Теории содержания образования




Билет 21

Обновление содержания образования и основные тенденции его развития.

 

Понятие содержания образования трактуется по-разному. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин

подчеркивали: «Главная социальная функция образования — передача опыта,

накопленного предшествующими поколениями людей». Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков.

Концепции содержания образования:


1. Знаниево-ориентированная - содержание образования представлено внешним учебным материалом, который выступает определяющим элементом обучения,

а глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала»

2. Личностно-ориентированная - образование — не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, развитие самого ученика


Теории содержания образования

Современные теории образования развиваются на основе трех направлений:

1. Дидактический формализм (Локк, Песталоцци, Гербарт) - источником знаний является разум, поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека.

2. Материализм (Я. А. Коменский, Г. Спенсер) основной целью

школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.

3. Прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) - Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников

коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.

 

Перечисленные дидактические подходы определяют различия отечественных

концепций содержания образования:

1. Содержание образования — педагогически адаптированные основы

наук.

2. Содержание образования — система знаний, умений и навыков

(ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт

творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру.

(М. А.

Данилов, Б. П. Есипов, В. А. Онищук и др.).

3. Содержание образования — педагогически адаптированный

социальный опыт человечества, тождественный по структуре

человеческой культуре. В данном случае содержание образования

изоморфно социальному опыту и состоит из четырех структурных

элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в

форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности

— в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта

творческой деятельности — в форме проблемных ситуаций,

познавательных задач и т. п.; опыта осуществления эмоционально-

ценностных отношений (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В.

Краевский).

4. Содержание образования — содержание и результат процесса

прогрессивных изменений свойств и качеств личности.

(В. С. Леднев).

5. Содержание образования — образовательная среда, способная

вызывать личностное образовательное движение ученика и его

внутреннее приращение. (А. В. Хуторской).

Уровни содержания образования:

1. Уровень проекта: (то, как есть в учебнике)

a. Теоретический уровень (то, что понимается под содержанием образования)

b. Уровень учебного предмета (учебный план, программа)

c. Уровень учебного материала (учебник, учебно-методический комплекс УМК)

2. Реальный уровень: (то, что реально успели пройти на уроке)

a. Уровень учебного процесса

b. Личностный уровень (качества личности)

 

Носители содержания целостного педагогического процесса (ФГОС, учебный план, учебная программа, учебник).

 

Образовательный стандартэто обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требования содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В гос. стандарте выделяют три составных компонента:

· Федеральный: отражает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

· Национально-региональный: содержит нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметов, отражающих специфику функционирования и развития регионов, населяющего его народа.

· Местный или школьный: отражает специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.).

Учебные планынормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебный план школыэто документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

· базисный учебный план РФ,

· примерные типовые федеральные и региональные учебные планы

· учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учрежденийэто основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается ГД РФ.

Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходных документов для финансирования школы.

Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается министерством общего и профессионального образования.

Учебный план школы разрабатывается на основе государственного базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.

В учебном плане выделяются:

· Федеральный компонент (обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения:русский язык, математика, информатика, физика, химия).

· Национально-региональный компонент (обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры:родной язык и литература, история, география региона).

· Школьный компонент (обязательные занятия по выбор, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы.

Структура учебного плана:

· Инвариантная часть (ядро)

· Вариативная часть – учитывает личностный особенности, интересы уч-ся

Виды уч.занятий:

· обязательные

· обязательные занятия по выбору уч-ся

· факультативы

Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

§ продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;

§ максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

§ итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Так, базисный учебный план общеобразовательных учреждений есть основа региональных и школьных учебных планов.

На основе учебного плана составляют учебные программы по предметам.

Учебный предметсистема научных знаний, практич.умений и навыков, кот.позволяют уч-ся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства

Учебная программанормативный документ, раскрывающий содержание ЗУНов по учебному предмету, логикуизученияосн.мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение

Виды учебных программ:

· типовые – на основе ГОСа, утверждаются Министерством общего и профессионального образования РФ, носят рекомендат.хар-р

· рабочие – утверждаются пед.советом школы

· авторские

Учебная программа содержит:

· объяснение целей изучения данного предмета, основных требований к знаниям и умениям учеников, рекомендуемых формах и методах обучения;

· тематическое содержание изучаемого материала;

· перечень основных элементов содержания;

· указания по реализации межпредметных связей;

· перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

· рекомендуемую литературу;

Содержание образования подробно раскрывается в УМК. К ним относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты и так далее.

Школьный учебник соответствует учеб.программе по предмету, рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: