1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.
Биологические, экзистенциальные, демографические, социальные, престижные, духовные.
2. Социализацией личности называется
1)столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
2)освоение индивидом культурных ценностей общества
3)целенаправленное совершенствование человеком самого себя
4)поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
3. Социализация личности заключается в (во)
1)приобщении к миру человеческой культуры
2)создании человеком того, чего нет в природе
3)индивидуальных особенностях сознания человека
4)взаимосвязях между отдельными людьми
4. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
1)активный характер
2)приспособительный характер
3)индивидуальный характер
4)преобразовательный характер
6. Екатерине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного характеризует её как личность?
1)У Екатерины зелёные глаза.
2)У Екатерины тёмные волосы.
3)Екатерина трудолюбивая и ответственная.
4)По темпераменту Екатерина – флегматик.
7. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.
|
Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
8. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его
1)социальной сущности
2)биологической природы
3)физических свойств
4)психических свойств
9. Десятиклассник Иван усиленно готовится к экзаменам, так как хочет поступить в университет, получить профессию программиста и найти престижную работу. Данный пример иллюстрирует деятельность по реализации потребностей
1)биологических
2)естественных
3)социальных
4)экзистенциальных
10. Проявлением человека как личности является(-ются)
1)участие в жизни общества
2)характер протекания психических процессов
3)наследуемые качества
4)особенности мышления и памяти
11. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии
1)субъект
2)личность
3)индивидуальность
4)индивид
12. Что свойственно и человеку, и животному?
1)преобразование мира
2)самопознание
3)необходимость отдыха
4)свобода выбора цели
13. И человек, и животное характеризуются
1)свободой выбора цели
2)индивидуальными интересами
3)самосознанием
4)зависимостью от природных условий
14. Алине 22 года, она студентка университета. Что из перечисленного ниже характеризует её как личность?
1)У Алины голубые глаза.
2)У Алины светлые волосы.
3)Алина трудолюбивая и ответственная.
4)Рост Алины – 165 см.
|
15. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
1)приспособление к условиям среды
2)способность абстрактно мыслить
3)речевое общение
4)потребность быть в обществе
17. К социальным потребностям человека относится потребность в
1)отдыхе
2)общении
3)самосохранении
4)сохранении потомства
18. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПОНЯТИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Индивид | Отдельно взятый представитель человеческого рода |
… | Человек как субъект социальных отношений |
19. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) биологические | 2) физиологические | 3) социальные |
4) органические | 5) естественные | 6) эстетические |
20. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)возрастные и половые различия
2)темперамент
3)особенности нервной системы
4)самооценка
5)опыт
6)особенности мировоззрения
|
21. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода | 2) самореализация | 3) питание | 4) дыхание |
5) движение | 6) общение | 7) отдых |
22. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) порядочность | 2) сообразительность | 3) законопослушность |
4) трудолюбие | 5) начитанность | 6) быстрота реакций |
23. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности | 2) в созидании | 3) в творчестве |
4) во взаимопонимании | 5) в отдыхе | 6) в пище |
24. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) особенности внешности | 2) любознательность | 3) темперамент |
4) ответственность | 5) трудолюбие | 6) самоотверженность |
25. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
26. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия | 2) темперамент | 3) особенности нервной системы |
4) самооценка | 5) опыт | 6) особенности мировоззрения |
27. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) преобразовывать окружающую среду | 2) видеть цель своих действий |
3) адаптироваться к природным условиям | 4) мыслить |
5) производить потомство | 6) чередовать периоды активности и отдыха |
28. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
29. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.
1)потребность в общении
2)потребность в сне
3)потребность в достижении статуса
4)потребность в пище
5)потребность в труде
30. Выберите верные суждения о самооценке личности.
1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.
2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.
4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.
5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств
31. Выберите верные суждения о потребностях человека.
1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.
2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.
3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.
4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.
5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.
32. Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)интересы
2)мировоззрение
3)задатки
4)умения
5)наследственность
6)идеалы
33. Выберите верные суждения о человеке как личности.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
34. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и их природой.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ | |
А) к совместной производственной деятельности Б) принимать и усваивать пищу В) к членораздельной речи Г) к воспроизведению рода Д) создавать духовные ценности | 1) биологическая 2) социальная |
35. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и их природой.
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ | |
A) расти и физически развиваться Б) оценивать себя и свои поступки B) видеть цель своих действий Г) к воспроизводству своего рода Д) формировать свои взгляды на мир | 1) социальная 2) биологическая |
36. Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
37. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сознание
2) инстинкты
3) мировоззрение
4) наличие психики
5) проявление эмоций
6) способность к преобразовательной деятельности
38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.
39. Назовите любые три группы потребностей человека.
40. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.
41. Наблюдая за близнецами, выросшими в разных семьях, ученые сделали вывод: наследственность обусловливает от 25 до 50% разновидностей личностных черт. А под влиянием каких факторов формируются остальные личностные качества? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора.
42. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).
41. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
42. Приведите три примера проявления человека как личности.
43. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
44. Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
45. Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером.
46. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
47. Отец великого Моцарта был отличным скрипачом и органистом. К нему часто приходили друзья-музыканты, и в доме звучала музыка. Музыкой очень увлёкся сын и уже в раннем возрасте стал на путь музыканта и композитора. Назовите фактор, повлиявший на развитие личности юного Моцарта. Укажите любые два других фактора, определяющих развитие личности.
48. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Биосоциальная природа человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
49. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Роль потребностей в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
50. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.