Построение и тональная проработка драпировки




Драпировка - это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.

Ткань, свободно лежащая на горизонтальной плоскости и не имеющая складок, - это плоская поверхность, не имеющая формы. Только облегая какой- либо предмет или фигуру человека, она превращается в складки. Форма складок драпировки и их направление зависят от того, на какой предмет она наброшена. Закономерности образования складок на ткани можно рассмотреть, набросив ткань на шар, цилиндр, конус и т.д. Извивающиеся и не поддающиеся на первый взгляд анализу формы складки имеют определенные закономерности организации и построения, то есть в некоторых условиях складки в драпировке образуются в определенном порядке, создавая сложные группировки, ритмические чередования, красивые линии, что открывает богатые изобразительные возможности.

1. Компоновка рисунка драпировки в формате листа (I этап)

Любой материальный объект определяется тремя измерениями: длиной, шириной и высотой; под его объемом следует понимать трехмерную величину, ограниченную видимыми поверхностями; под формой - наружный вид, внешние очертания предметов. Чтобы лучше закомпоновать драпировку в формате листа необходимо изначально оценить ее конфигурацию. Драпировки, растянутые по горизонтали желательно изображать в горизонтальном формате, вертикальную форму ткани, соответственно, - в вертикальном формате. Компоновка в формате листа зависит от задачи и цели композиции постановки.

Возможно фрагментарное изображение драпировки с выявлением основных узлов и деталей, возможно ее полное изображение, включая окружающую среду и предметы находящиеся за ней. При компоновке ткани необходимо учитывать соотношение пустого пространства листа к заполненному, важно найти расположение композиционного центра, а также равновесия акцентов внутри драпировки, выявляемых конструкцией и тоном. Композиционное решение будет зависеть от особенностей самой ткани и характера образующихся складок.

Перед тем, как намечать основные линии складок и определять их пропорции, необходимо сделать композиционный отбор. Композиционный отбор заключается в анализе складок на основные и второстепенные, для того чтобы концентрировать работу над основными складками и не прорисовывать мелкие и второстепенные. Для наиболее выразительного композиционного решения рисунка драпировки важно проследить особенность изгибов (изломов) основных складок, формирующих общее пластическое движение всей ткани.

2. Анализ конструкции формы драпировки, построение (II этап)

Когда положение рисунка драпировки на листе найдено, следует приступить к ее конструктивному построению. «Под конструкцией (от лат. constructio) или строением предмета следует подразумевать взаимное расположение и связь его частей».

Понятие конструкции свойственно всем существующим материальным предметам окружающей среды, сотворенным природой или руками человека. К ним относятся и простейшие предметы быта, и сложные формы органического мира. При помощи линейного изображения необходимо уметь найти и выявить характер конструкции, закономерности в строении формы.

В процессе построения следует определить характер ритмической организации складок. Очень важно уравновесить группы складок относительно осевой линии изображения, выстроить ритм, распределить направление движения всех складок по вертикали, горизонтали, диагонали. В композиции должен ясно читаться композиционный центр, который, как правило, находится ближе к центру рисунка. В качестве композиционного центра драпировки может выступать одна или несколько выразительных складок, собирающихся в узел или винт.

После анализа конструкции формы драпировки необходимо грамотно найти ее пропорции. Передача в процессе рисования правильного пропорционального соотношения является одним из наиболее значимых этапов. При начальном наброске построения драпировки важно представить её в качестве простейшей геометрической формы, не принимая в расчет мелкие детали. Затем тщательно и последовательно следует строить в рисунке складки. Несмотря на кажущуюся беспорядочность, складки имеют свою очень интересную конструктивную закономерность. Во-первых, они подчиняются твердой основе, на которую опираются. Во-вторых, каждая складка в местах перелома или опоры сужается, а в промежуточной, средней, части расширяется. Степень и характер расширения и сужения зависят от плотности и других свойств самой ткани. Поэтому, для того чтобы правильно передать в рисунке характер материала драпировки, надо очень внимательно и точно сделать построение складок в рисунке. Как и драпировка в целом, ее отдельные детали, то есть складки, тоже имеют определённые геометрические формы. Рассуждая таким образом нетрудно проанализировать любые сложные, запутанные формы складок различной конфигурации. Этап линейно-конструктивного построения считается завершенным, если вам удалось гармонично закомпоновать ткань в формате, пропорционально грамотно изобразить конструкцию драпировки, с учетом крупных и мелких складок, выявляя при этом толщиной линии складки первого, второго и третьего плана.

3. Выполнение рисунка драпировки в тоне (III этап)

Художник видит предмет как объемную форму, а не за счет контурной линии, очерчивающей предмет. Видимая форма предмета определяется его освещенностью, которая является необходимым условием не только для восприятия предмета, но и для воспроизведения его в рисунке. Распространяясь по форме, направленный свет подчеркивает её в зависимости от характера ее рельефа и имеет различные оттенки, от самого светлого и до самого тёмного. Объём в изображении формы предмета и выявление в рисунке светотени достигаются тональной градацией. Светотень предполагает наличие определенного источника света, который может быть естественным (свет из окна) или искусственным (подсветка софитом). Свет выявляет форму предмета. По мере удаления от источника света в форме драпировки определяются тоновые градации, начиная с самых светлых: блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень.

Приступая к тональному рисунку драпировки, надо как можно яснее определить характер складок ткани и степень их освещённости. В зависимости от характера драпировки тональный рисунок может быть решён методом четкой прорисовки объемов плоскостями или выполнен средствами мягкой пластической моделировки формы. При помощи различных градаций светлого и тёмного тона драпировке можно давать некоторую цветовую характеристику. Также важно обозначить тоном объем предмета, на котором находится драпировка и который определяет начальную форму складок. В процессе тональной проработки рисунка драпировки необходимо следить за характеристикой фактуры и формы материала. В итоге конечный результат работы по большей части зависит от правильности тонального решения рисунка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: