Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами милиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке.
Основными задачами конвоирования являются: обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу к месту назначения и поддержания при этом установленного для них режима; предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой; задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.
Для выполнения этих задач в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ созданы конвойные подразделения милиции (взводы, роты, батальоны, полки).
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых осуществляется из ИВС в следственные изоляторы (СИЗО), медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования) и их охрана во время стационарного лечения, санпропускники (бани общего пользования) и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий. Численность личного состава конвойных подразделений зависит от количества населения, проживающего на территории обслуживания конкретным органом внутренних дел.
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в федеральные суды на их заседания и обратно, охрана указанных категорий во время судебных заседаний.
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС в следственные изоляторы и обратно, на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.
В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой милиции может быть обыкновенным и усиленным.
|
Обыкновенный конвой назначается из расчета; на одного двух конвоируемых — 2 конвоира; на 3-6 конвоируемых — 3 конвоира; на 7-10 конвоируемых — 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.
Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападении на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2-4 конвоируемых — 6 конвоиров; на 5-6 конвоируемых — 8 конвоиров; на 7-8 конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой.
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых лиц осуществляется следующими способами:
- в специальных автомобилях;
- в легковых и грузовых автомобилях;
- на самолетах и вертолетах (воздушных судах);
- на речных и морских судах;
- на гужевом транспорте;
- пешим порядком,
Следует отметить, что приоритетным способом является конвоирование в специально оборудованных автомобилях. Они имеют две-четыре одиночные камеры и одну общую, что позволяет соблюдать требования внутренней изоляции подозреваемых и обвиняемых. В конвой выделяется не менее трех конвоиров, включая начальника (старшего) конвоя и милиционера-водителя. Посадка производится после доклада милиционера-водителя о готовности к движению и проверки начальника (старшего) конвоя состояния его кузова, дверей и замков камер, исправности освещения, переговорного устройства и средств связи. Автомобиль подается по возможности вплотную к входным дверям здания, где содержатся подозреваемые и обвиняемые, и откуда будет осуществляться их выход. При наличии условий устанавливается складывающийся металлический коридор.
|
Конвоируемые в колонне по одному подводятся к двери кузова автомобиля и направляются старшим конвоя в кузов, при этом проверяются пофамильно и вслух по счету. Подозреваемых и обвиняемых размещают по камерам автомобиля с соблюдением требований внутренней изоляции.
После посадки конвоируемых начальник (старший) конвоя осуществляет контрольную проверку соблюдения требований их изоляции, дает указания о размещении конвоя и занимает место в кабине автомашины.
При перевозке конвоируемых в специальных автомобилях к месту доставки на расстоянии свыше 50 километров выделяется машина сопровождения, оборудованная радиостанцией, громкоговорящей установкой и проблесковым маячком.
В исключительных случаях и при отсутствии специального автомобиля на небольшие расстояния допускается конвоирование в легковом автомобиле. В нем конвоируется только один подозреваемый или обвиняемый, который помещается на заднем сиденье между двумя конвоирами. В пути следования на него надеваются наручники. Двери автомобиля фиксируются в закрытом положении, стекла окон поднимаются.
|
Перевозка подозреваемых и обвиняемых в открытом грузовом автомобиле допускается только после наращивания бортов не менее чем на 30 см и оборудования в передней и задней частях кузова жестко закрепляемых скамеек для конвоиров. В крытых грузовых автомобилях для конвоиров обеспечивается обзор местности и возможность подачи сигналов в кабину.
Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых на речных и морских судах, как правило, назначается усиленный конвой. Подозреваемые и обвиняемые доставляются на пристань не менее чем за один-два часа до общей посадки пассажиров и, по возможности, непосредственно к трапу судна. До посадки их из специального автомобиля старший конвоя лично решает вопрос с капитаном судна о выделении изолированных помещений для конвоя и конвоируемых, осматривает помещения, закрывает в них окна (иллюминаторы), проверяет исправность освещения, вентиляции, выставляет у дверей конвоиров.
Подозреваемые и обвиняемые направляются на судно по одному двое в сопровождении старшего конвоя. Дополнительные наряды милиции при этом несут службу на берегу, против носовой и кормовой частей судна. Посты по охране конвоируемых устанавливаются у окон (иллюминаторов), которые соответствующим образом закрываются.
Перевозка конвоируемых на воздушных судах допускается в случаях большой протяженности маршрута конвоирования либо когда воздушный транспорт является единственным средством сообщения. Для конвоирования подозреваемых и обвиняемых в самолете (вертолете) назначается усиленный конвой. Кроме того, из лиц среднего начальствующего состава назначается начальник конвоя. При этом учитывается, что общее число конвоиров всегда должно превышать количество конвоируемых лиц. На рейсовых многоместных воздушных судах разрешается конвоировать не более 10 человек, а на легких самолетах — до 3-х конвоируемых.
Перед посадкой сотрудники милиции совместно со специалистами Службы авиационной безопасности производят осмотр салона самолета, Где будут размещены конвоируемые, осуществляют их личный обыск, а также досмотр принадлежащей им ручной клади.
Посадка конвоируемых лиц в самолет производится до общей посадки Пассажиров, а высадка - только после выхода всех пассажиров. Конвоирование во время посадки и высадки осуществляется в наручниках по одному, при сопровождении начальника конвоя и конвоиров, а также при участии дополнительных нарядов, отправляющих или встречающих этап. Перевозка подозреваемых и обвиняемых на воздушных судах производит-• только в наручниках в положении «спереди».
Конвоирование подозреваемых и обвиняемых пешим порядком и на гужевом транспорте между населенными пунктами допускается лишь при невозможности движения других видов транспорта.
Запрещается их конвоирование пешим порядком в городах и населенных пунктах, по пассажирским платформам (пристаням), во время посадки пассажиров в поезда (на суда), самолеты (вертолеты), и высадки из них, через помещения вокзалов, аэропортов и других мест скопления граждан.
При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии Автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, КИЗО, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.
Основанием для конвоирования тем или иным способом является:
1. Письменные заявки следователей, дознавателей, судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.
2. Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии постановления судьи о заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.
Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:
- предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;
- получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;
- определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.
- произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны, подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;
- осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.
Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц.
Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:
а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;
б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;
в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;
г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;
д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.
Важным элементом организации конвоирования является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Управление нарядами включает в себя:
а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;
б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;
в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;
г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.
Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конкретного подразделения и отражается в книге службы нарядов.
Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые, на каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:
а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;
б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;
в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;
г) порядок связи с нарядами и другие вопросы.
Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания Немедленной помощи.
При обнаружении недостатков проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми и конвоирами.
О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).
Заключение.
Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев милиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.
Учету и оценке подлежат следующие показатели:
- продолжительность и места несение службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых; количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;
- наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;
- своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:
- подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств и вооружения; замечания и предложения проверяющих.
Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений милиции производится при подведении итогов работы: начальником органа, командиром подразделения - один раз в месяц, начальником ИВС - два раза в месяц, командиром отделения - еженедельно.
Литература:
Основная литература:
1. Федеральный закон РФ №103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 15.04.2006 г.)
2. Постановление Правительства РФ №726 от 2.10.2002 г. «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста». // СЗ РФ. 2001 г. №40
3. Постановление Правительства от 15 октября 2003 г. № 627 «Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» (в ред. от 01.02.2005 г.)
4. Приказ МВД России № 140 ДСП от 7 марта 2006 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».
5. Административная деятельность ОВД: Учебник/под ред. В.П. Сальникова. В 2ч.Ч.1. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Дополнительная литература:
1. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста»
2. Приказ МВД России от 22 ноября 2005г. №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»
3. Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых»
4. Бочаров С.Н., Килясханов. И.Ш., Швецов Б.Ф. Организация и совершенствование деятельности изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц и конвойной службы милиции: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1990.
Дедюхин В.В., Канцарин Ф.Г. Конвоирование лиц, заключенных под стражу и охрана их конвоем СИЗО или тюрьмы. Учебное пособие. М., 1979.
[1] См.: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» //СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4905.
[2] Штатное расписание Департамента охраны общественного порядка (приложение 3 к приказу МВД России от 20 ноября 2004 г. № 766).
[3] Статья 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
[4] См.: Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3613.
[5]
См.: Федеральный закон от 9 марта 2001 № 25-ФЗ //2001. № 11. Ст. 1002.