Показатели валового выпуска товаров и услуг




Сводным показателем объема производства в СНС являют­ся валовой выпуск товаров и услуг. Валовой выпуск товаров и услуг представляет собой исходный показатель для расчета всех показателей, при помощи которых измеряются результа­ты производства.

Валовой выпуск — это стоимость всех произведенных това­ров и услуг, полученных в производственных единицах-рези­дентах за период (например, год), включая товары и услуги, потребленные в процессе производства. Таким образом, пока­затель валового выпуска содержит повторный счет произведен­ной стоимости.

Валовой выпуск товаров и услуг состоит из выпуска това­ров, выпуска рыночных и нерыночных услуг. В составе рыночных услуг отдельной позицией учитывается продукция финан­сового сектора (банков).

Валовой выпуск рыночных услуг отраслей, про­изводящих рыночные услуги, определяется как сумма выруч­ки от их реализации.

Продукция предприятий финансового сектора исчисляет­ся по институционным единицам, к которым относят коммер­ческие банки и другие некорпоративные предприятия, заня­тые финансовым посредничеством, негосударственные стра­ховые предприятия, пенсионные фонды.

Для получения платы за свои услуги они уменьшают сумму процентов, выплачиваемых кредиторам, и увеличивают сумму процентов, которую получают от дебиторов. Ставкой процента, которая не включает оплату услуг и премий за риск, считают ставку межбанковского кредита или ставку рефинансирования национального банка, если кредиты представляются на основе рыночных механизмов.

Валовой выпуск финансового сектора (Вф) определяется по следующей формуле:

Вф = проценты, получаемые банками за размещение привлеченных ресурсов - проценты, выплаченные банками за привлечение свобод­ных финансовых ресурсов + полученные банками платежи за такие услуги, как хранение ценностей, обмен валюты, консалтинговые услуги и т.д.

Проценты, полученные банками за предоставление займов и кредитов из собственных ресурсов в составе продукции банков, не учитываются, так как показатель валового выпуска банков характеризует оценку только посреднической деятельности, суть которой состоит в нахождении свободных ресурсов и пред­оставлении их инвесторам. Таким образом, продукция бан­ков — это результат посредничества между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их инвестирует.

Валовой выпуск нерыночных услуг охватывает услуги, удовлетворяющие коллективные потребности общества в целом или отдельных групп населения. Нерыночные услуги оказываются либо бесплатно, либо за номинальную плату.

Такие услуги коллективного пользования, как услуги обороны, государственного управления, безопасности и другие, предоставляемые государственными органами, оказываются бесплатно.

Бесплатными услуги бывают только по отношению к их потребителям. Они оказываются бесплатно, либо по политическим соображениям, либо в случае с затруднениями в организации их персональной оплаты. Как правило, стоимость этих услуг оплачивается их производителям из средств госбюджета (за счет налогообложения, членских взносов, пожертвований).

Нерыночные услуги могут предоставляться также некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Они предоставляют свои услуги либо бесплатно, либо на льготной основе. Это такие услуги, как услуги образования, здравоохранения и др. Категория бесплатности и в этом случае относится только к потребителям.

При таком способе оценки нерыночной продукции теряется смысл определения чистой прибыли, т.е. обычно чистая прибыль в условиях производства нерыночной продукции равна нулю. Однако по таким учреждениям определяется валовая прибыль. Она равна объему потребления основного капитала. Добавленная стоимость в условиях производства нерыночной продукции состоит из потребления основного капитала, расходов на оплату труда наемных рабочих и налогов на оказание услуг.

Для секторов, оказывающих нерыночные услуги, таких как сектор общегосударственного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, выпуск определяется как сумма затрат на производство, которая включает:

- затраты на приобретение товаров и услуг для промежуточного потребления;

- оплату труда;

- другие налоги на производство;

- потребление основного капитала.

Если на предприятиях и в организациях, производящих нерыночные услуги, взимаются полные или частичные платежи с клиентов, стоимость нерыночных услуг определяют как разность между общей суммой затрат на производство и платежами за проданные товары и услуги.

От нерыночной продукции следует отличать продукцию, которая не реализуется на рынке, но могла бы поставляться на рынок для реализации. Это продукция, которая расходуется на пополнение запасов материальных оборотных средств и на накопление основных фондов. Она оценивается в основных ценах.

Объем деятельности предприятий сферы услуг принимается равным выручке за предоставленные услуги без государственных субсидий и дотаций. Для бюджетных организаций он формируется как сумма издержек, включая промежуточное потребление, оплату труда, отчисления в фонд социального страхования и потребление основных фондов. Для организаций сферы услуг, которые частично возмещают свои издержки за счет платежей населения, валовой выпуск равен сумме издержек, включая потребление основных фондов. Для жилищного хозяйства валовой выпуск определяют как сумму фактически полученной квартплаты. По услугам владельцев жилых помещений, которые сдаются в наем, валовой выпуск определяется размером квартплаты.

В настоящее время агрегирование сводного валового выпуска товаров и услуг для экономики в целом производится суммированием валового выпуска отраслей или секторов.

Валовой выпуск используется как вспомогательный показатель при исчислении валовой добавленной стоимости по секторам и отраслям экономики и валового внутреннего продукта по всей экономике в целом.

СНС рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости, т.е. в рыночных ценах за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты.

Рыночные цены в СНС представляют собой суммы денег, которые готовы заплатить покупатели за приобретение товара или услуги у конкретного продавца, согласного осуществить продажу за эту сумму. Продавец и покупатель должны быть независимы и в основе сделки должны лежать только коммерческие соображения. Практически рыночные цены — это цены, по которым реально происходил обмен экономическими ценностями.

Макроэкономические показатели, рассчитанные на основе данных счета производства, могут быть оценены в основных ценах, в ценах производителей и в ценах покупателей (в ценах конечного потребления).

Наиболее предпочтительным вариантом является оценка валового выпуска товаров и услуг в основных ценах, так как в этом случае обеспечивается наибольшая сопоставимость данных. При невозможности такой оценки в связи с отсутствием информации или другими причинами оценка производится в ценах производителей.

Основная цена формируется на основе факторной стоимости (стоимости факторов производства), т.е. издержек производства с добавлением "других чистых налогов на производство". Факторная стоимость при этом исчисляется суммированием:

а) промежуточного потребления по фактическим ценам и тарифам;

б) оплаты труда по фактическим ценам;

в) валовой прибыли.

Цена производителя — это цена, получаемая производителем за товары и услуги, включая подлежащие уплате налоги на продукты и исключая субсидии на продукты. Цена производителя формируется как сумма компонентов основной цены и чистых налогов на продукты. Чистые налоги — это разность между налогами и субсидиями.

Цена покупателя состоит из цены производителя и торгово-транспортных наценок.

Не все элементы валового выпуска товаров можно оценить в рыночных ценах одновременно, так как рыночная цена формируется как цена реализации товара. Учет и оценка продукции нефинансового сектора производится в момент окончания производства. Но при производстве товара момент завершения производства и момент реализации могут не совпадать по времени. Если товар произведен и реализован в одно и то же время (например, при работе по заказу, т.е. по заранее заключенному соглашению), производитель имеет дело с какой-то конкретной ценой; если товар произведен и сдан на склад, то через определенный промежуток времени цена будет другой, и возникает проблема учета готовой продукции на складе, подлежащей реализации. В СНС существует правило, в соответствии с которым валовой выпуск должен быть оценен в ценах, которые существуют на момент производства, а не на момент реализации продукции.

СНС рекомендует при оценке продукции в рыночных ценах исходить из выручки от реализованной продукции. Тогда общая формула определения объема произведенной за период продукции (Q) выглядит как сумма выручки от реализации (А) и изменения стоимости остатков готовой продукции на складе (И), т.е.

Q = А + И.

 

Эта формула имеет ограниченное применение, так как она может использоваться только для производств с коротким производственным циклом, т.е. в том случае, если не встает проблема учета незавершенного производства (НЭП).

Если производственный цикл выходит за рамки отчетного периода, в составе учетных категорий появляется незавершенное производство.

Для оценки каждой компоненты уравнения необходимо исходить из следующих посылок. Товары продаются по текущим ценам на момент совершения сделки. Передача товара на склад производителя происходит по текущей цене производителя на момент передачи. Изъятие готовой продукции со склада учитывается по цене ее продажи на рынке. Следовательно, изменение остатков готовой продукции на складе учитывают в текущих ценах рынка (поступление готовой продукции на склад по текущим ценам на момент ее передачи в запас, а изъятие из запаса по текущей цене ее продажи на рынке).

Так как продукция, которая передается на склад, оценивается по рыночным ценам на момент завершения производства, а изымаемая со складов продукция оценивается в рыночных ценах ее фактической реализации, то при условии несовпадения момента завершения производства и момента изъятия товара из запаса имеем две цены:

Рt— цена на момент завершения производства;

Р — цена на момент изъятия товара со склада. При этом предполагается, что момент изъятия продукции со склада, есть момент ее реализации.

Сумма выручки от реализации оценивается по Рt, т.е. в ценах фактической реализации:

 

Рt + (Р - Рt) = Рt - (Рt - Р),

 

где (Рt - Р) — это часть цены, связанная с изменением цен за период нахождения продукции на складе. Если умножить (Рt - Р) на объем продукции, изъятой со склада (у), то получим величину (Рt - Р)у, которая в СНС называется холдинговой прибылью.

Таким образом, холдинговая прибыль — это изменение выручки от реализации, вызванное повышением цен.

В виду того, что И — стоимостный показатель, его можно выразить так:

 

И = хР - у Рt = (х - у) Р + (Р- Рt) у,

 

где (х - у) Р — прирост запасов готовой продукции;

(Р - Рt) у — масса холдинговой прибыли;

х — продукция, переданная на склад;

у — продукция, изъятая из запаса.

В условиях стабильной экономики холдинговая прибыль или убытки невелики. В условиях резких изменений цен размер их растет, причем при высокой инфляции холдинговая прибыль превращается для производителей или посредников в самостоятельный источник доходов. В условиях резкого падения цен холдинговые убытки способны разорить эффективно работающее предприятие.

Для предприятий с длительным производственным циклом, выходящим за пределы отчетного периода (например, для предприятий отрасли строительства), при определении валового выпуска используют следующую формулу:

Q = А + (С - D) = А + И,

 

где С — размер незавершенного производства за все предшествующие периоды времени от начала и до завершения производства (например, возведения объекта) по фактическим затратам;

D — размер незавершенного производства за все предшествующие периоды времени от начала производства и до реализации по ценам на момент реализации продукции (или объекта);

(С - D) — холдинговая прибыль (убыток), если цены растут (т.е. если Iр > 1, то D > С) — величина D больше величины С и тогда (С - D) становится величиной отрицательной и в этом случае холдинговая прибыль вычитается из рыночной стоимости продукции. В результате можно осуществить переход от рыночной цены продукта, т.е. цены его реализации к его стоимости по цене производителя.

Стоимость незавершенного производства на практике калькулируется по фактическим затратам на момент их осуществления по следующим составляющим:

- стоимость потребления товаров и услуг (сырья, материалов, топлива, энергии и др.) по текущим рыночным ценам;

- затраты на оплату труда наемных работников по действующим тарифам на момент учета этих затрат;

- потребление основного капитала по действующим нормам амортизации и списания объектов, выбывающих по ветхости и износу;

- налоги на производство (если они имеются).

На основании этих составляющих формируется величина С в последней формуле.

После завершения процесса производства продукции (объекта) величина незавершенного производства (НЗП) переоценивается по текущим ценам реализации продукции (объекта), так получается компонент D.

В настоящее время статистика определяет продукцию нефинансового сектора, основываясь на учете и оценке готовой продукции как основного компонента валового выпуска продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: