Метод типовой производственной ситуации




Наиболее эффективно в подготовке специалиста отработка основных профессиональных умений происходит в условиях типовой производственной ситуации.

Типовая производственная ситуация как совокупность обстоятельств, положений, условий, правил возникает в результате взаимодействия специалиста с объектами профессиональной деятельности: материалами, оборудованием, машинами, приборами, приспособлениями, документами, а также с субъектами (управленческим и производственным персоналом, субъектами сферы услуг и др.) и носит репродуктивный характер.

Производственная ситуация может быть смоделирована, а может отражать конкретный реальный процесс.

Выделяют два вида типовой производственной ситуации: учебно-производственная и производственная.

К учебно-производственным ситуациям относятся ситуации выявления исходных технологических процессов; определения моделей технологических процессов, операций, приемов, действий; разбора типовых конструкций, приборов, машин, оборудования.

Выделяют целый ряд производственных ситуаций: управленческие, диагностические, организационные, эксплутационные, ремонтные и т.п.

Формой реализации метода типовой производственной ситуации является производственная задача (задание). Решение задач применительно к профессиональной деятельности специалиста предполагает выполнение системы процедур по разработке производственно-технологического процесса, наладке специального оборудования, машин, приборов, операторскую работу.

Введение обобщенного знания различных видов деятельности может быть достигнуто при помощи системы задач

· по расчету режимов обработки, наладки, регулировки;

  • по отладке готовых управляющих программ для автоматизированного оборудования;
  • по выявлению параметров учебно-производственных работ;
  • по выбору рационального технологического процесса;
  • по проверке и оценке технологической оснастки и приспособлений и т. п.

На основе заданного способа ориентировки в рамках метода типовой производственной ситуации совершенствуются первоначальные умения производственной (профессиональной) деятельности и формируются навыки репродуктивной деятельности.

Технологию реализации метода типовой производственной ситуации можно свести к следующим приемам:

· вычленение услов ий сложившейся ситуации;

· определение типа ситуации;

· составление производственной задачи;

· актуализация соответствующих знаний или нахождение соответствующего алгоритма (плана действий), инструктажа, образца решения данной производственной задачи;

· перенос знаний, алгоритма, образца на конкретную задачу.

Инструктаж - метод, широко используемый в системе профессионального образования. Данный метод реализуется с целью разъяснения обучаемым:

· назначения определенных действий;

· способов их осуществления;

· условий решения практических задач;

· последовательности операций, слагающих то или иное умение;

· характеристики типичных ситуаций и их использования, применения на практике.

В основе инструктажа лежит обучающая деятельность, которая имеет разные виды:

· предъявление задания,

· пояснения,

· показ образца действия,

· инструктирование,

· ознакомление с правилом или законом и т.д.

Для любого инструктажа должна быть характерна однозначность, определенность, исключающая всякую возможность его разного толкования, ориентировка слушателей на точный и безошибочный выбор и использование конкретных действий в каждой конкретной ситуации при определенных условиях, четкая последовательность и логика в выполнении действий.

Только в этом случае инструктаж будет максимально эффективным как метод обучения.

По месту в учебном процессе инструктаж может быть трех типов:

· вводный, или установочный;

· параллельный, или текущий;

· заключительный.

Вводный инструктаж состоит из следующих приемов:

· доведение до студентов содержания предстоящей работы, методов, средств и форм педагогического взаимодействия, содержания технической документации и требований к конечному результату, продукту труда;

· разъяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных действий, приемов, операций;

· предупреждение о возможных затруднениях, ошибках, об условиях безопасного труда.

Таким образом, установочный (или вводный) инструктаж предваряет работу обучаемых в целом.

Параллельный (или текущий) инструктаж помогает в организации частных действий, каждой из задач, составляющих всю работу в полном объеме, и состоит из следующих приемов:

· коррекция работы обучаемых,

· наблюдение за работой каждого обучаемого и всей группы в целом,

· установление степени самостоятельности при выполнении видов работ и результатов труда в целом.

Параллельный (или текущий) инструктаж чаще всего носит индивидуальный характер, тогда как вводный и заключительный — групповой. На практике можно часто наблюдать, что параллельный инструктаж сопровождает установочный. Это происходит в случае обнаружения типичных недостатков у большинства студентов и ценных находок у отдельных из них.

Заключительный инструктаж, направленный на подведение итогов, состоит из следующих приемов:

· оценивание результатов коллективного и индивидуального труда, степени самостоятельности учебно-производственной деятельности,

· выявление индивидуальных недостатков в выполнении трудовых приемов и сформированности профессионально важных качеств, умений,

· объявление отметок, констатация достижений.

По форме инструктажи бывают устными, письменными, наглядными и смешанными.

Наибольший эффект достигается при проведении письменного инструктирования, применение которого связано с использованием различных инструктивных, производственных, учебно-производственных и учебно-методических документов (инструкционных, технологических, инструкционно-технологических и операционных карт, алгоритмов, методических указаний, правил).

Инструкционные карты применяются при инструктировании в ходе освоения слушателями учебных приемов, действий, операций, раскрывающих типовую последовательность, способы и средства выполнения, самоконтроля осваиваемых процедур.

Техологические и инструкционно-технологические карты применяют при выполнении учебно-производственных работ комплексного характера. Они содержат, кроме технологической последовательности, технические требования, режимы, средства выполнения комплексных работ, инструктивные пояснения о правилах выполнения работ.

Операционные карты и алгоритм используются в ходе письменного инструктирования при обучении обслуживанию, наладке, диагностике неисправностей, регулировке сложного оборудования. Они содержат производственные указания и правила выполнения работ в различных видах производственной деятельности.

Эффективным является использование документов письменного инструктирования, имеющихся у каждого слушателя на рабочем месте как материальная опора.

Репродуктивный диалог. Данный метод представляет собой вопросно-ответный способ организации познавательной деятельности. Существенной характеристикой метода являются вопросы, которые могут быть основными, дополнительными, наводящими. Условием эффективности использования метода является тщательно продуманная система вопросов, цель которой — постепенное подведение обучающихся к усвоению цепочки фактов, нового понятия, закономерности и т.д. Причем вопросы должны быть достаточно емкими, не должны требовать от студентов односложных ответов, следовать индуктивной или дедуктивной логике.

Методика организации репродуктивного диалога сводится к реализации следующих приемов:

· постановка вопросов, направленных на выявление главного (основные вопросы),

· помощь в формулировании наиболее полного и правильного ответа (дополнительные вопросы),

· ориентацию мыслительной деятельности в необходимом направлении (наводящие вопросы);

· обсуждение ответов;

· коррегирование ответов;

· формулирование выводов из беседы.

Лабораторно-практический метод. Цель его — закрепить и обобщить знания путем практического подтверждения той или иной зависимости, закономерности, правила, свойства; сформировать умения и навыки работы с техническими системами, приборами, препаратами, техническими средствами.

Лабораторный практикум носит репродуктивный характер, поскольку слушатели ясно представляют цель работы, порядок ее выполнения, конечный результат. Проводятся лабораторные работы чаще всего на этапе завершения изучения темы.

Лабораторная работа может быть индивидуальной, фронтальной, групповой.

Этапы проведения лабораторной работы:

· теоретическая подготовка; инструктаж по выполнению;

· контроль готовности к выполнению;

· собственно выполнение работы (опыта);

· обработка результатов и соотнесение их с целью опыта;

· письменный и устный отчет о проделанной работе.

Инструктаж по выполнению лабораторного опыта чаще всего носит письменный и смешанный характер в форме инструкционных карт, широко используемых в трудовом обучении, в форме предписаний, алгоритмов и т.д.

Структура предписаний по выполнению лабораторных и практических работ может быть следующая:

· цель,

· теоретическая справка,

· общий алгоритм выполнения такого рода опытов,

· указания по применению алгоритма,

· пример или образец использования (при необходимости), методические рекомендации к оформлению отчета,

· контрольные вопросы,

· критерии оценки по выполнению лабораторной работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: