и Сербии, а также на территории Древнерусского государства.

В 9 в. у чехоморавских племен в бассейне рек Эльба, Влтава и Морава возникло единое Великоморавское княжество. В борьбе с агрессией Немецкого королевства княжество добилось самостоятельности. Княжество принимает христианскую религию.

Однако католические миссионеры оказывали помощь западным агрессорам и Моравский князь Ростислав обратился в 862 г. за поддержкой к Византийскому императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать миссионера. В Моравское княжество были отправлены два брата-миссионера: Константин и Мефодий. Константин уже принимал участие в посольствах в Крым, в Сирию и в Хазарию. Для противопоставления католическим миссионерам, ведшим проповеди на латинском и непонятном простому населению языке, Константин поставил задачу создания славянской азбуки, на которой и было решено переводить богослужебные книги. Часть букв при этом была заимствована из греческого алфавита, а другие специально были изобретены для славян. Всего - 38 знаков. Ряд звуков в словах греческих отсутствовал в русских. Важно то, что Константин еще раньше изучил славянский язык.

Вначале миссия Константина и Мефодия в Моравии была успешной. Но затем католическое духовенство обвинило их в ереси, так как издавна считалось, что христианскую религию можно было отправлять только на трех языках: греческом, латинском и древнееврейском. После смерти Кирилла (Константина) в 869 г. и Мефодия в 885 г. пропаганда христианства на славянском языке среди западных славян прекратилась. Последователей Кирилла и Мефодия из Моравии изгнали. Часть миссионеров ушла в Болгарию, которая приняла христианство от Византии.

 

СЛАВЯНСКИЕ АЗБУКИ (КИРИЛЛИЦА И ГЛАГОЛИЦА) И

ВОПРОС ОБ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ.

Древнейшие славянские рукописи написаны двумя разными алфавитами - кириллицей и глаголицей. Какой из них более ранний - этот вопрос до сих пор окончательно не решен, так как не сохранилось рукописей сер. 9 в. Есть только надписи и рукописи конца 9 в. но в это время пользовались обоими алфавитами. Древнейшие надписи - на надгробных плитах Симеоновской церкви в Преславе в Болгарии. Дата - 893 г.

По мнению Д.С.Лихачева у восточных славян до принятия христианства было несколько алфавитов, и лишь постепенно утвердился один из них - кириллица. Кириллу же принадлежит усовершенствование этой системы письма. Подробно об этом рассказано в главе о происхождении славянской письменности в книге: Л.В.Черепнин. Русская палеография. М.,1956,стр.75-111.

Памятников глаголического письма, которое в 12 в. вообще исчезло, сохранилось немного (главным образом - 10-11 вв.).

Практически историкам не приходится с ним сталкиваться. В основу современного русского алфавита легла более простая кирилица. Первоначально она состояла из 43 знаков(табл.1 приложения).Как мы увидим в дальнейшем, большая часть кирилловской азбуки сохранила древнее звучание и написание до нашего времени. Текст писался сплошной строкой, буква в букву. Но в отдельных случаях для экономии бумаги допускался вынос букв или слов над строкой, главным образом гласных, или пропуск отдельных букв и слогов, особенно часто употреблявшихся в словах. В таких случаях над сокращенными словами ставился особый знак - титло в виде черты и полукружия.

Развитие графики кирилловского письма.

Графика кирилловского письма - единая в своей основе – во времени менялась. Среди многообразных ее форм ученые различают три основных типа: устав, полуустав и скоропись.

УСТАВ. Господствовавший до конца 14 в. устав представлял собой медленное, торжественное письмо. Все буквы в нем как бы рисуются, выводятся. Они стоят прямо и имеют строгие геометрические формы.

В древнейшем уставе это - почти квадраты, а позже - вытянутые кверху прямоугольники. Верхние части букв обычно меньше нижних. Все закругления плавно переходят в прямые линии. Выход букв за строку, как правило, не допускается. Написание отдельных букв и изменение его во времени показано в таблице 2 приложения.

