Младшая группа 3-4 года | Средняя группа 4-5 лет | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
1. Наблюдение 2.Беседа с воспитателем 3.Диагностическая беседа с ребенком 4.Доска Сегена, 5.«Исключение неоднороднородного понятия» 6.«Последовательность событий» (из 2 картинок) 7.«Разрезные картинки» (2-3 части) 8.«Нелепицы». 9.«Классификация». 10.Сюжетные картинки для описания. | 1.Доски Сегена. 2.«Нелепицы» 3.«Разрезные картинки» из 2-3-4 частей 4.«Последовательность событий» из 3 картинок 5.Кубики Кооса (2 пробы) 6.«Классификация» 7.«Четвертый лишний» 8.Тест Розенцвейга 9.Методика Россалимо 10.ЦТО 11.Цветные матрицы Равена. 12.Наблюдение 13.Беседа с воспитателем. | 1.Наблюдение. 2.Беседа с воспитателем 3.Анализ документов. 4.Классификация. 5.Анализ отношений понятий (вербальных и невербальных). 6.«Последовательность событий» из 4 картинок. 7.Кубики Кооса 8.«Полянки» 9.ЦТО 10.Тест Розенцвейга 11.Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен 12.Методика «Лестница» 13.Методика Ж.Руайе. 14.Методика Р.Жиля. 15.Методика Россалимо. 16.ДАТ 17.«Рисунок семьи». | 1.Наблюдение. 2.Беседа с воспитателем. 3.Анализ документов. 4.Корректурная проба 5.Методика Занкова (6 слов). 6.«Полянки». 7.«Таблицы Шульте». 8.Матрицы Равена (1 и 2 субтесты). 9.Тест Керно-Йерасека. 10.Тест Розенцвейга. 11.Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен. 12.Методика Р.Жиля. 13.Методика Ж.Руайе 14.Методика «Лестница» 15.«Дорисовка фигур» 16.Методика «Домик» 17.ДАТ 18.«Социометрия» |
Приложение 2. Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен.
Ребёнку по очереди предлагаются 14 рисунков. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни дошкольника ситуацию (приложение 2). Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Лицо ребёнка на картинках не прорисовано, дан лишь контур. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными контурами – улыбающееся лицо ребёнка и печальное лицо. Беседа проводится индивидуально. Исследователь предъявляет ребёнку рисунок и даёт инструкцию.
|
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?».
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое?»
13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой».
|
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».
Дополнительные вопросы ребёнку не задаются. Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка фиксируются, а затем подвергаются количественному и качественному анализу.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка.
ИТ = число эмоционально негативных выборов
14 * 100%
В зависимости от уровня индекса детей подразделяют на 3 группы:
· Высокий уровень тревожности ИТ>50%
· Средний уровень тревожности 20%<ИТ<50%
· Низкий уровень тревожности ИТ<20%.
Качественный анализ позволяет выделить сферу, в которой ребёнок испытывает наибольшую тревогу.
Отношения ребёнок-ребёнок отражены в рисунках 1, 3, 5, 10, 12.
Отношения ребёнок-взрослый – рисунки 2, 8, 9, 11, 13.
Ситуации одиночества – рисунки 4, 6, 7, 14.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок-ребёнок.
Рис.1 | Рис.2. |
Рис.3. Рис.4.
Рис.5. Рис.6.
Рис.7. Рис.8.
Рис.9. Рис.10.
Рис.11. Рис.12.
Рис.13. Рис.14.