Хххххххх | Ххххххх хххххххх хххххххх | |||
Хххххххх | Хххххххх | |||
XXX | ХХХХ | XXX | ХХХХ | |
1. Ххххх | ||||
2. Ххххххх | ||||
3. Ххх | ||||
4. Ххххх | ||||
5. Хххх |
[новая страница]
Продолжение табл.0
6. Ххххх 7. Ххххххх |
Если таблица имеет много столбцов, которые не размещаются по ширине страницы, то ее следует вынести на отдельный лист и развернуть по горизонтали (заголовок оказывается у сшиваемого края). Эта операция достаточно легко производится в при изменении формата текущей страницы с книжного на альбомный. Текст главы на этой странице уже не печатается. Если таблица широкая, но имеет небольшое число строк, она размещается не в верхней, а в центральной части альбомной страницы.
В основных главах ВКР следует приводить только таблицы с уже обработанными материалами. Все «сырые» результаты, которые не «играют» на доказательство выдвинутой гипотезы, но которые могут заинтересовать рецензента или членов ГАК (например, для перепроверки расчетов), нужно размещать в приложении.
Таблицы, заимствованные из программных пакетов типа «Statistica», следует адаптировать под требования оформления ВКР, в частности обеспечивать перевод с английского всей терминологии, автоматически поставляемой в таблицу, и ее названия, избавляться от цветного фона, мешающего восприятию, заменять шрифты на принятые и т.п.
Иллюстрации
ВКР может быть иллюстрирована фотографиями, показывающими условия эксперимента, рисунками, графиками, чертежами, схемами и т.п. В тексте работы все они обозначаются словом «рисунок». Требования по их расположению, нумерации, а также требования к их тематическим названиям аналогичны требованиям, предъявляемым к таблицам. Но подпись к рисункам, в отличие от таблиц, располагается не сверху, а снизу от представляемого объекта и состоит:
|
- из сокращенного слова «Рис.»;
- из порядкового номера арабскими цифрами;
- из названия рисунка с прописной буквы, в конце которого точка не ставится;
- из дополнительных пояснений, имеющих отношение к обозначениям на рисунке (например, названий осей графиков, характера разметки элементов рисунка и т. п.); этот элемент не является обязательным.
Нумерация рисунков и таблиц осуществляется отдельно.
Приведем пример подрисуночной подписи:
Рис. 00. Ххххххххххххххххх ххxxxxxxxxxx.
Ххххх xxxxxxxxx хххх хххххх.
Качество иллюстраций должно обеспечивать их четкое воспроизведение (ксерокопирование, микрофильмирование и т. п.). Вполне приемлемы рисунки в компьютерном исполнении, в том числе и цветные, но злоупотреблять ими не стоит, поскольку при монохромном копировании часть информации из-за одинаковой плотности разных цветов может потеряться.
Таблицы и рисунки, вынесенные в приложение, нумеруются отдельно. Ссылка на них в тексте будет выглядеть так: «см. прил. 1, рис. 1.2».
Если таблица заимствована или рассчитана по данным журнальной периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).
Приложение
Приложения являются продолжением ВКР, т.е. размещаются на последних его страницах.
|
Каждое из них должно начинаться с нового листа (страницы) со словом «Приложение» в правом верхнем углу и номера арабскими цифрами (без знака №). Строкой ниже следует центрированный заголовок приложения, а после пропуска строки - содержание приложения (текст, таблица и т.п.).
Если в работе имеется более одного приложения, их нумеруют последовательно, например: прил. 1, прил. 2 и т.д.
Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы и подразделы, нумеруемые аналогично главам.
Многочисленные таблицы и иллюстрации, помещаемые в приложении, нумеруют в пределах каждого приложения. Для удобства поиска и отличия таблиц в приложениях от таблиц основного текста диплома, допускается вводить в нумерацию таблиц дополнительную букву «П». В таких случаях номер таблицы в приложении и ссылка на нее в тексте будет выглядеть следующим образом: Таблица П. 1.2 (второй рисунок первого приложения).
Отражение приложения в содержании ВКР имеет форму самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения и номера страницы (см. выше).
Внутритекстовые ссылки
На все литературные источники, статистические и нормативные материалы, использованные при написании ВКР, на заимствованные рисунки, таблицы и графики должны быть ссылки в тексте. Список источников приводится в конце работы. Заимствование фрагментов произведений без ссылки на источник не допускается и может служить основанием для снятия работы с защиты.
Оформление ссылок - один из окончательных этапов оформления ВКР. Существует два основных способа оформления ссылок в тексте:
|
1. Для ссылки используется порядковый номер источника в списке литературы, заключаемый в квадратные скобки. Например:
Л. С. Выготский [6] и Б. Г. Ананьев [2] считают, что…
Ряд авторов [9], [15], [37], [39] независимо друг от друга пришли к выводу о том, что…
Считается, что иероглифы преимущественно обрабатываются правым, а алфавитное письмо - левым полушарием [14], [46].
Особо важные или оригинальные мысли цитируемого ученого целесообразно давать авторским текстом, заключая его в кавычки. После него рядом с номером по списку литературы после запятой необходимо приводить и номер страницы, цитируемого текста. Например:
В.С. Тюхтин высказывается еще более определенно: «Активный характер психической деятельности, идеальная форма отражения и индивидуальные особенности деятельности субъекта — эти три признака определяют позитивный смысл субъективного» [14, с 100].
«Для того чтобы перейти от действия к операции, - пишет Ж. Пиаже, – необходимо, чтобы действие было обратимым» [38, с. 177]
Приведенный способ оформления ссылок достаточно компактен, но имеет существенный недостаток. Если возникает необходимость ввести в литературный обзор (и в пронумерованный список литературы) новый источник либо, напротив, изъять источник, то приходится пересматривать всю нумерацию ссылок в ВКР.
2. Для ссылки используется фамилия автора (с предшествующими инициалами), сопровождаемая годом публикации цитируемой работы. В зависимости от контекста либо фамилия и год, либо только год заключаются в круглые или квадратные скобки. Подобный способ «предъявления» цитированных авторов несколько загромождает текст, но более приемлем в случаях, когда студент не уверен в количественном составе источников. Кроме того, сразу видно, на работы каких авторов и каких лет студент в основном ссылается. Например:
В рамках дистимических или дисфорических состояний отмечается появление периодов тоскливого настроения, аффектов, злобы, ранимости (М. О. Гуревич, 1948; Г.Е. Сухарева, 1955; М. П. Подобед 1967; В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева. 1999 и др.).
Эта идея получила дальнейшее развитие в трудах Н. А. Бернштейна (1935), О. А. Асратяна (1953), Г. И. Полякова (1959), П. К. Анохина и его научной школы (1968).
В каждом возрастном периоде отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости, иначе не произойдет полного слияния систем в единый ансамбль [Л. О. Бадалян, 1983. - С. 213].
В работе следует придерживаться какого-либо одного способа офрмления.
Названия иностранных книг в тексте работы даются в русском переводе, названия зарубежных газет, журналов не переводятся и пишутся в оригинальной транскрипции. Фамилии общеизвестных иностранных ученых, таких как Ньютон, Эйнштейн, Пиаже можно писать по-русски, но малоизвестные фамилии при первом упоминании в тексте даются в подлинной транскрипции и параллельно в русской. Например: «По Г. Шмидту (Н. Schmidt, 2000)».
Если ссылка дается одновременно на несколько работ, то сначала упоминаются русскоязычные работы в хронологическом порядке, а затем иностранные тоже в хронологическом порядке. Если по смыслу исследования ВКР нет необходимости специально подчеркивать многочисленность работ по той или иной теме, то в тексте следует избегать одновременных ссылок на многих авторов. Если это действительно оригинальные данные, то при разных обстоятельствах их могли установить вряд ли более двух—трех исследователей, а если это широко известные факты, то их допустимо приводить вообще без ссылки на источник.
Если используется цитата, взятая не из первоисточника, а из другого документа (позаимствована у другого цитирующего автора), то ссылку, в зависимости от выбранного способа ее оформления, следует заканчивать словами: «[цит. по 00, с. 00]» или «(цит. по X. X. Хххххххх, 2000, с. 00)».
Список литературы
Список использованной литературы — обязательный раздел выпускной квалификационной работы, который характеризует уровень знакомства с современным состоянием проблемы, над которой студент работает. В него включаются все печатные издания (книги, статьи, материалы конференций, энциклопедии, нормативные акты, документы и т.д.), а также неопубликованные (на правах рукописи, например тексты диссертаций) материалы, которыми вы пользовались при выполнении работы.
Это значит, что при подготовке списка необходимо избегать двух ошибок: включать в него источники, на которые нет ссылок в тексте работы, и, напротив, приводить в тексте ссылки или цитаты, не имеющие адреса в списке.
К оформлению списка литературы предъявляются строгие требования, полностью сформулированные в ГОСТе 7.1.84 «Библиографическое описание документа» с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1991). Рассмотрим самые общие из примеры библиографических описаний.
Во-первых, все документы списка должны быть определенным образом сгруппированы. Наиболее распространенным вариантом группировки является такой, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. В начале списка идут источники на русском языке, в конце - на иностранных.
Библиографическое описание начинается с фамилии автора, после которой следуют его инициалы, например: Иванов А. Н., а не А. Н. Иванов.). Довольно часто встречаются случаи, когда в списке литературы приводится несколько работ одного и того же автора. Упорядочение этих работ в списке производится в хронологическом порядке - сначала более ранние, затем - более поздние. Если возникла ситуация, когда студент ссылается на две работы одного автора, одна из которых написана им индивидуально, а другая в соавторстве, то первой в списке должна стоять индивидуальная работа.
Произведения авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавитном порядке, включая инициалы (например, Иванов А.Б., затем Иванов А.П.).
Из алфавитного порядка списка выпадают лишь официальные и нормативные документы (законы, указы, постановления), которые рекомендуется давать в начале списка.
Во-вторых, библиографическое описание источника, на который вы ссылаетесь в дипломе, по правилам должно состоять из нескольких элементов (фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, название издательства, год издания, количество страниц), условно разделяемых пробелами, тире, запятыми, двоеточиями, точками, точками с запятой и одиночными или двойными косыми чертами. После печатных разделительных знаков должны стоять пробелы.
Не вдаваясь в подробности этих правил, приведем несколько примеров наиболее распространенных библиографических описаний.
Монография
Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
Переизданная монография
Ярошевский М. Г. История психологии. - 3-е изд.. перераб. – М.: Мысль, 1989. - 575 с.
Переведенная монография
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека (введение в психологию) / Пер. с англ. - М.: Мир, 1974. - 561 с.
Статья в периодическом издании
Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1965. – Т. 65, № 12. - С. 1777-1779.
Статья из тематического сборника
Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 154-160.
или
Мельник И. М. Влияние общения на характер воспроизведения в кратковременной памяти // Kaтегории, принципы, методы психологии. Психические процессы: Материалы VI съезда Общества психологов СССР. - М., 1983. - Ч. 2. - С. 462-163.
Методические документы
Шкала для психологической диагностики уровня невротической астенизации (УНА): Метод. рекомендации / Вассерман Л. И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Исурина Г. Л., Карпова Э. Б., Малкова Л. Д., Сергеев В. А., Губанова И. В. - СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1988. - 18 с[2].
С тепанов А.Н, Соломин И.Л, Калугин С.В. Методика экспресс-профориентации клиентов службы занятости. - СПб.: Мэрия Санкт-Петербурга. Комитет по занятости населения, 1994. - 16 с.
Автореферат
Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: Автореф. дис.... д-ра мед. наук. - Л., 1960. - 28 с.
Статья из энциклопедии
Фотьянов М. И. Сознание // БСЭ. -3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - Т. 24. - С. 129-131.
Статья из Интернета
Сазонов В. Ф., Ладохина И. Ю. Графическая симметрия в рисовании симметричной фигуры у первоклассников // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии: Материалы конференции. Ч. 4. - М.: НИИ мозга РАМН. - Б. г. - https://nii-mozga.narod.ru/ rnater3.html.
Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, число которых в дипломной работе целесообразно ограничивать несколькими десятками. При этом общий объем списка не должен превышать 5 % от объема рукописи. В конечном счете список литературы приобретает следующий формальный вид:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука. - 1977. – 384 с.
…
57. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просв., 1969. –317 с.
58. Cescrwind N., Lewitsky M. Human brain left-right asymmetries in temporal speech region // Science. – 1968. – Vol. 161. – P. 186—187.
…
Правописание и стиль
Окончание университета предполагает, что выпускник выходит в большую жизнь грамотным человеком. Элементарным индикатором этого качества будущего интеллигента и профессионала для членов ГАК является его дипломная работа. Работа по устранению ошибок в текстах за последние десять лет существенно облегчилась в связи с распространением компьютерных технологий, в число которых входят специальные программы, обеспечивающие автоматическую проверку грамматики и орфографии набираемых текстов. Имеется такая встроенная программа и в рекомендованном текстовом редакторе Microsoft Word.
Следует иметь в виду, что она очень хорошо «отлавливает» случайные опечатки и явные дефекты правописания, но «не узнает» те случаи, когда опечатка приводит к замене одного слова на другое, тоже орфографически правильное («полка» - «палка»), либо сигнализирует об ошибке, натолкнувшись на специфический для данной науки термин (в самом термине тоже может быть допущена ошибка) и многие фамилии
Поэтому компьютерную проверку подготовленного текста следует считать лишь первым шагом проверки грамотности. Практика показывает, что орфографические, грамматические, оформительские и стилистические ошибки самим автором после продолжительной работы над текстом не замечаются. Оптимальным вариантом является такой, при котором ваш текст перед передачей научному руководителю кроме вас прочитает редактор или просто грамотный человек, способный уловить слабые места, несуразности, заметить ошибки или даже почувствовать смысловые противоречия.
Задачи дипломника в этот период подготовки текста:
- проверить орфографию вообще и орфографию терминов;
- проверить правильность написания фамилий цитируемых авторов, избавиться от вульгаризмов, слэнга, иногда применяемых в бытовой речи;
- избавиться от лишних слов, загромождающих текст;
- заменить одинаковые или однокоренные слова в одном предложении или в соседних предложениях адекватными синонимами (вместо повторяющегося «выявили» написать «установили» или «обнаружили» и т. п.);
- отследить и избавиться от тавтологии - одних и тех же высказываний, повторяемых разными словами;
- разделить громоздкие предложения на несколько более кратких и понятных при первом прочтении;
- отследить правильность соотнесения придаточных предложений;
- избавиться (за редким исключением) от неоправданных цитат;
- заменить в ссылках ранние работы авторов на более поздние (при наличии).
Н е д о п у с к а е т с я:
- применять для одного и того же понятия разные научные термины;
- применять произвольные словообразования;
- применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии или специально оговоренных в дипломной работе; аббревиатура приводится в скобках после полного написания названия. В дальнейшем это название (наименование) можно заменить аббревиатурой. Например:...детский церебральный паралич (ДЦП)...;
- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;
- применять в тексте дипломной работы (за исключением формул, таблиц и рисунков) математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
- применять без числовых значений математические знаки, например: > (больше), < (меньше), = (равно), а также знаки № (номер) и % (процент).
В тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Например:
Средний рост восьми обследованных девочек составил 152,4 мм, а 27 обследованных мальчиков - 167,2 мм.
В данной методике используется три шкалы, каждая с диапазоном в 10 баллов.
Опыт «работы над ошибками» дипломников предыдущих поколений позволяет обратить внимание на следующие конкретные обстоятельства оформления текста.
Есть несколько случаев, в которых т о ч к и не ставятся:
- в конце заголовков, в названиях таблиц, рисунков;
- в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая.
К а в ы ч к и следует использовать только угловые («»). Верхние кавычки (² ²) используются только в английских текстах.
Различают д е ф и с и т и р е. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается тире - знак препинания, используемый в предложениях Тире всегда отбивается пробелами но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка
П р о б е л используется для отделения единиц измерения от числа (127 м) для разделения порядков в больших числах (10 000 км). При этом нужно смотреть, чтобы из-за этого не возникало переносов части этих целостных элементов на другую строку
Пробелом не отделяются от чисел знаки градусы (21°) и показатели степени (62).
Пробелом отделяются от чисел знак процента (99 %).
Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок.
После знака № пробел следует ставить (№ 9).
В текстовом редакторе Word не следует отбивать красную строку (а также центрировать заголовки) пробелами или с помощью табуляции. Для этой цели в большинстве версий редактора служат опции «Формат - Абзац - Отступы и интервалы» или их аналоги.
После любого знака препинания ставится пробел.
Процедура защиты ВКР
Процедура защиты ВКР является своеобразной вершиной всей проделанной студентом за годы пребывания в университете учебной и исследовательской деятельности. Зашита ВКР состоит из двух взаимодополняющих «слоев». Первый связан с возможностью предложить членам ГАК интересное по задачам и великолепно реализованное исследование. Второй «слой» связан с формой «исполнения» защиты как своеобразного сценического действа, в котором роль выпускника строго регламентирована поведением и текстом.
