ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экологии моря

 

 

Назимко Е.И.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Конспект лекций

 

для студентов направления подготовки

05.04.06 «Экология и природопользование»

очной и заочной форм обучения

 

Керчь, 2016 г.

 

 


 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………..…………………………………..…...4

Примерный тематический план дисциплины …………………………………6

Тема 1. Понятие экологической безопасности и

ее законодательная основа …………………………….………………………...7

Тема 2. Основные черты и

критерии экологической безопасности.…………………...…………………...15

Тема 3. Опасные и вредные факторы. Экологические

ситуации, их оценка и регулирование …………………………………............18

Тема 4. Понятие и виды угроз национальной

безопасности в экологической сфере …………………………………………..28

Тема 5. Оценка экологической опасности и меры

предупреждения чрезвычайных экологических ситуаций …………………....40

Тема 6. Природные и техногенные катаклизмы и их

влияние на окружающую среду ………………………………………………...46

Тема 7. Экологические угрозы и экологическая

безопасность России ………….…………………………………………………79

Тема 8. Основные положения экологической доктрины России ………….....83

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ

И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...93

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В соответствии с ФГОС по направлению подготовки 05.04.06 «Экология и природопользование» магистерской программы «Экология моря» дисциплина «Экологическая безопасность» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы (ООП).

При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин «Физика», «Химия» «Биология», «Математика», «Общая Экология», «Экология человека», «Основы природопользования», «Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды», «Техногенные системы и экологический риск», «Безопасность жизнедеятельности», «Урбоэкология» и др.

Знания, полученные в результате освоения дисциплины, используются при изучении ряда профессиональных дисциплин, таких как «Современные проблемы экологии и природопользования», «Научные проблемы морской экологии», «Биоиндикация и биотестирование загрязнений природной среды», «Оценка состояния и устойчивости водных систем», «Экологический паспорт предприятия», при написании выпускной квалификационной работы и в профессиональной деятельности.

Цель освоения дисциплины «Экологическая безопасность» – обеспечение усвоения студентами знаний по научному направлению экологической безопасности, ознакомление с основными экологическими угрозами современного мира и путями снижения экологических рисков, по комплексному анализу состояния окружающей среды и выявлению экологических проблем регионов России и Крыма.

Задачи дисциплины:

- изучение экологической безопасности и её роли в охране окружающей среды;

- изучение влияния процессов загрязнения окружающей среды, происходящих в атмосфере, гидросфере и литосфере;

- заложение основ понятийно-категорийного аппарата природопользования как науки и как процесса взаимодействия природы и общества;

- изучение основных направлений, проблем и перспектив природопользования в современный период развития общества;

- изучение экологического состояния территорий и регионов; привитие студентам навыков исследования окружающей среды.

В лекционном материале излагаются основные понятия, законодательная база экологической безопасности и ее место в национальной безопасности государства. Большое внимание уделено роли экологической безопасности в охране окружающей среды, изучению влияния природных и техногенных катаклизмов, а также процессов загрязнения на экологическую безопасность, рассматриваются ее основные черты и критерии. Выделены темы, посвященные мерам предупреждения чрезвычайных экологических ситуаций, влиянию опасных и вредных факторов. Как завершение курса лекций рассматриваются экологические угрозы и экологическая безопасность РФ, основные положения экологической доктрины России.

В конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля и рекомендованная литература.

 

 


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

В учебном плане на изучение дисциплины отводится 144ч., из которых предусмотрено 18ч. лекций, 36ч. практических занятий, 54ч. самостоятельной работы. В конце семестра магистранты сдают экзамен. Наименование тем и распределение часов на их изучение представлено в виде таблицы 1.

 

Таблица 1. – Примерный тематический план дисциплины

 

Наименование тем Количество часов по формам обучения
дневная заочная
Тема 1. Понятие экологической безопасности и ее законодательная основа    
Тема 2. Основные черты и критерии экологической безопасности    
Тема 3. Опасные и вредные факторы. Экологические ситуации, их оценка и регулирование    
Тема 4. Понятие и виды угроз национальной безопасности в экологической сфере   -
Тема 5. Оценка экологической опасности и меры предупреждения чрезвычайных экологических ситуаций   -
Тема 6. Природные и техногенные катаклизмы и их влияние на окружающую среду   -
Тема 7. Экологические угрозы и экологическая безопасность России    
Тема 8. Основные положенияэкологической доктрины России    
Всего    

 

 


Тема 1. Понятие экологической безопасности и ее законодательная основа

 

 

В наши дни проблема охраны природы осознается как проблема выживания человеческой цивилизации. Экологическое благополучие планеты, государства, региона - один из важнейших показателей жизнеобеспечения и безопасности цивилизации в целом и ее территориальных групп. Понятие «безопасность» носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми направлениями и формами взаимодействия в системе «природа - общество - человек».

Впервые понятие экологической безопасности было введено в российское законодательство в 1991г. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ, 2002г.) в ст. 1 экологическая безопасность определена как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства».

Безопасность является важнейшей потребностью человека. Она отражает политический, экономический, военный, демографический, экологический, духовный, правовой и иные аспекты; учитывает международные и национальные особенности развития; имеет системный или фрагментарный характер и т.д.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне - государства от угроз, возникающих в результате антропогенных, военных и природных воздействий на окружающую среду. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Экологическую безопасность можно определить как устойчивое состояние социо-техно-природной системы, достигаемое за счет оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды. Такое состояние позволяет избежать опасного воздействия этих процессов на жизнедеятельность человека и выражается в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью людей и функционированию экосистем в окружающей среде (рисунок 2.1).

 
 

 

Под системой экологической безопасности понимается политико-правовой механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека. Система экологической безопасности состоит из структурных элементов, дополняющих друг друга:

- объект, безопасность которого должна быть обеспечена, его жизненно важные интересы;

- субъекты обеспечения экологической безопасности;

- государственная и региональная экологическая политика;

- принципы и формы обеспечения экологической безопасности.

Объектами защиты являются элементы живой и неживой природы.К ним относятся: человек, окружающая природная среда и ее части (природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы), а также права и интересы человека, личность, общество, государство.

Элементом системы экологической безопасности России являются субъекты управления обеспечением экологической безопасности. Субъектом могут выступать государство, его законодательные, исполнительные и судебные органы; местное самоуправление; неправительственные организации; институты культуры, образования и просвещения; средства массовой информации и коммуникации; общественное мнение; политические партии и экологические движения и др.

Государство выступает совокупным субъектом экологической безопасности, занимает ведущее место в системе обеспечения экологической безопасности в связи с тем, что:

- является объективно необходимым составным элементом политической системы общества;

- выступает в качестве официального представителя всего общества, каждого его члена, определяя глобальную и внутригосударственную экологическую политику;

- является единственной полновластной организацией в масштабе всей страны;

- обладает монополией на применение принуждения, имеет для этого разветвленную систему институтов, органов и учреждений;

- сосредотачивает огромные материальные и финансовые средства, необходимые для обеспечения экологической безопасности, как в условиях осуществления нормальной жизнедеятельности, так и при возникновении опасных, чрезвычайных состояний, экологических бедствий;

- осуществляет систему правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

Руководство системой обеспечения экологической безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Государственное управление системой обеспечения экологической безопасности включает:

- подзаконное нормотворчество;

- координацию экологически значимой деятельности;

- планирование использования, охраны природных ресурсов и ОС;

- учет состояния и использования отдельных природных объектов и ОС в целом, а также учет вредных воздействий;

- экологическое воспитание и образование;

- контроль за пользованием и охраной объектов природы;

- разрешение в административном порядке споров по вопросам, касающимся окружающей среды и др.

Одной из функций является экологический контроль - правовая форма экологической деятельности, гарантия работы экономического, организационного и правового механизмов обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, рационального природопользования. Он заключается в проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), регулярных экологических ревизий и оценки выполнения нормативов организаций, соблюдения юридических требований, предоставления соответствующей отчетности. Существуют государственный, производственный и общественный экологический контроль.

Среди мер, направленных на обеспечение экологической безопасности важное место занимают правовые запреты, экологические лицензирование, стандартизация, сертификация и экспертиза, мониторинг и аудит, нормирование, лимитирование и страхование.

Правовые запретынаправлены на полное устранение определённых видов экологически опасной деятельности. Например, запреты, предусмотренные в Законе №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", относительно захоронения отходов, для переработки которых имеются соответствующие технологии.

Экологическое лицензирование- меры, направленные на ограничение и регулирование экологически опасных видов деятельности путём внедрения разрешительной системы и установления лицензионных условий осуществления такой деятельности (Закон "О лицензировании определённых видов хозяйственной деятельности").

Экологическая стандартизациязаключается в разработке государственных стандартов в сфере обеспечения экологической безопасности. Здесь определены понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по предотвращению её загрязнения.

Экологическая сертификация -это система проверки и технического испытания продукции, деятельности и объектов для определения их соответствия установленным нормативным документам и включает в себя дальнейший технический надзор за сертифицированной продукцией.

Экологическая экспертиза- вид научно-практической деятельности государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан. Она основана на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и иных материалов или объектов, реализация в действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей среды. Регулируется Законами "Об охране окружающей природной среды", "Об экологической экспертизе" и др.

Экологический мониторинг- это система сбора, обработки, сохранения и анализа информации о состоянии окружающей среды. Осуществляется государственными органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды.

Экологический аудитпредполагает проверку, включающую сбор и объективную оценку сведений для установления соответствия определённых видов деятельности мерам, условиям и системам управления окружающей средой; подготовку информации по критериям аудита и передачи результатов проверки заказчику.

Экологическое планирование и прогнозированиепредставляет собой разработку, принятие или утверждение на общегосударственном, региональном и местном уровне экологических планов, программ и прогнозов. Эти прогнозы должны учитываться при разработке и выполнении программ и мероприятий экономического и социального развития.

Экологическое нормирование и лимитированиезаключается в разработке нормативов экологической безопасности. К ним относятся предельно допустимые выбросы и сбросы вредных и загрязняющих веществ в ОС, уровни допустимого вредного воздействия на неё физических и биологических факторов, предельно допустимые концентрации вредных веществ в природных объектах и т.д.

Экологическое лимитирование - это разновидность экологического нормирования, посредством которого устанавливается предельная величина или квота использования природных ресурсов и образования вредных веществ.

Экологическое страхованиеподразумевает страхование экологических рисков в соответствии со ст. 18 Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

Помимо собственно эколого-правовых мер по обеспечению экологической безопасности, общие положения по формированию механизма управления экологической безопасностью содержатся в законодательстве о санитарно-эпидемическом благополучии населения.

Дифференциация регулирования управления экологической безопасностью осуществляется по принципу разграничения источников экологической опасности. В соответствии с этим выделяются специальные сферы действия законодательства об экологической безопасности:

- правовые меры предотвращения ядерной и радиационной опасности,

- правовое регулирование обращения с токсичными веществами и отходами,

- правовая защита от вредоносного биологического воздействия,

- правовое регулирование применения пестицидов и агрохимикатов,

- правовая защита от вредоносного электромагнитного излучения,

- правовая защита от шума и вибрации,

- организационно-правовые меры, применяемые в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.

Правовой основой законодательства в области обеспечения экологической безопасности является Конституция РФ - Основной закон государства. Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» 2002 г. №7-ФЗ.

Правовую основу обеспечения экологической безопасности составляют законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации и входящих в нее субъектов, а также подзаконные акты: указы, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными органами.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет Федеральный Закон (ФЗ) РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999г., в соответствии с которым введено санитарное законодательство. Оно включает указанный закон и нормативные акты, устанавливающие, критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксированы в ФЗ РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и в ФЗ РФ «О защите прав потребителей».

В России принято много законодательных актов в области охраны окружающей среды: Водный кодекс РФ (1995г.), Земельный кодекс РФ (2001г.), Лесной кодекс (1997г.), Федеральные законы Российской Федерации и законы РФ «О недрах» (1992г.) и «Об экологической экспертизе» (1995г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1999г.), «О радиационной безопасности населения» (1996г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.).

Имеют место законодательные акты по охране труда: Трудовой кодекс РФ (2001г.) и др. Правовую основу организации работ в ЧС и в связи с ликвидацией их последствий составляют ФЗ РФ «О гражданской обороне» (1998г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (2006г.), «О пожарной безопасности» (1994г.), «Об использовании атомной энергии» (1995г.) и др.

Все эти документы определяют меры обеспечения экологической безопасности в различных сферах хозяйства и устанавливают систему мероприятий, направленных на ее обеспечение. В них предусмотрены:

- организационно-превентивные меры, направленные на предотвращение возникновения угрозы экологической безопасности, наблюдение за состоянием окружающей среды;

- регистрационно-лицензионные меры, экспертно-оценочные, нормирование и лимитирование;

- меры технического характера, правовые запреты и т.д.;

- меры быстрого реагирования в чрезвычайных экологических ситуациях, направленные на устранение проявленных угроз экологической безопасности;

- обеспечительные меры, представляющие собой обеспечение экологической безопасности на всех стадиях проявления экологической угрозы.

Эти документы предусматривают меры экологических стимулирования, контроля, планирования, моделирования и прогнозирования, проведения системных научных исследований в сфере обеспечения экологической безопасности, учёта, паспортизации, экологической классификации и инвентаризации объектов охраны, экологического информирования населения, материально-технического обеспечения экологических мероприятий, ответственности за совершённые экологические правонарушения и другие.

В Законе РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности, а среди сил и средств обеспечения безопасности названы природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Опасность как потенциальная или реальная сила, фактор, угроза нормальному функционированию общества всегда сопровождала развитие государств и народов. Наиболее острая форма проявления опасности – природные и социальные катаклизмы, потрясения, революции, кризисы, войны, вооруженные конфликты.

В современном законодательстве выделяют два вида угроз: внешние и внутренние, представляющие опасность жизненно важным интересам человека, личности, обществу, государству, окружающей среде.

В отдельный вид можно выделить угрозы глобального характера, к которым относятся: проблема изменения климата, «парниковый эффект», нарушение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей, трансграничное загрязнение, утрата биологического разнообразия. К мерам по устранению глобальных экологических угроз относятся: коренное изменение отношения к природе, создание системы отношений, при которой каждый человек будет заботиться о природе, поддерживать ее в благоприятном состоянии.

Источники угроз экологической безопасности делят на техногенные и природные. К техногенным относится деятельность людей, связанная с преднамеренным либо непреднамеренным воздействием на окружающую среду. Техногенные угрозы человеку, природной среде выражаются в виде аварий технических устройств, ведущих к неблагоприятным изменениям окружающей среды, гибели людей, утрате здоровья, материальных ценностей. Аварии могут привести к экологической катастрофе и чаще всего возникают от невыполнения экологических требований.

К природным источникам экологической опасности относятся явления природы, создающие катастрофические экологические ситуации и сопровождающиеся людскими и материальными потерями: землетрясения, извержения вулканов, цунами, наводнения, засухи, штормы, пожары,эпидемии и другие стихийные бедствия.

Достижение целей безопасности сопряжено со значительными материальными затратами. Переход от концепции «абсолютной» безопасности к концепции «приемлемого» риска, определил появление принципиально нового подхода к управлению развитием общества, состоящего в том, что удовлетворение материальных и духовных потребностей населения должно осуществляться при соблюдении обязательного требования по обеспечению безопасности человека и окружающей его среды.

Признание экологической безопасности как неотъемлемого атрибута социального развития требует коренного изменения принципов современной цивилизации, их видение в экологическом ракурсе. Основные из них:

- безусловный приоритет безопасности;

- системность экологической безопасности;

- ненулевой (приемлемый) риск;

- право на здоровую окружающую среду;

- интернационализация экологической безопасности;

- равная экологическая безопасность для каждого человека и каждого государства;

- плата за риск;

- добровольность;

- свобода экологической информации;

- правовое регулирование риском;

- компромисс между поколениями.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение понятия «Экологическая безопасность».

2. Назовите закон, в котором впервые было введено понятие экологической безопасности.

3. Перечислите составляющие окружающей среды.

4. Назовите структурные элементы системы экологической безопасности.

5. Назовите роль государства как субъекта экологической безопасности.

6. Что подразумевает государственное управление системой обеспечения экологической безопасности?

7. Дайте определение экологического лицензирования.

8. Дайте определение экологической стандартизации.

9. Дайте определение экологической сертификации.

10. Дайте определение экологической экспертизы.

11. Дайте определение экологического мониторинга.

12. Дайте определение экологического аудита.

13. Что входит в понятие экологического планирования и прогнозирования.

14. Дайте определение экологического нормирования и лимитирования.

15. Что вы понимаете под термином «экологическое страхование».

16. Перечислите основные законодательные акты в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

17. Назовите угрозы глобального характера.

 

Рекомендованная литература [1, 9, 21, 25, 26-28]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: