Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации




Практическое занятие №6

Формы социального взаимодействия.

Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации

 

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные:

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

Погром - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо.

Подготовленные:

Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение – самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает, что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Типы социального взаимодействия:

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации

 

Манипуляции - это формы межличностного взаимодействия, при которых влияние па партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция (как процесс) предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление манипулятора добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

Манипуляция преимущественно используется непорядочными людьми в бизнесе, торговле и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, когда реализуются концепции «черной» и «серой» пропаганды.

При этом владение и использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее и быстрее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на принципах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Знание механизма функционирования уловок поможет деловому человеку эффективно нейтрализовать их в различных ситуациях полемики и спора, что позволит ему не стать объектом манипуляции со стороны безнравственных оппонентов.

Научитесь распознавать психологические уловки, используемые против вас. Под психологическими уловками понимаются такие недопустимые (с точки зрения нравственности) приёмы спора, дискуссии, полемики, которые основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его всостояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека.

«Раздражение оппонента», т.е. выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упрёками и другими способами до тех пор, пока собеседник не будет раздражён и не сделает при этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление.

«Использование непонятных слов и терминов». Данная уловка может вызвать, с одной стороны, впечатление значимости обсуждаемой проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня профессионализма и компетентности. С другой стороны, использование инициатором уловки непонятных, паукообразных терминов может вызвать со стороны оппонента противоположную реакцию в виде раздражения, отчуждения или ухода в психологическую защиту. Однако уловка удаётся, когда собеседник либо стесняется переспросить о чём- то, либо делает вид, что понял, о чём идёт речь, и принял приводимые доводы.

«Ошарашившие темпом обсуждения» - когда при общении используется быстрый темп речи и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их «обработать». В этом случае быстро меняющийся поток мыслей просто ошарашивает собеседника и вводит его в состояние дискомфорта.

«Перевод спора в сферу домыслов». Суть уловки в том, чтобы перевести полемику в русло обличения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы. Примером уловки может служить высказывание типа «Вы говорите так потому, что этого, требует ваше положение, а на самом деле думаете иначе».

«Чтение мыслей на подозрение». Смысл уловки состоит том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения. В качестве примера можно привести суждение типа «Может, вы думаете, что я вас уговариваю? Так вы ошибаетесь!».

«Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки». Сутьуловки заключается в том, чтобы высказать мысль, содержащую намёк, что если оппонент, к примеру, и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из равновесия. Примером этой уловки как варианта «палочного довода» может быть обращение типа «Вы понимаете, на что покушаетесь, когда не соглашаетесь с приведёнными доводами?».

«Суждение типа: «Это банально!». Главный замысел уловки в том, чтобы заставить оппонента реагировать на однозначность и бездоказательность оценки, в которой реально не содержится никаких доводов. Действительно, реакция оппонента на замечание типа «Это всё глупости», «Это ерунда», «Это общеизвестно», «Это банально» вполне предсказуема. Услышав такую оценку, мало кто удержится от соблазна эмоционально доказывать, что это не так. Побудить к оправданию - в этом и заключается коварный замысел уловки.

«Карфаген должен быть разрушен»- такое название имеет следующая психологическая уловка, идея которой заключается в «приучивании» оппонента к какой-либо мысли. «Карфаген должен быть разрушен» - именно так всякий раз заканчивалось выступление в римском сенате консула Катона Старшего. Уловка состоит в том, чтобы постепенно и целенаправленно приучить собеседника к какому-либо бездоказательному утверждению. Затем, после неоднократного повторения, это утверждение объявляется очевидным.

«Недосказанность с намёком на особые мотивы». Суть этой уловки заключается в том, чтобы продемонстрировать некую многозначительную недосказанность, намекнуть на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, по это не делается по каким-то особым мотивам.

«Ссылка на авторитет». Напомним, что данная уловка срабатывает лишь в том случае, когда авторитет, на который ссылаются, является действительно авторитетом. В противном случае уловка может иметь обратный эффект. Интересные данные приводят специалисты в оценке того, кому больше всех доверяет собеседник. На первом месте, безусловно, доверие к самому себе. На втором месте - доверие к некоему третьему лицу, причем авторитетному. Наконец, тот, кому он верит меньше всего, - это его оппонент.

