БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
Методические указания
по выполнению контрольной работы
для самостоятельной работы
1. Цель выполнения контрольной работы
Цель выполнения контрольной работы - закрепление студентами теоретических знаний в области бухгалтерского финансового и бухгалтерского управленческого учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, внутреннего и внешнего аудита, контроля и ревизии, комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности, налогообложения, компьютеризации учета и аудита, а также значительное расширение практических навыков по организации бухгалтерского дела хозяйствующих субъектов.
Для выполнения контрольной работы студенты должны:
а) знать:
принципы бухгалтерского учета и базовые общепринятые правила учета активов, обязательств и собственного капитала;
систему сбора, обработки и подготовки финансовой информации;
проблемы, решаемые бухгалтерами в процессе формирования информации для характеристики и оценки состояния и изменения основного и оборотного капитала, собственных и заемных источников финансирования активов организации, движения ее денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и др.;
правила ведения бухгалтерского учета в организациях разных правовых форм и видов собственности, отраслевой принадлежности и функционального назначения;
особенности организации бухгалтерского учета на стадиях создания, функционирования, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта;
критерии выбора и обоснования учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета;
специфику бухгалтерского учета и аудита в условиях компьютерной обработки данных;
особенности взаимодействия и взаимоотношений бухгалтерской службы с работодателями, собственниками, персоналом предприятия, государственными органами и третьими лицами;
б) уметь:
использовать систему знаний о правилах ведения бухгалтерского учета для разработки и обоснования учетной политики организации;
регистрировать, обрабатывать, систематизировать и группировать данные бухгалтерского учета в соответствии с графиком документооборота;
составлять бухгалтерскую отчетность корпоративных и не корпоративных организаций;
представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми органами в суде и арбит-ражном суде;
организовывать и проводить аудиторскую проверку с целью формирования и выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности организации;
применять нормы Международных стандартов финансовой отчетности и аудита в практической деятельности российских организаций.
2. Содержание работы
Контрольное задание состоит из трех частей:
1) краткое письменное освещение теории одного из вопросов, представленных в табл. 1;
2) составление ограниченного варианта приказа об учетной политике хозяйствующего субъекта (без приложения соответствующих внутренних документов);
3) выполнение заданий по оценке, отражению в первичных документах и на счетах бухгалтерского учета информации финансового характера в целях ее последующего представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере конкретных ситуаций.
Таблица 1
Перечень теоретических вопросов
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Содержание вопроса |
График документооборота в организации первичного учета | |
Система внутреннего контроля экономического субъекта | |
Организация материальной ответственности | |
Формирование современных профессий бухгалтера и аудитора | |
Правовой статус бухгалтерской службы и ее место в структуре управления организацией | |
Профессиональное суждение бухгалтера как его новая функция | |
Положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела | |
Проблемы общения с налоговыми органами при проведении встречных, камеральных и выездных проверок | |
Права и обязанности главного бухгалтера | |
Понятие хозяйственных ситуаций и их классификация |
Для раскрытия содержания теоретического вопроса можно воспользоваться основной и дополнительной литературой, рекомендуемой кафедрой, а также материалами периодической печати.
Вторая часть контрольной работы включает разработку учетной политики хозяйствующего субъекта для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
Вторая часть контрольной работы должна быть выполнена с использованием важнейших законодательных актов и нормативных документов, регулирующих финансовую и инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, постановку и организацию бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности. Для этого студенту необходимо ознакомиться с отдельными статьями в журналах «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Расчет», «Двойная запись», еженедельниках «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Учет, налоги, право» и других периодических изданиях, а также использовать справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Вторую часть контрольной работы следует оформить в виде приказа об учетной политике. Выбор отдельных элементов учетной
политики и их обоснование для конкретного хозяйствующего субъекта необходимо представить в виде рабочей таблицы (табл. 2). Возможно составление двух таблиц: одной — для целей бухгалтерского учета, другой — для целей налогообложения.
Таблица 2
Выбор и обоснование элементов учетной политики
хозяйствующих субъектов
Элементы учетной политики | Альтернативные варианты | Вариант, принятый в организации | Основание (законодательные акты и нормативные документы) | |||
Бух. учет | Налог. учет | Бух. учет | Налог. учет | Бух. учет | Налог. учет | |
Рабочие таблицы нужно составить в разрезе организационно-технической и методической частей учетной политики.
В организационно-технической части следует раскрыть такие элементы, как:
рабочий план счетов бухгалтерского учета;
формы регистров бухгалтерского учета;
порядок проведения инвентаризаций;
порядок контроля хозяйственных операций;
иные решения по организации бухгалтерского учета.
Методическая часть выполняется в разрезе функциональных участков бухгалтерского учета:
учет основных средств;
учет нематериальных активов;
учет материально-производственных запасов;
учет готовой продукции;
учет текущих расчетов;
учет оплаты труда;
учет затрат на производство и др.
Приказ об учетной политике хозяйствующего субъекта составляется в изложенной выше последовательности. Однако по вариантам, соответствующим последней цифре номера зачетной книжки студента, вводятся дополнительные условия к заданиям (графа 2 табл. 3), оказывающие влияние на содержание учетной политики.
Таблица 3
Дополнительные условия для выполнения частей 2 и 3
контрольной работы
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Содержание элемента учетной политики | Варианты практических ситуаций |
Организация учетного процесса осуществляется централизованным способом | Вариант 1 | |
Организация учетного процесса осуществляется децентрализованным способом | Вариант 2 | |
Организация учетного процесса осуществляется смешанным способом | Вариант 3 | |
Организация в своей структуре имеет филиалы и представительства | Вариант 4 | |
Ведение бухгалтерского учета осуществляется аудиторской организацией, оказывающей подобные услуги | Вариант 5 | |
В организации одним из уставных видов деятельности является внешнеэкономическая деятельность | Вариант 6 | |
На балансе организации имеется большое количество финансовых вложений | Вариант 7 | |
В структуре бухгалтерской службы создано две бухгалтерии: финансовая и управленческая | Вариант 8 | |
Организация переходит на составление бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО | Вариант 9 | |
Организация осуществляет факты хозяйственной деятельности по договорам простого товарищества и доверительного управления | Вариант 10 |
Третья часть контрольной работы включает решение практических заданий, которые основаны на ситуациях, сложившихся в организации. При этом необходимо указать первичные учетные документы, которые являются основанием для записей в учетных регистрах исходя из содержания приведенных конкретных хозяйственных ситуаций. Решение заданий необходимо осуществить со ссылками на нормативные документы, действующие в области бухгалтерского и налогового учета. Указанная часть контрольной работы выполняется по вариантам. Вариант контрольной работы определяется в соответствии с последней цифрой зачетной книжки студента (графа 3 табл. 3).
В предложенных ситуациях текущий год обозначен как 201Х. В свою очередь, год, отличный от текущего, имеет обозначение, производное от 201Х. Например, год, предшествующий текущему, указан как 201(Х–1) г., а год, следующий за текущим, — как 201(Х+1) г. и т. д.
3. Варианты практических ситуаций
Вариант 1
ООО «Дружок» приобретает у ОАО «Ветерок» исключительные права на товарный знак, плата за которые составляет 59 000 руб. (в том числе НДС) и перечисляется единовременно при регистрации договора об отчуждении исключительных прав. Уплату пошлин за регистрацию договора и внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков производит ОАО «Ветерок». Фактическое использование приобретенного товарного знака начато ООО «Дружок» в месяце регистрации договора — в январе 201Х г. В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета амортизация по нематериальным активам начисляется линейным способом. Оставшийся срок действия исключительного права на товарный знак составляет пять лет.
Отразите операции в учете ООО «Дружок» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Вариант 2
ООО «Кит» в январе 201Х г. приобрело и ввело в эксплуатацию объект основных средств, договорная стоимость которого составляет 295 000 руб. (в том числе НДС). Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования объекта установлен равным шести годам на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1 от 1 января 2002 г. Начисление амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете производится линейным способом (методом).
Отразите операции в учете ООО «Кит» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете, при условии, что учетной политикой этой организации для целей налогового учета предусмотрено применение амортизационной премии в размере 30%.
Вариант 3
ООО «Созидатель» является строительной организацией, осуществляющей строительно-монтажные работы. В связи со спецификой деятельности расчеты с заказчиками по выполненным организацией отдельным этапам незавершенных работ отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
На начало 201Х г. стоимость принятых заказчиком этапов работ по незавершенным строительно-монтажным работам составляла 300 000 руб. (фактическая себестоимость работ — 200 000 руб.). Работы завершены и приняты заказчиком в 201Х г. Общая стоимость работ — 1 600 000 руб. (фактическая себестоимость работ — 900 000 руб.). На начало 201(Х–1) г. и на конец 201Х г. незавершенных работ нет. Организация освобождена от обязанностей налогоплательщика по НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.
Отразите операции в учете ООО «Созидатель» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Вариант 4
ОАО «Центросвязь» в соответствии с требованиями законодательства осуществляет обеспечение отдельных категорий работников (в частности, монтажников оборудования связи и операторов связи) бесплатной спецодеждой. Срок эксплуатации спецодежды определен в шесть месяцев (осенне-зимний сезон, весенне-летний
сезон).
Осенне-зимний комплект спецодежды был выдан работнику в сентябре 201Х г. Учетной политикой организации предусмотрено единовременное списание стоимости спецодежды, срок эксплуатации которой не превышает 12 месяцев, в момент ее выдачи. В ноябре комплект был похищен неустановленным лицом. Данный комплект спецодежды приобретен за 4500 руб., в том числе НДС.
Отразите операции по учету спецодежды со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Вариант 5
В связи с невозможностью приобретения нового оборудования руководством ОАО «Сельмаш» принято решение о модернизации действующего, но полностью амортизированного производственного оборудования. Срок модернизации превысил 12 месяцев. Модернизация проведена подрядным способом. Организацией установлено, что после модернизации объекта срок его полезного использования может быть продлен на три года.
Отразите операции по учету модернизации производственного оборудования со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете, если стоимость модернизации составила 350 700 руб. (в том числе НДС).
Вариант 6
ООО «Ромашка» является участником ООО «Василек». Доля ООО «Ромашка» в уставном капитале ООО «Василек» составляет 30%. В 201(Х–1) г. уставный капитал ООО «Василек» был увеличен за счет средств нераспределенной прибыли, при этом номинальная стоимость доли ООО «Ромашка» в ООО «Василек» увеличилась на 200 000 руб. (со 100 000 до 300 000 руб.). В 201Х г. общим собранием участников ООО «Василек» принято решение об уменьшении его уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников с выплатой им соответствующих сумм. В связи с принятым решением ООО «Ромашка» получено на расчетный счет от ООО «Василек» 150 000 руб.
Отразите указанные операции в учете ООО «Ромашка» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Вариант 7
ООО «Звездочка» в соответствии с условиями коллективного договора производит оплату путевки менеджеру по продажам Петрову С.П. в санаторий, расположенный на территории России. Стоимость путевки составляет 37 000 руб.
Поясните порядок налогообложения операций по учету расходов на лечение и отдых сотрудников. Отразите указанные операции в учете ООО «Звездочка» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом
учете.
Вариант 8
ОАО «Надежда» 31 марта 201Х г. был получен кредит в размере
4 000 000 руб. со сроком возврата 7 ноября 201Х г. под 13% годовых. Проценты за пользование кредитом списываются банком со счета организации ежемесячно в последний день месяца, за который эти проценты начислены. Окончание строительства торгового комплекса планируется в марте 201(Х+1) г. Кредит использован полностью в апреле 201Х г. для погашения задолженности перед подрядчиком за выполненный им первый этап работ по строительству здания торгового комплекса. Согласно учетной политике для целей налогообложения прибыли доходы и расходы организации определяются методом начисления, а предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, скорректированной на коэффициент, предусмотренный ст. 269 НК РФ.
Отразите операции в учете ОАО «Надежда» со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
Вариант 9
Кассиром организации были получены из банка денежные средства в размере 200 000 руб. и выданы из кассы следующие суммы:
1) 30 000 руб. — под отчет Иванову А.А. на основании заявления работника, подписанного главным бухгалтером;
2) 130 000 руб. — на оплату труда работников на основании двух платежных ведомостей, подписанных директором организации.
Выдавая заработную плату, кассир совершил хищение денежных средств в размере 20 000 руб., расписавшись за некоторых работников организации. Оставшиеся денежные средства были сданы в банк. В конце дня кассир выписал приходный и расходный ордера на 200 000 руб., вывел остаток по кассовой книге, а лист кассовой книги на следующий день передал в бухгалтерию организации. Через неделю кассир уволился, а через две недели был установлен факт хищения и возбуждено уголовное дело. По решению суда бывший кассир внес в кассу организации сумму недостачи — 20 000 руб. и 300 руб. судебных издержек
Отразите перечисленные операции бухгалтерскими записями и укажите нарушения кассовой дисциплины, допущенные кассиром.
Вариант 10
ОАО «You and me» заключило с банком договор на открытие карточных счетов для перечисления на них заработной платы работникам со своего расчетного счета. Стоимость изготовления банковских карт составила 86 000 руб., ежемесячная плата за обслуживание карточных счетов — 21 000 руб. По условиям коллективного договора обязанность по оплате рассматриваемых услуг банка возложена на организацию-работодателя.
Отразите в учете ОАО «You and me» расходы по выплате банку вознаграждения за изготовление банковских пластиковых карт, а также за обслуживание указанных карточных счетов со ссылками на требования нормативных документов, действующих в бухгалтерском и налоговом учете.
3. Оформление работы
Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А4, размер шрифта — 14, гарнитура шрифта — Times New Roman, межстрочный интервал — полуторный, размеры полей: левое — 2,5–3 см, правое — 1–1,5, верхнее и нижнее — 2 см.
Страницы контрольной работы нумеруются арабскими цифрами вверху по центру страницы. Титульный лист установленной формы является первой страницей контрольной работы. Титульный лист не нумеруется. На второй странице располагается содержание контрольной работы, включающее перечень выполненных заданий с указанием соответствующих страниц.
Заголовки разделов располагаются по центру страницы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовков не ставятся. Расстояние между заголовками (номером выполняемого задания) и текстом должно равняться двум интервалам.
Контрольная работа должна иметь список литературы, оформленный в соответствии с предъявляемыми требованиями. В тексте должны содержаться ссылки на использованные источники информации [номер источника, страница].
Литература
Основная
1. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ, аудит» /
под ред. проф. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
2. Бухгалтерское дело: учебник / под ред. проф. М.А. Вахрушиной. — М.: Бухгалтерский учет, 2008.
3. Бухгалтерское дело: учебное пособие / под ред. С.М. Бычковой. — М.: Эксмо, 2008.
4. Климова М.А. Бухгалтерское дело: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2004.
Дополнительная
1. Бухгалтерское дело: учебное пособие / под ред. проф. Р.Б. Шахбанова. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.
2. Поташкова Н.Н., Холопова Ю.С. Бухгалтерское дело: учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2010.
Разумеется, литература чем новее, тем лучше.