Ход тренинга.
I этап. Вступительная часть (5 минут)
Упражнение «Что я больше всего ценю в себе».
Цель: создать непринужденную обстановку, настроить группу на плодотворную работу, определить наиболее ценное качество каждого участника.
Продолжительность: 5 минут.
Необходимые материалы: заранее подготовленная написанная тема тренинга.
Ход работы:
Представление начинает тренер (обращает внимание при этом на тему тренинга и правила работы, подготовленные заранее), затем каждый участник называет свое имя и одно качество, которое он больше всего в себе ценит.
II этап. Основная часть (35 минут)
Упражнение-разминка «Семья – это целый мир»
Цель: познакомить участников тренинга с понятием «семья».
Продолжительность: 5 минут.
Необходимые материалы: не требуются.
Ход работы:
У частники в течение 3-х минут по очереди называют какое-либо слово, связанное с понятием «семья» (любовь, мама, папа, ребенок, бюджет и т.п.). По окончании упражнения тренер подводит итог и говорим о том, что, к сожалению, в семьях порой встречается домашнее насилие.
Упражнение «Размышления»
Цель: познакомить участников тренинга с понятием «семья».
Продолжительность: 10 минут.
Необходимые материалы: флип-чарт, маркеры
Ход работы:
В процессе дискуссии участники тренинга обсуждают следующие вопросы:
- Что вы понимаете под словами «домашнее насилие»?
- Какие действия вы считаете домашним насилием?
- Как вы думаете, насколько часто домашнее насилие встречается в нашем обществе?
- Как вы считаете, в отношении кого оно чаще всего проявляется?
- В чем, по вашему мнению, опасность домашнего насилия?
- Куда человек может обратиться за помощью?
|
Ответы записываются на листах флип-чарта.
Мини-лекция о проблеме домашнего насилия
Цель: познакомить участников тренинга с понятием «домашнее насилие», ситуацией по данной проблеме в Беларуси, статистикой, причинами и последствиями домашнего насилия.
Продолжительность: 5 минут.
Упражнение «Виды домашнего насилия»
Цель: познакомить участников тренинга с видами домашнего насилия, определить действия, которые относятся к каждому из видов насилия.
Продолжительность: 15 минут.
Необходимые материалы: флип-чарт, маркеры, стикеры (перечень видов насилия см. в Приложении 1).
Ход работы:
Участники тренинга в ходе мозгового штурма определяют основные виды домашнего насилия (физическое, психологическое, или эмоциональное, сексуальное, экономическое), основываясь на информации мини-лекции. Тренер записывает эти виды на листе бумаги (блокнот для флип-чарта). Затем он раздает стикеры, участники индивидуально на стикерах записывают действия их составляющие, и относят их к тому или иному виду домашнего насилия (приклеивают листочек под соответствующим названием вида насилия). Тренер читает надпись на каждом листочке и вместе с группой определяет, правильно ли он наклеен.
Комментарий: обратите внимание на то, что некоторые действия, написанные на листочках, могут относиться одновременно к нескольким видам насилия; могут возникнуть споры по поводу того, к какому виду насилия можно отнести то или иное действие. Тренер должен вести дискуссию, прислушиваться к мнению группы, но не решать спор единолично.
|
III этап. Заключительная часть
Упражнение «Я знаю…»
Цель: рефлексия по результатам тренинга.
Продолжительность: 5 минут.
Необходимые материалы: не требуются.
Ход работы:
Участники поочередно высказываются о результатах своей работы на тренинге. Ответ должен начинаться с фразы, соответствующей цвету стикера:
Красный: «Теперь я знаю, что…»
Желтый: «Теперь я знаю, как…»
Зеленый: «Теперь я умею…»
Приложение 1.
Карточки для упражнения «Виды домашнего насилия»
Физическое насилие:
● пинок
● шлепок
● подзатыльник
● удушение
● порка
● плевки
● избиение
● причинение ожогов
● укусы
● убийство
● толчки
● щипки
● предложение попробовать сигареты, алкоголь, наркотики
Эмоционально-психологическое насилие:
● запугивание, угрожающие жесты
● обман
● неверие в свои силы, о чем тебе постоянно говорят
● завышенные требования
● сравнивание одного ребенка с другим
● шантаж
● оскорбление, унижение
● контроль над общением с друзьями
● чтение личной переписки
● насмешки
● угрозы применить насилие по отношению к домашним животным
● критика
● игнорирование
● после развода – запрет на встречи с другим родителем
● ссоры в присутствии ребенка
Сексуальное насилие:
● принуждение смотреть порнографические материалы
● принуждение к половым отношениям с детьми
● изнасилование
● принуждение к занятию проституцией
● предложение сняться в порнографическом фильме
● предложение делать вещи, которые тебя смущают и пугают
Экономическое насилие:
● утаивание доходов
● запрет работать
● отказ содержать детей
● пренебрежение потребностями ребенка при покупке продуктов
● требование предоставить чеки из магазина