Не тот соблюдает дхамму, кто с поспешностью преследует свою цель. Мудрый же взвешивает и то и другое: правое и
неправое.
Он ведет других, не прибегая к насилию, в соответствии с дхаммой, бесстрастно. Охраняющего дхамму, мудрого
называют «соблюдающим дхамму».
Не потому он мудр, что много говорит. Спокойного, свободного от ненависти, не знающего страха называют «муд-
рым».
Не потому он сведущ в дхамме, что много говорит. Кто не пренебрегает дхаммой, кто - пусть он малоучен - ощущает
её всем своим телом, тот поистине, сведущ в дхамме.
Не потому он старший, что его голова седа. Он в преклонном возрасте, но называют его «состарившимся ____напрасно».
Тот, в ком истина и дхамма, ненасилие, самоограничение, смирение, кто безупречен и мудр, того называют «стар-
шим».
Завистливый, жадный, изворотливый человек не становится привлекательным только из-за красноречия или красиво-
го лица.
Тот, у кого это уничтожено, с корнем вырвано, устранено, кто мудр и отказался от ненависти, того называют «привле-
кательным».
Непослушный и лживый не становится отшельником только благодаря бритой голове. Что это за отшельник, если он
скареден и исполнен желаний?!
Но кто полностью подчиняет зло, - большое или малое, - того называют «отшельником», ибо он успокоил зло.
Не потому он бхикшу, что просит у других милостыню. Бхикшу становятся не иначе, как усвоив всю дхамму.
Кто стоит в этом мире выше добра и зла или ведёт праведную жизнь, кто живёт здесь, обладая знанием, именно такого
называют «бхикшу».
268-269
Глупый, невежественный не становится муни, даже если он соблюдает молчание. Тот же мудрец, который, как бы
имея весы, отбирает хорошее и избегает плохого, и есть муни; поэтому-то он муни. Кто взвешивает в этом мире и то
|
и другое, тот как раз и называется «муни».
Он не благороден, если совершает насилие над живыми существами. Его называют благородным, если он не соверша-
ет насилия ни над одним живым существом.
271-272
Только послушанием и ритуалами или также многоученостью, или же достижением самоуглубления, или одиноким
ночлегом - я не достигну счастья архатства, недостижимого для простых мирян! О бхикшу! Разве вы были довольны,
не достигнув уничтожения желаний?
ДХАММАПАДА
- 25 - https://www.orlov-yoga.com/
ХХ. Глава о пути
Лучший из путей - восьмеричный, лучшая из истин - четыре слова; лучшая из дхамм - уничтожение страстей; лучший
из двуногих - тот, кто прозорлив.
Вот путь, и нет другого для очищения зрения. Следуйте по нему. Все иное - наваждение Мары.
Следуя по нему, вы положите конец страданию. Это путь был провозглашен мной, когда я узнал, как удалять тернии.
Вы сами должны сделать усилие. Татхагаты - единственные учителя. Те, кто следует этим путем и самоуглублён,
освободится от оков Мары.
«Все санкхары преходящи». Когда мудросмотрят на это, тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению.
«Все санкхары горестны». Когда мудро смотрят на это, тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очищению.
«Все санкхары лишены души». Когда мудро смотрят на это, тогда испытывают отвращение ко злу. Вот путь к очище-
нию.
Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу; у кого решимость и мысль
подавлены, - тот, беспечный и ленивый, не найдёт пути к мудрости.
|
Внимательный к слову, вполне смиривший свой ум, пусть он не делает ничего дурного телом, пусть он очистит эти
три пути действия, пусть он достигнет тропы, указанной мудрецами.
Истинно: из размышления рождается мудрость; из отсутствия размышления - уничтожение мудрости. Зная этот
двойной путь к жизни и к уничтожению жизни, пусть он сделает так, чтобы мудрость увеличивалась.
Вырубите лес, а не одно дерево. Из леса рождается страх. Вырубив и лес, и чащу, вы, о бхикшу, станете свободными.
Пока у мужчины не искоренено желание к женщинам, - пусть даже самое малое, - до тех пор его ум на привязи
подобно теленку, сосущему молоко у матери.
Вырви свое желание, как вырывают рукой осенний лотос. Следуй по пути спокойствия к Нирване, указанной Сугатой.
«Здесь я буду жить во время дождей, здесь - зимой и летом», - так рассуждает глупец. Он не думает об опасности.
Такого человека, помешавшегося на детях и скоте, исполненного желаний, похищает смерть, как наводнение - спящую
деревню.
Ни дети, ни отец, ни даже родственники не могут быть защитой тому, кого схватила смерть. У родных не найти защиты.
Зная эту истину, пусть мудрец, внутренне сдержанный, быстро очистит себе путь, ведущий к Нирване.
ДХАММАПАДА
- 26 - https://www.orlov-yoga.com/
ХХI. Глава о разном
Если отказ от маленького счастьица позволяет увидеть большое счастье, пусть мудрый откажется от маленького
счастьица, размышляя о большом счастье.
Тот, кто ищет себе счастье, причиняя страдания другим, запутавшись в тенетах ненависти, не освобождается от нена-
|
висти.
Ведь что должно быть сделано, откладывается; что не нужно делать, наоборот, делается. У таких беспечныхи заносчи-
вых увеличиваются желания.
Но те, чей вполне сосредоточенный ум постоянно направлен на тело, не следуют за тем, что не должно быть сделано,
упорно делая то, что должно быть сделано. У таких мудрых и внимательных желания исчезают.
Убив мать и отца и двух царей из касты кшатриев, уничтожив царство вместе с его подданными, брахман идёт
невозмутимо.
Убив мать и отца и двух царей из касты брахманов, убив пятым человека-тигра, брахман идет невозмутимо.
Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль
устремлена к Будде.
Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль
устремлена к Дхамме.
Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль
устремлена к Сангхе.
Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль
устремлена на тело.
Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется ненаси-
лию.
Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью их ум радуется размыш-
лению.
Трудно оставить мирской уклад, трудно радоваться; трудна и несчастна жизнь в доме, трудно жить с иными, чем ты.
Несчастье преследует странника. Поэтому не будь странником и пусть несчастье не преследует тебя.
Того, кто исполнен веры и добродетели, наделен славой и богатством, в каком бы месте он ни оказался, чтут повсюду.
Благие сияют издалека, как Гималайские горы. Злых же и вблизи не видно, как не видно стрел, пущенных ночью.
Тот, кто сидит в одиночестве, спит в одиночестве, бродит в одиночестве, тот, кто деятелен и сдерживает себя сам, пусть
радуется в лесной чаще.
ДХАММАПАДА
- 27 - https://www.orlov-yoga.com/