В тексте буквы между собой не соединяются, расстояние между ними всегда одинаковое, разделения текста на слова и фразы еще нет. Сокращения допускаются в редких случаях только в словах священного характера: (бог, дух и пр.) и обязательно под титлом. Выносных букв было немного. Памятников уставного письма сохранилось мало, а древние - 11 - 12 вв. - насчитываются единицами. Это - Остромирово Евангелие (1056-1057гг.), Изборник Святослава (1073-1076), грамота великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю(1130), вкладная Варлаама

Хутынского(1192) и несколько других.

Поскольку уставное письмо выглядело очень эффектно, в книжной рукописной графике им пользовались и в последующие века, вплоть до 17 века.

 

НАПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ БУКВ И ИЗМЕНЕНИЯ ИХ НАПИСАНИЯ ВО ВРЕМЕНИ В УСТАВНОМ ПИСЬМЕ XI-XIV ВВ.

В XI в. буква "аз" часто имела крышку, которая потом исчезла. В отдельных

случаях стержень выходил над строкой. В XII в. букву стали писать полнее с

надрезом.

Буква "буки" почти не менялась и всегда была близка современной.

В XI в. нижняя и верхняя половины буквы "веди" почти одинаковы. В XII в.

нижняя часть становится больше верхней.

С самого начала буква "глаголь" была близка к современной. В XIII в. строгая симметричность форм нарушается.

Первоначально нижние концы буквы "добро" стояли на строке. С XII в. они начинают выходить за нее.

В XI в. буква "есть" - полукружие, почти дуга с поперечной чертой. В XII-XIII

вв. полукружие превращается в почти прямую линию.

В XI в. верхняя и нижняя части буквы "живете" почти одинаковы. Постепенно верхняя часть уменьшается, а симметрия нарушается.

С XI в. буква "зело" писалась в виде или латинского S, или русского

скорописного. В XII - XIII вв. почти не менялась.

Верхняя часть буквы "земля" пишется как в латинском Z, а нижняя идет вправо по

строке, а затем круто сворачивает вниз.

Буква "иже" в XI в. писалась с горизонтальной соединительной перекладиной, а в

XII перекладину стали писать снизу вверх направо.

В XI-XII вв. над буквой "и" обычно ставили две точки, а в XIII в. иногда крышка делалась с загнутыми вверх концами.

Буква "како" чаще всего писалась как современная. Иногда правая часть отступала, а ее нижняя часть делала излом.

Буква "люди" чаще всего состоит из двух наклонных линий, сходящихся вверху, иногда покрытых перекладиной, выходящей за букву вправо или влево.

Буква "мыслете" в большинстве случаев сходна с современной буквой М.

Буква "наш" писалась с косой соединительной перекладиной слева вниз, направо. В XIII в. перекладину стали писать и

горизонтальной.

Буква "он" в XI в. не отличалась от современной. В XII-XIII вв. писалась более округлой.

Буква "покой" не отличалась от современной.

Как правило, буква "рцы" не отличалась от современной

печатной. Иногда палка делалась изогнутой, а головка вверху угловатой.

Буква "слово" близка к современной. Только иногда концы заострялись.

Буква "твердо" чаще всего писалась как современная.

Иногда верхние концы чуть-чуть опускались книзу.

Буква "ук" чаще всего близка к современной. В других случаях имеет форму петли с концами, загнутыми кверху.

Буква "ферт" близка к современной. Писалась в виде круга или овала,

пересеченного вертикальной чертой.

Буква "хер" мало отличалась от современной.

В XI в. буква "от" писалась только с высокой серединой. В XII-XIII вв. середина

стала ниже.

Вместо титла часто ставилась буква Т.

Буква "цы" писалась близко к современному Ц, но только хвостик чаще идет вниз, а не вправо.

Буква "червь" писалась в виде чаши, округлой или угловатой. В XII-XIII вв. ножка увеличивается, а геометрическая четкость начинает нарушаться.

Буква "ша" мало отличалась от современной печатной.

У буквы "шта" на нижней перекладине стоят три мачты, средняя из которых выходит книзу за строку. Иногда состоит из двух Ш и

 

Буква "ер" почти не отличалась от современной. В XII в. иногда на верхней мачте

ставилась перекладина.

Буква "еры" почти не отличалась от современной. Представляет собой

соединение Ъ и Ш и Ь и I.

Буква "ерь" почти не отличалась от современной.

У буквы "ять" в XI в. коромысло редко выходило над строкой.

В XII-XIII вв. это наблюдается чаще.

Буква "ю" сходка с современной. В XI в. соединительная черта ставилась посередине и горизонтально. В дальнейшем ее пишут в верхней части буквы и несколько косо.

У буквы "я йотованое" соединительная черта стояла посередине и горизонтально.

У буквы "е йотованое" соединительная черта стояла посередине и горизонтально.

Буква "юс малый" писалась в виде буквы «А» с полумачтой, шедшей от перекладины.

У буквы "юс большой" постепенно верхняя часть становилась меньше нижней.

У буквы "юс малый йотованный" соединительная черта проходила посередине.

У буквы "юс большой йотованный" соединительная черта проходила, как правило, посередине.

У буквы "кси" в XI в. верхняя чашечка, как правило, была округлой. Затем она становится более острой. 41. В XI в. буква "пси" писалась в виде креста, а в дальнейшем более сложно - в виде лилии.

Буква "фита" в XI в. часто имела высокую середину, в XII-XIII вв. - только низкую.

Буква "ижица" в XI-XII вв. имела форму острого угла. В XIII в. приближалась к латинскому V.

ПОЛУУСТАВ. В связи с развитием гражданской литературы и распространением деловой письменности с середины 14 века появляется полуустав, продержавшийся до конца 15 в. Это более скорое, а потому и более небрежное, хотя и достаточно четкое письмо.

В полууставе геометрический, архитектурный принцип написания букв нарушается. Вместо четких прямых линий допускается кривизна, вместо прямых углов - острые, а вместо плавных переходов - угловатость. Буквы пишутся с наклоном. (Особенности написания отдельных букв показаны в таблице 3 приложения).

Расстояние между буквами становится большими. Многие слова пишутся сокращенно, с выносом букв под титло. В отдельных случаях текст делят на слова и фразы. В этот период на единой основе начинают складываться особенности русского, украинского и белорусского письма.

 

ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ПОЛУУСТАВА XIV-XV вв.

1.Буква.... стала более округлой. Крышка в 14 в. почти исчезла., а в 15 в. иногда появлялась.

2.Почти не менялась.

3.Буква.... становится четырехугольной, почти квадратной, в 15 в. - округлой.

4. Почти не менялась.

5. Нижние концы букв..... выходят за строку и удлиняются.

6. В 14 в. часто встречалось полулежачее и лежачее е, в 15 в.

выпрямляется.

7. Буква... почти не менялась. Верхняя часть ее была меньше

нижней.

8. Иногда писалась в виде современной

строчной...., иногда в виде латинского S.

9. Часто имела форму современной цифры 3.

10. Перекладину.... писали или горизонтально посередине, или снизу вверх направо.

11. Как правило, над буквой ставилось две точки.

12. Становится близкой к современной.

13. Постепенно принимала черты, близкие к современной.

14. Близка к современной.

15. Перекладину чаще стали писать слева вверх направо.

16. Овал постепенно вытягивается кверху.

17. Почти не отличалась от современной.

18. Мачта чаще всего изогнутая, иногда с уклоном влево, а иногда вправо.

19. Изменений почти не произошло

3.СКОРОПИСЬ. Дальнейшее развитие книжной и деловой письменности, потребовавшее значительного ускорения процесса письма, способствовало появлению в 15 в. скорописи, которая постепенно разделилась на московскую, киевскую или западную или белорускою. Скоропись, в частности московская, возникла из полуустава, но отличается от него меньшей высотой и большей шириной букв, их

размашистостью, крючковатостью и непропорциональностью.

Для нее характерна свобода нажимов и взмахов, большое количество вариантов отдельных букв и быстрое изменение их во времени по пути упрощения. (Особенности начертания отдельных букв в скорописи 15-17 вв. показаны в таблице 4 приложения).

Уже с 16 в., и в дальнейшем все в большей степени, наблюдаются связные написания букв, в том числе соединение строчных с надстрочными (взметы), увеличивается число выносных букв, которые пишутся часто без титла, и сокращений.

Развитие указанных черт способствовало проявлению индивидуальных особенностей писцов и сделало скоропись 17 в. трудной для чтения. Поэтому нужно очень внимательно изучить особенности начертания букв в этот период. Их характеристика дана в пособии: М.Н. Тихомиров и А.В. Муравьев. Русская палеография. М. 1966.стр. 35-36. Там же приводятся характерные для скорописи 16-17 вв. способы выноса букв над строкой и связного написания.

Введение гражданского шрифта в 1710 г. положило начало новому этапу в развитии русской скорописи, которая все в большей мере принимала современные черты. Типичные для нее признаки - унификация и упрощение начертаний отдельных букв, сокращение, а с конца 18 в. исчезновение выносных букв, связное написание слов, строгое, по правилам деления текста на слова и фразы и употребление прописных букв (графика скорописи 18-19 вв. представлена в таблице 5 приложения).

Новый этап в развитии русской графики начался после революции 1917 г. Советское правительство уже в 1918 г. провело реформу русского правописания, что было связано со стремлением к облегчению овладения грамотностью широкими народными слоями - в рамках борьбы с безграмотностью.

Из алфавита были изъяты давно потерявшие самостоятельное значение буквы i, Ь, О, V(ижица). В начертании ряда букв появилось стремление к экономной затрате всех лишних элементов, бесцельно обременявших буквы и затруднявших их прочтение.

Все указанные выше тенденции получили дальнейшее развитие в современной скорописи. Если графика в этот период упрощается, то более разнообразными и сложными становятся индивидуальные почерки. К тому же появляются и новые способы изображения текста - стенография, машинопись. Изучение принципов, на которых они основаны, входит в задачу нашей научной дисциплины.

Первые попытки введения стенографических записей в России были предприняты уже в конце XVIII века. Широкий размах стенография получила в эпоху капитализма в связи с ростом потребностей в точных записях речей, докладов и т.д. В настоящее время существует около 120 стенографических систем. В основе их лежат 2 принципа: 1) курсивный (графический), который состоит из элементов обычного письма (овал и его части в комбинации с прямой), соединяемых при помощи волостной линии, и 2) геометральный, состоящий из геометрических фигур (круг и его части в сочетании с прямой различного наклона) и не имеющий соединительной волостной линии. Лучшим пособием для ознакомления с системами стенографии является книга: Н.Н.Соколов. Теоретические основы государственной единой системы стенографии. М.1949.

Стенографическая запись может быть признана точной после ее расшифровки и исправления текста автором. Подробнее о стенографии и методах расшифровки говорится в книге: С.А.Рейсер. Палеография и текстология нового времени. М.,1970,ст.43-54.

Первые пишущие машинки появились в России в 70-х годах 19 в., но широкого распространения они тогда не получили. Практически они вошли в обиход уже в начале 20 в.

Изучая тексты на пишущих машинках, необходимо предварительно установить, писал ли их сам автор, или машинистка. Если есть правки автора, то надо выяснить, когда он их делал. Выправленный и подписанный автором текст считается автографом. При этом следует учитывать, что двух идеально совпадающих текстов, написанных на разных машинках, не бывает. Отсюда открываются широкие возможности для установления места и времени создания текста, имени автора и других вопросов. См.: Рейсер С.А. Палеография. стр.39-43.