«Обвинение в утопичности идей». Уловка призвана заставить партнёра оправдываться, искать доводы против высказанного обвинения в нереалистичное™ его идеи. Благодаря рассуждениям в защиту провозглашённых доводов, собственно, и происходит уход от главной проблемы дискуссии. Всё это, как и во многих других случаях, крайне выгодно инициатору уловки.

«Лесть или комплимент». Лестные или комплиментарные обороты речи по силе своего воздействия на психику человека не уступают ни одной другой уловке. Это связано в первую очередь с тем, что они, воздействуя на подсознание человека, способны усладить слух оппонента, ослабить критику в свой адрес, создать так необходимую атмосферу признания человеческих достоинств. «Мы все чувствительны к комплиментам» - вот совершенно справедливая мысль, высказанная А. Линкольном. Но если комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства, то лесть по своей природе может спровоцировать обратную реакцию. В чём сущностное различие между этими понятиями: «лесть» и «комплимент»? Остановимся на этом более подробно. Начнём с простого житейского примера: во фразе «Как вы милы и очаровательны!» невольно гибкий и проницательный ум услышит лесть, т.е. как бы прямолинейное, простое подчёркивание достоинств человека. Однако же в комплиментарном высказывании типа «Понятно, почему ваш муж всегда спешит домой» просматривается догадка, размышление о достоинствах женщины, пожалуй, и не только в её внешности.

Чтобы дать более полную характеристику лести, приведём? несколько высказываний о ней. «Кто такой льстец? - пишет французский философ-моралист Лабрюйер. - Это гибкий и снисходительный ум, который улыбается при каждом вашем вздохе, вскрикивает при каждом вашем слове и рукоплещет всем вашим действиям». И как не привести здесь замечательные строки

Будь осторожен, когда слышишь лесть,

Её оружье - зло и месть,

Не верь ей никогда.

Не зря в народе говорят:

У лести очень тёплый взгляд,

Да сердце изо льда.

«Ложный стыд». Эта уловка заключается в использовании против оппонента ложного довода, который он способен «проглотить» без особых возражений. Уловка может успешно применяться в различного рода суждениях, дискуссиях и спорах, в том числе и педагогических. Обращения типа «Вам, конечно же, известно, что наука теперь установила...» или «Конечно же, вы знаете, что недавно принято решение...» или «Вы конечно читали о...» приводят оппонента в состояние «ложного стыда», когда ему как бы стыдно во всеуслышание сказать о незнании тех вещей, о которых говорят, В этих случаях большинство людей, против которых используется данная уловка, кивают или делают вид, что вспоминают, о чем идёт речь, тем самым признавая все эти, порой и ложные, доводы.

«Ложный стыд с последующим упрёком». Данная уловка, как и многие другие, направлена не на суть обсуждаемой проблемы, а на личность собеседника, с принижением оппонента, унижением его достоинства и т. и. Примером уловки может служить высказывание «Как, вы этого не читали?» с последующим добавлением упрёка типа «Так о чём тогда с вами говорить?». Последующие действия инициатора уловки очевидны: он либо завершает дискуссию (что, собственно, и входит в его планы), либо продолжает умело уводить в сторону от обсуждения проблемы.

«Принижение иронией». Данная уловка эффективна, когда спор по каким-то причинам невыгоден. Сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа «Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания». Обычно в таких случаях тот, против которого направлена эта уловка, начинает испытывать чувство неудовлетворённости высказанным и, пытаясь смягчить свою позицию, допускает ошибки, по уже другого характера.

«Демонстрация обиды». Эта уловка также направлена на срыв спора, поскольку высказывание типа «Вы за кого нас, собственно, принимаете?» ясно демонстрирует партнёру, что противоположная сторона не может продолжать дискуссию, так как испытывает чувство явной неудовлетворённости, а главное, обиды за некоторые непродуманные действия оппонента.

«Авторитетность заявления». Спомощью этой уловки существенно повышается психологическая значимость собственных доводов. Это эффективно удаётся сделать посредством свидетельствования типа «Я вам авторитетно заявляю». Такой оборот речи партнёром обычно воспринимается как явный сигнал усиления значимости высказываемых доводов, а значит, и как решимость твердо отстаивать свою позицию в споре.