Опыт наблюдения за защитами ВКР показывает, что пренебрежение формой защиты, ее внешней стороной, порой может привести к нареканиям и снижению оценки даже очень хороших по содержанию исследований. С другой стороны, не редки случаи, когда скромная по внутреннему потенциалу работа, будучи искусно озвученной и уверенно защищенной, позволяла получить соискателю самые желаемые результаты. Конечно, если работа откровенно слабая, то никакое самое яркое выступление на защите не спасет ситуацию.
Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать, задавать вопросы и обсуждать дипломную работу все желающие. Принципиальная схема защиты, которая может незначительно варьироваться, примерно такова:
- выпускник излагает содержание выполненного им исследования;
- задаются вопросы по теме исследования;
- выпускник кратко и по существу отвечает на поставленные вопросы (по усмотрению председателя комиссии или по просьбе защищающегося ответ может следовать либо сразу после вопроса, либо сначала задаются все вопросы, а потом студент на них отвечает);
- зачитывается отзыв руководителя и рецензия;
- выпускник отвечает на замечания, сделанные в отзыве и рецензии;
- по всем предложенным материалам могут выступить присутствующие на защите руководитель, рецензент и другие лица;
- по результатам защиты на закрытом заседании ГАК выносит решение об оценке ВКР и о присуждении выпускнику искомой квалификации.
Смысловым стержнем, вокруг которого выстраивается защита, является доклад выпускника, который должен быть рассчитан примерно на 5-10 минут. Это время должно предусматривать не только зачитывание текста, но и отвлечения, связанные с обращением к иллюстративному материалу и пояснениями к нему. Для того, чтобы уложиться в указанный временной отрезок, еще в период подготовки необходимо точно выверить, какое количество страниц (или знаков) выпускник способен со средней скоростью (без волнения, не тараторя и не «спотыкаясь» на сложных словосочетаниях) прочитать вслух за эти 5-10 минут. Полученный объем текста и должен стать базовым для будущего доклада.
Доклад должен исходить из существа выполненного исследования, т.е. в докладе должны быть озвучены необходимость проделанной работы, ее результаты, аргументированность и интерпретация результатов. Доклад должен быть в меру лаконичным, без «лирических отступлений» и вместе с тем достаточно информативным, чтобы не вызывать у членов ГАК и присутствующих на защите многочисленных уточняющих вопросов. Но нельзя уходить и в другую крайность, когда в доклад включают все данные, полученные в процессе работы.
Доклад в своей содержательной части - это конспект ВКР, в котором в достаточно полном виде должен быть представлен материал Введения и Заключения, а между ними - подвергнутые тщательному отбору материалы основных глав. В соответствии с содержанием доклада подготавливаются иллюстрации, которые не только облегчают присутствующим восприятие части сложной информации, но и улучшают общее впечатление от выступления. Иллюстраций должно быть не более 2-5. Как правило, это либо плакаты с таблицами и графиками (стандартные листы ватмана), либо слайды или прозрачные пленки, требующие для своей демонстрации специальной аппаратуры и экрана.
Все иллюстрации должны иметь достаточные размеры, величину букв и цифр, жирность линий, поля, оптимальное расстояние между строками, чтобы текст можно было прочитать даже сидящему в последнем ряду. Для написания цифр и букв на бумаге целесообразно использовать стандартные трафареты, имеющиеся в продаже. Если есть возможность, то клетки таблиц можно заполнять вырезанными и аккуратно подклеенными цифрами и знаками, исполненными на струйных или лазерных принтерах.
Попытку вместить слишком много информации на одном плакате следует признать неудачной. Также неудачной является попытка продемонстрировать многочисленные сдайды, которые для слушателей при быстром обновлении превращаются в калейдоскоп, недоступный для содержательного восприятия, что вызывает раздражение.
Сам доклад ни в коем случае не должен быть перегружен цифрами, в тексте выступления нужно оставлять лишь минимальное количество цифр. Весь остальной цифровой материал, без которого невозможно обойтись, лучше выразить иллюстрирующими графиками и таблицами.
Содержание доклада, выверенное по логике и стилю, в напечатанной форме представляется руководителю ВКР, который может по нему сделать свои замечания или внести в него свои исправления.
Готовый доклад в качестве репетиции надо несколько раз прочитать вслух, желательно даже в той аудитории, где будет проходить защита, в присутствии научного руководителя и друзей-коллег. Это позволит не только выучить его практически наизусть, но и отработать детали своего выступления: когда взять в руки указку (она должна быть приготовлена!), когда обратиться к плакату (чем и на чем он будет крепиться?), куда встать, чтобы не загораживать наглядный материал собой, обговорить условия с тем, кто будет показывать слайды (когда, по какой команде и кто будет включать и выключать свет и т.д.). Замечания, полученные на таких репетициях, позволят избежать грубых ошибок в будущем. Отработав многократно все элементы, вы будете чувствовать себя во время защиты намного спокойнее. Это придаст вам уверенность, а слушатели будут видеть, что вы свободно владеете материалом. Весьма полезным для знакомства с процедурой мероприятия является и посещение защит однокурсников.
Перед каждым защищающимся всегда стоит вопрос - учить доклад наизусть или зачитывать его с бумаги «от корки до корки». Обе крайности, хотя и по разным причинам, нежелательны. Свободно, последовательно, связно, грамотно и интонационно насыщенно проговорить на заданную тему даже 5-10 минут могут далеко не все. Поэтому прежде всего выпускник должен представлять себе - по силам ли ему такая задача или лучше перестраховаться. Механическое заучивание при случайном забывании какого-то фрагмента часто приводит к тотальным сбоям в выступлении. Поэтому полный текст, лежащий перед глазами, должен гарантировать выпускника от подобных недоразумений.
Плохое и безотрывное чтение наводит па мысль, что студент не знает собственного материала или не владеет русским языком. Строгий стиль научных документов, к числу которых относится и ВКР, все же отличается от стиля устного доклада, в котором могут присутствовать известные «вольности», индивидуально окрашивающие предлагаемую информацию, расставляющие акценты в выигрышных для докладчика местах или допускающие сдержанную экспрессию.
Волнение на защите ВКР естественно, поэтому даже с учетом проведенных репетиций целесообразно в тексте доклада цветным фломастером или другим удобным способом сделать ясные пометки в тех местах, где нужно отвлечься от текста, повернуться лицом к членам ГАК, сделать эмоциональный акцент, указать на график и т. п.
При подобных обстоятельствах можно прибегнуть и к другим техническим и мнемотехническим приемам, например к выучиванию наизусть лишь первых начальных слов каждого абзаца (в напечатанном тексте они подчеркиваются). Быстрый взгляд, брошенный лишь на первое слово, моментально позволяет вспомнить остальное, а потом можно вернуться взглядом к бумаге и оставшееся дочитать «с листа». Особую важность такое избирательное заучивание приобретает для фрагментов выступления, следующих сразу после обращения к иллюстративному материалу (обычно для показа графиков и таблиц приходится отходить от кафедры и отрываться от текста). Отдельного и особого внимания требует и текст комментариев к иллюстрациям. Затянувшаяся пауза после демонстрации выглядит неважно.
Хорошо, если полностью отработанный текст в собственном исполнении выпускнику удастся записать на магнитофон и несколько раз его прослушать. Это позволит «увидеть» его со стороны и лучше запомнить.
Текст выступления целесообразно напечатать несколько большим кеглем, чем обычно (например, как в детских книжках). Надо иметь в виду, что он должен легко читаться. Необходимо продумать вопрос о том, как придется находить нужный фрагмент текста после отрыва от него (фиксировать его пальцами, линейкой, полоской бумаги или положиться на быстроту зрительного поиска).
Этикет при защите ВКР
На защите ВКР существует определенный этикет, который выпускник должен соблюдать во время доклада и его обсуждения. Согласно правилам, выступление на защите должно начинаться с уважительного обращения к членам ГАК словами «Глубокоуважаемый председатель, глубокоуважаемые члены Государственной экзаменационной комиссии!» и далее, обращаясь уже к залу: «Многоуважаемые коллеги!». Это уважение должно проявляться и в том, что выпускник должен знать членов комиссии по имени и отчеству. Подразумевается, что это знание распространяется не только на профессорско-преподавательский состав кафедры, университета, но и на приглашенных членов комиссии.
Во время ответов на вопросы и во время возможной дискуссии необходимо быть предельно корректным. Независимо от тона или содержания заданного вам вопроса, ответ на него должен предполагать, что член комиссии, задавший вам вопрос способствует более полному доведению смысла вашей работы до присутствующих.
Если на заседании председатель не предлагает сразу отвечать на вопросы, выпускник записывает их кратко с указанием фамилии, имени, отчества задавшего и отвечает на них в порядке их поступления. Ответ начинается теми же «Глубокоуважаемый…», «многоуважаемый…», «уважаемый…» (последнее выражение более подходит для ровесников выпускника). Если вопрос задан профессором, то общим правилом является обращение «Глубокоуважаемый…».
Обращенные к выпускнику вопросы обычно бывают двух родов. Первые связаны с просьбой дополнительных разъяснений по экспериментальному материалу, по способам его обработки, мотивам выбора тех или иных методов и т.п. Ответы на них требуют удовлетворительного знания и умения быстро ориентироваться в информации, как правило, не выходящей за пределы ВКР. Вторые, серьезнее по сути, ставят под сомнение сформулированные выводы или полученные частные результаты Ответ на них требует развернутой аргументации и таких доводов, которые ни у кого из присутствующих не оставляют сомнения в верности точки зрения докладчика. Вместе с тем если правота оппонента для докладчика очевидна, необходим ответ, в котором подтверждается факт согласия с ним, дается объяснение обнаруженной ошибки или противоречия, а также выражается благодарность за ценное замечание. Например, на всех видах защит обшепринятой в подобных случаях являйся фраза, заключающая ответ докладчика: «По этому вопросу Вы, безусловно, правы и мы учтем Ваше замечание в нашем дальнейшей работе».
Для словесного оформления ответа при отстаивании своих взглядов в научной практике за многие годы были выработаны и другие вводные шаблонные обороты типа: «Мы полагаем…», «Нам представляется, что…», «Полученные результаты позволяют предположить...» и т. п. При объяснении замеченной ошибки или недоработки ее объяснение может принимать примерно такие формулировки: «К сожалению, из-за ограниченности выборки нам не удалось...», «Сделанное Вами предположение, безусловно, интересно, но его подтверждение не входило в число задач нашего исследования», «Мы с Вами полностью согласны, но данная точка зрения требует своего подтверждения с применением других методик», «Полученные результаты действительно противоречат общепринятой точке зрения, что, по нашему мнению, может быть объяснено...» и т. п.
Ответы и по форме и по существу должны быть индивидуальны и учитывать специфику заданного вопроса.
Фразы типа «Сейчас я вам объясню» или «Так я об этом уже говорила», «Ну как вы не понимаете» и т.п. абсолютно неприемлемы как по форме, так и по психологическому контексту.
Этика выпускника на защите ВКР выражается также и в том, что в заключение своего выступления либо в специально предоставляемом заключительном слове выпускник выражает свою благодарность членам ГАК, своему научному руководителю, рецензенту и всем тем, кто помогал студенту при написании ВКР.
Основные ориентиры
Требованиями, по которым ГАК оценивает всю проделанную выпускником работу, являются:
- знание научной литературы и нормативных документов по изучаемой теме;
- владение навыком работы с научным документом;
- владение структурой научного документа;
- владение проблемной областью в рассматриваемой теме;
- владение научным стилем речи;
- понимание современного состояния освещаемой проблемы;
- умение анализировать теоретическую позицию других авторов
по данной проблеме;
- умение аргументированно излагать собственную точку зрения и обосновывать выводы;
- умение грамотно поставить проблему исследования, выделить цели и задачи, отобрать методы исследования;
- грамотное построение собственного экспериментального исследования;
- системный анализ результатов исследования;
- доказательность выводов;
- научная и практическая значимость, полнота, достоверность зафиксированной информации;
- содержание элементов научной новизны: новые факты, подкрепляющие известные положения, или новое освещение уже известных фактов, обобщение и систематизация материалов в свете поставленной в работе научной проблемы и т.д.;
- наличие практических рекомендаций;
- адресность рекомендаций;
- самостоятельность исследования и анализа материалов;
- социальная ориентированность проблематики;
- демонстрация подготовленности автора к профессиональной деятельности по своей специальности, владение теорией, методологией и методикой данной науки;
- оформление работы в соответствии с общими требованиями к текстовым документам;
- оформление библиографии в соответствии с ГОСТ 7.1-84;
- правильное оформление ссылок.
ПРИЛОЖЕНИЕ