МАТЕРИАЛ И ОРУДИЯ ПИСЬМА.

Подавляющее большинство русских рукописей написано на пергамене и бумаге. В быту употреблялась еще и береста. Для изготовления пергамента брали кожу молодых животных: (телят, ягнят и т.п.) и подвергали ее тщательной обработке. Получался красивый, прочный и удобный для письма материал, но чрезвычайно дорогой. Из одной шкуры можно было изготовить 2-3 листа пергамента. Русские рукописи 11 - 12 вв. написаны на привозном пергаменте - из Византии, некоторых стран Западной Европы. С 13 в. вошел в обиход местный пергамент.

Ввиду дороговизны пергамента нередко написанный когда-то текст выскабливали или смывали, а затем наносили новый. Такие рукописи называют п а л и м п е с е с т а м и. Они ценны не только новым текстом, но и старым, так как с помощью химических реактивов и цветоотделительной фотографии его можно прочесть.

Для записей повседневного, бытового характера в Древней Руси 11-15 вв. употребляли бересту, т. е. обработанную березовую кору, на влажной внутренней стороне которой острой палочкой (костяной или металлической) выцарапывались тексты. Береста очень непрочный материал. Но совершенно случайно оказалось, что в сырой земле она очень хорошо сохраняется. Поэтому до нас дошло более 600 берестяных грамот.

В первой пол. 14 в. в качестве материала для письма начали использовать бумагу. Древнейшими документами на бумаге считается договор Симеона Гордого с братьями Иваном и Андреем (1341 г.), жалованная грамота нижегородского князя Василия Давыдовича ярославскому Спасскому монастырю (ок. 1345 г.). На бумаге написана большая часть рукописей XV в., а в 16 в. пергамент употребляется лишь в редких случаях.

 

На первых порах в России пользовались бумагой иностранного производства: в 14 -15 вв. - итальянской, в 16 в. - еще и польской, а в 17 в. - голландской. В 16-17 вв. делались попытки наладить в России собственное производство бумаги, но это удалось сделать только в первой четверти 18 в.

Применение бумаги - сравнительно дешевого писчего материала - отвечало потребностям экономического и культурного развития России и в первую очередь способствовало дальнейшему научно - техническому прогрессу (например, книгопечатанию).

При изготовлении бумаги жидкая масса выливалась на проволочную сетку, натянутую на раму. После того, как она высыхала, с рамы снималась уже готовая бумага, на которой оставались следы от проволоки - прозрачные линии, видимые на свет.

Чтобы обозначить фирму и сорт бумаги, фабриканты вплетали в сетку проволочные рисунки, следы которых именуются водяными знаками или филигранями. Поскольку водяные знаки позволяют установить время и место возникновения данной бумаги (а по этому признаку - и рукописи), ученые уже в 18 в. стали составлять альбомы датированных водяных знаков. В настоящее время историки пользуются атласами К.Я.Тромонина, Н.П. Лихачева, Ш.Брике, справочниками М.В. Кукушкиной, С.А. Клепикова и др.

Среди большого количества водяных знаков, встречающихся в рукописях, наиболее распространены следующие. В 14 в. - два круга, пересеченные линией, оканчивающейся крестом, кувшинчик без украшений, кораблик, секира, бегущий олень. В 15 в. - три горы, с крестом на средней из них, гусь, ножницы, папа в тиаре, два ключа, петух, собака, вепрь, женская фигура, виноградная ветвь, корона, звезда под короной, якорь, дельфин, готические буквы М и Р, охотничий рог, герб с тремя лилиями. В 16 в. - перчатка, различные кувшинчики, знаки с именами французских фабрикантов, свинья, тиара, польские гербы, голова быка, гербы французских городов. В 17 в. - голова шута в зубчатом воротничке, герб города Амстердама, орел, рожок, царский венец, знак "Pro patria" (аллегорическое изображение женщины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: