Таврический национальный университет им. В. Вернадского
Контрольная работа
По дисциплине
«Социология»
Тема
«Организация теоретико-прикладного социологического исследования»
Работу выполнил
Студент ___________________
Работу проверил
Преподаватель ___________
_______________________
Симферополь 2008
План
Введение
1. Определение цели социологического исследования
2. Определение объекта исследования и предмета исследования
3. Разработка программы социологического исследования
4. Гипотезы в социологическом исследовании
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предметом изучения в контрольной работе является социология.
Объект изучения – организация социологического исследования (теоретико-прикладной аспект).
Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что социология это наука о процессах в области человеческих взаимоотношений, наука о обществе. Знания о процессах, происходящих в обществе возникают не на простом месте. Для того, чтобы изучить процессы общественной жизни необходимо формировать социологические исследования, которые позволят доказать или опровергнуть сложившиеся гипотезы.
Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
- дать характеристику целей социологического исследования;
- представить методику определение объекта исследования и предмета исследования;
- дать описание основных этапов социологического исследования;
- описать важность гипотезы для социологического исследования.
|
Определение цели социологического исследования
Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его осуществления, реализация. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур. Конкретно социологическое исследование направлено на решение практических задач социальной проблемы, построение предположений о возможном развитии процесса, разработку обстоятельно аргументированных программ совершенствования объекта. Программа должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется социологическое исследование, т. е. какова цель исследования.
Важнейшей методологической частью программы — определенные цели и задачи исследования. Задача социологического исследования — совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы. Основные задачи исследования определяет поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения проблемы? Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии и выдвигаются дополнительные задачи. Так, изучение состояния идейного воспитания в трудовом коллективе на ее магистральных направлениях может предполагать решение трех основных и ряда дополнительных задач. Первая основная задача: анализ состояния идейно-политического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут включать: а) изучение работы системы специального образования; б) оценку эффективности проведения единых политдней; в) анализ участия администрации, инженерно-технических работников в воспитании коллектива и т. д. Вторая основная задача: анализ состояния трудового и экономического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут предполагать изучение: а) состояния производственной дисциплины; б) деятельности наставников по формированию трудовых навыков и профессионального мастерства молодых рабочих; роли экономической учебы в формировании современного экономического мышления и т. д. Третья основная задача: анализ состояния нравственного воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут быть нацелены на выяснение: а) роли лекционной пропаганды в формировании нравственных идеалов, мотивов, ценностных ориентаций трудящихся; б) влияния межличностных отношений с коллективе на характер морально-психологического климата в нем; в) действенности общественного мнения в борьбе с негативными явлениями и т. д.
|
Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы. Значит, в исследовании, ориентированном на решение теоретических научных проблем, основными выступают теоретические задачи, а практические задачи — неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи — основные, теоретические.- неосновные. Основные задачи соответствуют целям исследования, неосновные — ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.