Относится к прямодействующему автоматическому тормозу и применяется на грузовом подвижном составе. Состоит из следующих основных узлов:
a) двухкамерного резервуара с переключателем грузовых режимов;
b) магистральной части с переключателем равнинного и горного режимов отпуска;
c) главной части с выпускным клапаном.
Узлы воздухораспределителя через прокладки соединены между собой и представляют единую конструкцию.
Двухкамерный резервуар содержит фильтр и две камеры — рабочую (РК), объемом – 6 л, и золотниковую (ЗК), объёмом – 4,5 л. Имеет три штуцера, к которым подсоединены трубы от ЗР; ТЦ; ТМ. На трубе от ТМ к резервуару находится разобщительный кран, служащий для отключения ВР.
В корпусе резервуара находится устройство переключения ВР для работы на груженом, среднем и порожнем режимах, в зависимости от загрузки вагона. На корпусе имеется ручка переключения режимов торможения и отлиты буквы П; С; Г. (смотри рисунок 58)
Магистральная часть является первичным органом, осуществляющим управление главной частью и обеспечивающим бесступенчатый и ступенчатый отпуск тормозов.
Она состоит из корпуса 28 и крышки 25, внутри которых расположены три предварительно собранных узла:
· диафрагма 18 с плунжером 21, закреплённая между дисками 19,27;
· узел переключения режимов отпуска 22,23,24;
· узел дополнительной разрядки, состоящий из трёх седел с клапанами.
В направляющем хвостовике левого диска 27 находится толкатель 30 Ǿ 8 мм и длиной 38 мм. а так же два отверстия Ǿ 1 мм. В торцовой части правого диска 19 расположены два отверстия Ǿ 2 мм. Между дисками зажата резиновая диафрагма 18, которая делит магистральную часть на две камеры: магистральную (МК) и золотниковую (ЗК). В полости дисков расположен нагруженный пружиной плунжер 21, седлом которого является левый диск. Плунжер имеет несквозной осевой канал Ǿ 2 мм и три радиальных канала Ǿ 0,7 мм.
Устройство равнинно-горного режимов отпуска состоит из резиновой диафрагмы 24, пластмассового колпачка, пружин и подвижной упорки 23 с винтовой прорезью, фетровым кольцом и рукояткой 22 для переключения. На крышке устройства отлиты буквы Г и Р, соответствующие положениям горного и равнинного режимов отпуска.
Диафрагма 24 равнинно-горного устройства образует полость К, сообщенную на равнинном режиме с РК через отверстие Ǿ 0,6 мм. На горном режиме эта полость изолирована от РК.
Сбоку в корпус магистральной части запрессована втулка, в которой расположен клапан мягкости 16 с манжетой и диафрагмой, нагруженной пружиной с усилением 30 H, сверху клапан закрыт заглушкой. В канале клапана между торцовой частью и МК запрессован ниппель с калиброванным отверстием Ǿ 0,9 мм. Полость под диафрагмой клапана мягкости постоянно сообщена с Атм.
Узел дополнительной разрядки содержит атмосферный клапан 14 с седлом 33, клапан дополнительной разрядки 32 с седлом 31 и манжету дополнительной разрядки 17 с седлом, выполняющую функцию обратного клапана. Все клапаны прижаты к своим седлам пружинами. В заглушке атмосферного клапана 14 расположено отверстие Ǿ 0,9 мм, в седле манжеты дополнительной разрядки расположены шесть отверстий Ǿ 2 мм каждое.
Главная часть является повторителем, сообщающим ТЦ с ЗР при торможении и ТЦ с Атм. при отпуске, в зависимости от изменения давления в ТМ.
Главная часть состоит из корпуса 37 и крышки 1. В крышке расположен отпускной клапан 39. В корпусе расположены: главный поршень 2 с полым штоком 3, уравнительный поршень 9, а так же обратный клапан 7. Главный поршень перемещается в бронзовой втулке, в которой имеется отверстие Ǿ 0,5 мм, через которое ЗК сообщается с РК и уплотнен резиновой манжетой, для смазки имеются два фетровых кольца. Главный поршень нагружен распорной пружиной 4, имеющей предварительное сжатие 200 H.
Полый шток 3, уплотнённый шестью резиновыми манжетами, перемешается в направляющей втулке. Внутри полого штока, расположен нагруженный пружиной тормозной клапан 8, седлом которого является торцевая часть полого штока. Между второй и третьей манжетами полого штока (счёт ведётся от главного поршня) имеется радиальное отверстие Ǿ 1,7 мм, а между третьей и четвёртой — четыре радиальных отверстия Ǿ 3 мм (либо восемь отверстий Ǿ 1,6 мм). Во избежание коррозии шток, клапан и седло изготовлены из латуни.
Непосредственно с тормозным клапаном 8 контактирует уравнительный поршень 9, уплотнённый манжетой и фетровым кольцом. На поршень опираются режимные пружины — большая 10 и малая 11, регулируемые упорами. Перемещение уравнительного поршня зависит от нагрузки пружин на поршень, которая в свою очередь зависит от положения переключателя грузовых режимов. В уравнительном поршне имеется сквозной осевой канал Ǿ 2,8 мм, сообщающий тормозную камеру с атмосферой.
Обратный клапан 7 служит для пополнения утечек в ЗР и ТЦ и состоит из резинового уплотнения толщиной 2,5 мм и пластмассового упора, который ограничивает подъём уплотнения. В канале, идущем к обратному клапану от ТМ расположен ниппель с отверстием Ǿ 1,3 мм. Главный поршень разделяет внутреннюю полость главной части на две камеры: РК, сообщённую каналом с РК в двухкамерном резервуаре и ЗК, которая имеет объём 0,9 л.