Любовь, как необходимое условие в пастырской и миссионерской деятельности.




Наша довольно продолжительная пастырская и миссионерская, деятельная практика дала нам возможность убедиться в том, где и в чем скрывается условие успеха пастырской и миссионерской деятельности. Как известно, наше Правительство, Архипастыри и само общество ныне усиленно заботятся о том, чтобы «восстановить» правильные, задушевные отношения между пастырями и пасомыми, между проповедниками и слушателями. Ныне правительством и обществом возбужден и решается вопрос «о преобразовании приходов», об обеспечении жалованием духовенства, будто для того, чтобы оно было независимо от прихожан и будто для более смелой проповеднической деятельности и воздействия на прихожан со стороны пастырей. Этот взгляд на приходскую жизнь весьма ошибочен: никакими внешними преобразованиями «приходской жизни» улучшить нельзя, и никаким «казенным» обеспечением изменить отношения пастыря к своим пасомым невозможно, ибо здесь требуется внутреннее, духовное стремление той и другой стороны к сближению и душевному единению, к общности жизни. Полное обеспечение жалованием может еще более охладить отношение пастырей и прихожан между собою и сделать их внешними, чисто чиновническими, чего нельзя допускать в приходскую жизнь. Здесь требуется преобразование, или вернее улучшение внутренних, душевных отношений причта и прихожан, нужно возгреть любовь между ними, которая и улучшит отношения их между собою и «оживит» приходскую жизнь. А тогда улучшится и обеспечение причтов со стороны прихода. Когда человек отдается служению ближнему вседушевно, тогда он и с другой стороны вызывает сочувствие и соответствие; когда душа пленяется, тогда за нею идет и вещественное. В подтверждение сему несколько примеров, лично мною наблюдавшихся в жизни, и для каждого вероятных. Мы не будем указывать здесь на примеры великих служителей Богу и ближнему, - каков был например о. Иоанн Кронштадтский, - привлекавшему к себе народ и богатство его. Мы укажем примеры жизни и службы лишь некоторых из рядовых священников. Так один из священников казанской епархии, Я. С. М., поступил на службу в приход, в трех деревнях которого было по 10 – 15 семейств каких то сектантов. О. М. миссионерской подготовки не имел и на сектантов никакого внимания не обращал, но со своими православными прихожанами он жил как родной отец, исправляя свои пастырские обязанности с великим усердием и благоговением и обращаясь с прихожанами с нелицемерною любовию. И вот, через 10 – 12 лет не осталось в его приходе не единого сектанта, ибо все они слились жизнью с православными прихожанами и составили собою не раздельную приходскую единицу только потому, что приходской «батюшка очень хорош и служит хорошо». Но с этими людьми никогда не делалось и не велось особых собеседований «о перстах и алилуии»… Этот отец М. служил в одном приходе 50 лет, получил сан протоиерея и умер, оплакиваемый единодушно всеми прихожанами… И материально он обеспечен был прихожанами очень хорошо. Таких примеров из «приходской» жизни нам известно очень много.

Теперь приведем пример из миссионерской практики. При окончании мною курса Духовной Академии. Мне пришлось писать курсовое сочинение на тему «любовь и самолюбие с религиозной точки зрения». В этом сочинении я выяснил силу и значение любви в жизни человеческой и в особенно в деятельности миссионеров. Прочитавши это сочинение, Ректор Академии, Епископ Алексей, неоднократно говорил мне: «Не любовь нужна по отношению к раскольникам и сектантам, а порка по естеству»… По этому вопросу между мною и о. Ректором было некоторое прение во время нашей совместной поездки на миссионерский съезд в г. Киев. Он предлагал в пути Казанскому Епархиальному Миссионеру, г. Василевскому, доказать мне бесполезность любви в деле миссии… Но вот, когда наша поездка уже заканчивалась, между Нижним и Казанью на пароходе г. Василевский завел беседу с Казанским старообрядцем, фамилии которого я не помню. Старообрядец скромно и спокойно укорял православное духовенство и миссионеров за грубое обращение их со старообрядцами и добавил: «мы давно соединились бы с вами в вере, если бы вы явили нам побольше любви». Миссионер же г. Василевский, при грубости своей дикции, еще несколько горячился и тем портил беседу. Когда епископ и я подошли к ним, старообрядец даже и не пристал со своего места. Но вот неожиданно подходит к нам казанский православный священник Н. А. Воронцов, старообрядец вскочил с места и сказал: «Ах, вот это наш батюшка!» - подошел к нему под благословение и с любовью облобызался с ним… Я тихонечко коснулся руки Преосвященного и сказал ему: обратите свое внимание на этот случай… Дело в том, что священники братья Воронцовы слишком ласковы в обращении с народом и безусловно добры. Без сомнения, священник Н. А. Воронцов, не будучи миссионером, никогда не вступал в споры со старообрядцем о перстах и проч. Но он, вероятно, встречался с ним где либо у своих прихожан и пленил его любовью и ласкою… И вот в этом только и проявилось воздействие на старообрядца так успешно.

Точно так же в обращении с инородцами безусловно необходима любовь. Нам постоянно приходилось наблюдать, что крещеные инородцы оставались христианами и не отпадали в мусульманство там, где они были любимы духовенством. Так, вот наш приход состоял из крещенных татар и был окружен мусульманами со всех сторон. В 1881 – 82 годах в Казанской епархии и в соседних с нею возникло отпадение инородцев в мухаммеданство. Это волнение угрожалои нашему приходу. – «Братцы! Кругом нас крещенные татары уходят в мусульманство… не вздумайте таковую глупость сделать и вы!?» «Нет бачку (батюшка), мы любим тебя и в татары не пойдем». А картина провод меня из села на службу в г. Мамадыш и до сего времени вспоминается с тяжестью в сердце и в то же время радостно.

Вот в настоящее время башкиры говорят: «ты ворожить умеешь…, наши ребята очень любят тебя, а вон большие то идут в твою веру» - …

Итак любовь, любовь не на словах, в виде учения Христова, но любовь – жизнь Христова в нас, крайне необходима для успехов пастырской и миссионерской деятельности. Только жизнь любви в пастырях и пасомых может обновить приходскую жизнь и «восстановит приход», раздираемый самолюбием тех и других.

Инородческий миссионер – проповедник, протоиерей

Александр Миропольский [1].

 


[1] ЕЕВ 1912. – №48. – С.1149-1152.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: