1. Поисково-диагностический (осознание сути проблемы и потенциальных возможностей её решения, сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, осознание информации родителями) |
2. Консультативно – деятельностный(обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения, сроков исполнения и возможности корректировки планов) |
3. Рефлексивный (аналитико-обобщающий) -(оказание помощи педагогу и ребенку в реализации плана, привлечение внешних специалистов, осмысление результатов деятельности по решению проблемы) |
Содержание основных этапов реализации программы
Цель, предмет изучения, мероприятия | Ответственные |
Этап 1. Поисково-диагностический. | |
Цель: сбор первичной информации, выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка, обозначение проблемы. Предмет изучения: запрос родителей (законных представителей), педагогов; данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза, сведения об условиях развития и воспитания; анализ ситуации социального окружения ребенка и уровня его адаптации; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. Заключение о состоянии здоровья ребенка; углубленная диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей обучающихся; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития Мероприятия: оформление психологической карты ребенка; речевых карт; изучение первичной документации; знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно-развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов. Промежуточные результаты 1этапа: - изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты развития ребенка, социального паспорта семьи, медицинской карты); - разработка индивидуальной программы сопровождения; - разработка рекомендаций для участников образовательного процесса; - повышение качества комплексных мероприятий; - пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ОВЗ. | Председатель ПМПК, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагоги детского сада и школы |
|
Этап 2. Консультативно-деятельностный. | |
Цели: составление и утверждение индивидуальной траектории развития на каждого обучающегося с ОВЗ, плана мероприятий в рамках преемственности (приложение 1) Мероприятия: круглые столы, семинары, консилиумы, диспуты, оформление тематических стендов, выпуск памяток, информационных листов; оформление информационных страничек на сайтах детского сада и школы. Организация социально-педагогической и психологической помощидетям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями. Промежуточные результаты 2 этапа: - - успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума; - - расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях. - - повышение уровня родительской компетентности через консультирование. - - активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, работу родительского комитета. | Председатели ПМПк ДОУ и ОУ, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, педагоги детского сада и школы |
Этап 3. Рефлексивный (аналитико-обобщающий). | |
Цели: реализация индивидуальной траектории развития, анализ результатов изменений в характеристиках после проведения коррекционно-развивающих мероприятий; плана мероприятий в рамках преемственности Рубежная диагностика специалистами и педагогами с целью фиксации изменений в развитии личности ребенка (приложение 1). Мероприятия: профилактические и просветительские беседы; индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры; консультирование участников образовательного процесса; наблюдение за воспитанниками во время непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности; оформление пакета документов; направление ребенка на ПМПК; определение дальнейшего образовательного маршрута; внесение корректив в индивидуальные траектории развития (ИТР) (в случае необходимости); разработка программы дальнейших действий, рекомендаций; продолжение работы по реализации ИТР; мониторинг эффективности реализации ИТР. Промежуточные результаты 3 этапа: - анализ результатов деятельности по преемственности специалистов в работе с детьми с ОВЗ; - перспективное планирование; - корректировка данной программы. | Специалисты детского сада и школы |
Ожидаемые результаты
|
|
Получить полный текст
1. Постепенное выравнивание стартовых возможностей детей с ОВЗ в возрасте 6–7 лет, получающих образование на этапах предшкольного и адаптационного периода в школе.
2. Овладение детьми интегративными качествами к завершению дошкольного образования (на основе целевых ориентиров)
3. Положительная динамика освоения адаптированной образовательной программы каждым ребенком (с ОВЗ) в полном объеме.
4. Повышение социальной успешности у детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках инклюзивного и интегрированного образования.
7. Повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитании ребенка с ОВЗ.
8. Улучшение условий обучения, развития и воспитания детей с ОВЗ в детском саду и школе.
5. Программа реализуется по следующим направлениям:
- организационно-методическая работа с кадрами;
- работа с детьми по формированию мотивационной готовности к школе и адаптации к условиям новой образовательной среды;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи;
- взаимодействие с социумом.
Программа реализуется в соответствии с планом по преемственности в работе МБДОУ д/с «Рябинка» и МБОУ «Барсовская СОШ №1» (приложение 1).
https://pandia.ru/text/80/125/9594.php