Билет 24
Урок в современной школе
Урок – это законченная, ограниченная во времени часть учебного процесса, в ходе которой достигаются определенные педагогические цели.
Урок – это не только единица учебной темы, он может рассматриваться и как:
1. Фрагмент процесса обучения (дидактический аспект)
2. Целостная пед система
3. Творчество учителя (авторские уроки)
4. Объект культуры, творческой жизни
5. Художественно- педагогическая композиция
Согласно концепции М. И. Махмутова: урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Т.о. урок — это организованная система, обусловленная общей целью. Цель — предполагаемый, заранее планируемый результат (уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося) деятельности участников образовательного процесса
Единой и постоянной схемы структуры урока нет. Однако структура урока должна отражать закономерности процесса обучения; логику познавательной деятельности; логику усвоения компонентов содержания образования; логику преподавания; виды деятельности учителя и учащегося; логику действий ученика (учения); логику усвоения содержания образования.
М.И. Махмутов рассматривает 3 подструктуры урока:
1. Дидактическая подструктура урока (универсальна для любого предмета) является постоянной и в деятильности учителя выступает в виде общих предписаний, алгоритма организации урока
Структурные элементы дидактической подструктуры:
|
· актуализация
· формирование новых понятий и способов действий
· применение усвоенного.
2. Методическая подструктура урока - в ней отражена специфика предмета, включает планирование конкретных видов деят-ти: выполнение упражнений, решение задач, объяснение материала с применением адекватных методов, решение задач под рук-вом учителя и самостоятельно
3. Логико – психологическая - выступает связующим звеном между дидактической структурой и методической подструктурой урока, отношение строятся на межличностной плоскости – человек - человек
М.И.Махмутов предложил классификацию уроков по цели организации, детерминированной общедидактической целью, хар-ром содержания материала и уровнем обученности уч-ся.:
1. уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип урока);
3. уроки обобщения и систематизации (3-й тип),
4. комбинированные уроки (4-й тип);
5. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Урок изучения нового материала.
Цель: овладение учащимися новым материалом (упорядочение, закрепление усвоенного). Уч-ся усваивают новые понятия и способы действий, происодит процесс самостоятельной поисковой деятельности, формирования системы ценностных ориентации.
Формы: лекция, объяснение учителя с обсуждением, эвристическая беседа, постановка и проведение экспериментов, опытов. Виды уроков: урок-лекция, урок-семинар, киноурок, урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа), урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
|
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Дидактические задачи: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее Усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
Виды уроков: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений); б) урок — лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок — экскурсия; д) урок — семинар.
Урок обобщения и систематизации.
Дидактические задачи: а) установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом; б) проверкаи и оценка знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.
Комбинированный урок.
Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих типов уроков.
Методическая подструктура: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся,; в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
|
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Оценка результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей.
Виды урока: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой), письменный(диктанты, контрольные), зачет, экзамен
После урока контроля проводится урок анализ