«Откровенность заявления». В этой уловке акцент делается на особую доверительность общения, которую демонстрируют с помощью таких фраз, как, например, «Я вам сейчас прямо (откровенно, честно) скажу...». При этом создаётся впечатление, будто всё, что говорилось раньше, было не в полной мере прямо, откровенно или честно. Как правило, такие обороты речи повышают внимание к тому, что будет сказано инициатором уловки, и впоследствии побуждают партнёра ответить в том же ключе, т.е. так же откровенно, честно и прямо.

«Двойная бухгалтерия». Эта уловка наиболее популярна практически во всех ситуациях делового общения. Суть её заключается в том, что одни и те же доводы и аргументы признаются убедительными, когда они высказываются в защиту своей позиции, и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент. Этот приём соответствует известному принципу так называемой готтентотской морали (готтентоты - народ в Южной Африке), согласно которой истинным (верным) считается всё то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а всё противоречащее им считается ложным иноверным.

«Мнимая невнимательность». Название этой уловки уже говорит о её сути: «забывают», а порой специально не замечают неудобные и опасные доводы оппонента. Не заметить то, что может навредить, - в этом и состоит замысел уловки.

«Мнимое непонимание и недопонимание». «Коварство» этой уловки в том н состоит, чтобы неверно истолковать доводы и аргументы оппонента, т.е. специально, в угоду, конечно же, своим интересам, представить аргументацию партнёра в искажённом виде. Это нетрудно сделать с помощью известных приёмов слушания, таких, как «Слушание-перефразирование» и «Слушание-резюмирование». Суть первого приёма заключается в том, чтобы сформулировать мысли партнёра своими словами, но уже сознательно искажая информацию, с использованием таких фраз, как «Итак, вы полагаете...», «Другими словами, вы считаете...», «По вашему мнению...» и т. д. Суть второго приёма состоит в том, чтобы подать собеседнику сигнал, что вы уловили сообщение целиком, а не какую-то его часть (то, что было выгодно или хотелось услышать). Другими словами, с помощью резюмирования, т.е. объединения мыслей партнёра в единое смысловое поле, используя при этом фразы типа «Обобщая то, что вы сказали...», «Итак, насколько я понял, основная ваша мысль сводится к тому, что...», можно сознательно изменить смысл высказанных партнёром идей и тем самым реализовать главный замысел уловки.

«Лестные обороты речи». Особенность этой уловки состоит в том, чтобы, «обсыпав оппонента сахаром лести», намекнуть ему, как много он может выиграть или, напротив, проиграть, если будет упорствовать в своём несогласии. Примером лестного оборота речи может служить высказывание: «Как человек умный, вы не можете не видеть, что...».

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Название этой уловки соответствует известному старому афоризму. Напомним его суть. В прошлые века при планировании очень важной роенной наступательной операции бездарные «паркетные» военачальники, казалось бы, всё учли: и время суток, и характер маневра, и маршрут передвижения войска. Однако расчёт проводился исключительно по карте, без учёта привязки к местности. В реальной же обстановке полкам пришлось перемещаться не по равнинной местности, а преодолевать всевозможные препятствия, в частности овраги. В результате этого войска не смогли вовремя выйти на рубежи атаки и сами подверглись нападению и последующему разгрому. Так оно и получилось: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Применение этой уловки в споре, т.е. высказывание о том, что всё, о чём говорит партнёр, хорошо лишь в теории, по неприемлемо па практике, заставит его экспромт-доводами доказывать обратное, что, в конечном счёте, способно накалить атмосферу обсуждения и свести дискуссию к взаимным нападкам и обвинениям.

«Опора на прошлое заявление». Главное в этой уловке обратить внимание оппонента на его прошлое заявление, которое противоречит его рассуждению в данном споре, и потребовать объяснений по этому поводу. Подобные объяснения могут (если это выгодно) завести дискуссию в тупик или же дать информацию о характере изменившихся взглядов оппонента, что тоже немаловажно для инициатора уловки.

«Навешивание ярлыков». Основная цель уловки - вызвать ответную реакцию на высказанные упрёки, обвинения или же оскорбления. Естественная человеческая реакция на обвинения типа «Вы обманщик», «Вы негодяй», «Вы подлец» в том и состоит, чтобы ответить тем же, т.е. отреагировать репликой: «От такого же слышу», «Сам такой» и т. п. После обмена подобными «любезностями», естественно, говорить о каком-либо доверительном и конструктивном обсуждении уже не приходится.

«Подмена истинности полезностью». В основе этой уловки заложено важное и вполне очевидное правило: когда отчётливо видна польза, трудно разглядеть истину. Таким образом, цель уловки - убедить спорящего, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает. Принудить оппонента к такому размышлению поможет высказывание типа «Неужели вы не задумывались, во что обойдётся реализация вашей идеи?».

«Лингвистическая косметика». Суть уловки в том, что одну и ту же идею выражают по-разному, придавая ей нужный оттенок. «Косметика в данном случае может быть различной: от лёгкой, изящной, обволакивающей, как топкой вуалью, предмет мысли, до чрезмерной, когда «второй дом», куда вселяется данная мысль, уже не имеет ничего общего с «первым домом». Как и в случае с применением ряда других уловок, данный приём не может быть эффективно применён без описанных ниже способов слушания («Перефразирование» и «Резюмирование»).

«Видимая поддержка ». Уникальность этой уловки состоит в том, чтобы, взяв слово у оппонента, прийти к нему на помощь, т.е. начать приводить новые доводы и доказательства в защиту его тезиса. Эта помощь необходима лишь для видимости поддержки противника, ибо целью уловки является мнимая поддержка оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а также ослабить его психологическое противоборство.

После того как противник потеряет бдительность и окружающие по достоинству оценят уровень осведомленности о проблеме со стороны его оппонента, инициатор уловки наносит мощный контрудар, известный у психологов как приём «Да, но...», который раскрывает недостатки выдвинутого оппонентом тезиса, демонстрирует его ущербность.

Таким образом, создаётся впечатление, что противоположная сторона знакома с доказываемым противником тезисом более основательно, чем он сам, и после тщательной проработки проблемы убедилась в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом.

«Сведение факта (аргумента) к личному мнению». Цель этой уловки состоит в том, чтобы обвинить партнёра по общению, что приводимые им доводы в защиту своего тезиса или же в опровержение оспариваемой мысли есть не что иное, как всего-навсего личное мнение, которое, как и мнение любого другого человека, может быть ошибочным. Обращение к собеседнику со словами: «То, что вы сейчас говорите, всего лишь ваше личное мнение» - будет невольно настраивать его на возражения, порождать стремление оспорить высказанное мнение по поводу приведённых им доводов. Если собеседник поддаётся на данную уловку, предмет полемики, вопреки его желанию и в угоду замыслу инициатора уловки, смещается в сторону обсуждения совсем другой проблемы, где противник будет доказывать, что высказанные им доводы - это не только его личное мнение. Практика подтверждает, что если это произошло, значит, уловка удалась.

«Селекция приемлемых аргументов». Данная уловка основана на осознанном подборе для доказательства какой-либо мысли односторонне направленной информации и оперировании в ходе дискуссии или спора только этой информацией.

«Рабулистика». Эта уловка означает преднамеренное искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные. К примеру, замечание типа «Ваш коллега договорился до того, что...» заставляет воспринимающего по-особому реагировать па эту информацию. Другими словами, любое воздействие рабулистикой вводит собеседника в состояние далеко не конструктивного настроя при обсуждении проблемы, что, в свою очередь, может вызвать крайне негативную защитную реакцию в форме негодования, обвинения либо отказа от дискуссии.

«Троянский конь». Суть уловки состоит в следующем:

а) спорящий, используя уже известный метод «видимой поддержки», переходит на сторону противника в споре и начинает приводить дополнительные доводы в защиту тезиса своего оппонента;

б) будучи «принятым на стороне противника» (поскольку противоположной стороне лестно выслушивать выступления оппонентов в защиту собственной позиции), использующий уловку умело искажает основной тезис и доводы партнёра до неузнаваемости;

в) затем он начинает это уже искажённое положение, не имеющее ничего общего с первоначальным, горячо защищать. В результате, когда автор скомпрометированного тезиса спохватывается, бывает уже поздно, так как противник успел нанести «смертельный удар» как тезису, так и авторитету автора.

«Метод бумеранга». Данный метод особенно эффективен после использования уловки «Видимая поддержка», по реализованной лишь наполовину, т.е. когда, перейдя на сторону оппонента, инициатор уловки отмечает лишь положительные, позитивные стороны предложения (тезиса), которые высказывает его партнёр. Затем, внедряя правило «подобное порождает подобное», предлагает высказаться и собеседнику по поводу положительных сторон уже своего суждения. Противник обычно это делает без особого труда, поскольку только что воспринял хвалебные речи по поводу своего предложения. Умело добившись подобных ответных действий со стороны оппонента, использующий уловку начинает успешно манипулировать только что приведёнными доводами оппонента о преимуществах и положительных сторонах своего проекта. Главное па этом завершающем этапе: во-первых, сохранить до конца обсуждения внимание партнёра на том положительном, что он сам нашёл в доводах своего противника; во-вторых, не дать возможности противоположной стороне повернуть дискуссию в русло обсуждения позитивных моментов своих идей и предложений.

«Умалчивание». Стремление сознательно утаить информацию от собеседника является наиболее часто используемой уловкой в любых формах дискуссии. В соперничестве с деловым партнёром гораздо легче бывает просто скрыть от него информацию, нежели оспаривать её в полемике. Умение грамотно! скрывать что-либо от своего оппонента является важнейшим слагаемым искусства дипломатии. В связи с этим отметим, что профессионализм полемиста в том и состоит, чтобы искусно уходить от правды, не прибегая при этом ко лжи.

«Полуправда». Это может означать смешивание лжи и достоверной информации; одностороннее освещение фактов; не точную и расплывчатую формулировку обсуждаемых положений; ссылки па источники с оговоркой типа «Не помню, кто сказал...»; искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т. п. Уловка «Полуправда» чаще всего, как показывает практика, используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота спора, когда нет достоверных аргументов, по надо непременно оспорить противника, когда необходимо, вопреки здравому смыслу, склонить кого-либо к определённому выводу.

«Ложь». Эта уловка, как известно, имеет целью скрыть реальное положение дел и донести до своего партнёра неправдивую информацию, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок па источники, на эксперименты, которых никогда и никто не проводил, и т. п. В реальной жизни, пожалуй, не найдётся человека, который хотя бы единожды пи солгал. Не будем забывать, что в повседневном деловом общении каждый человек правдив ровно настолько, насколько умён.

«Метод кнута и пряника». Замысел данной уловки проявляется в задаваемых оппоненту проблемно-риторических вопросах типа «Что вам лучше иметь: собственное мнение или всё остальное?», «Что для вас более предпочтительно: возражать или не пострадать?». Другими словами, угрожающий характер данной уловки заставляет противника сделать выбор: оставаться принципиальным, но при этом пострадать, или же принять условия, порой и неприемлемые, но зато при этом быть в безопасности от угроз, шантажа, а порой и физического насилия. Особый смысл этой непозволительной с точки зрения нравственности уловки можно продемонстрировать интересным примером из известного романа М. Пыозо «Крестный отец», где один из героев откровенно делится мыслью о том, что добрым словом и пистолетом можно сделать гораздо больше, чем просто добрым словом.

«Принуждение к строго однозначному ответу». Главное в этой уловке - твердо и решительно потребовать от оппонента дать однозначный ответ: «Скажите прямо: «да» или «нет»«, т.е. сознательно принудить его не к диалектическому ответу («и... и»), а к альтернативному («или... или»). Опыт подтверждает, что к этой уловке, как правило, прибегают в том случае, когда развёрнутый ответ оппонента крайне нежелателен. Следует отметить, что уловка наиболее эффективна в общении со слабо образованным оппонентом, так как в большинстве случаев она будет восприниматься как проявление принципиальности со стороны партнёра.

«А что вы имеете против?» Суть уловки в том, чтобы не доказывать свой высказанный тезис, т.е. не приводить доводы и аргументы в его защиту, а предложить (даже потребовать) его опровергнуть: «А что, собственно, вы имеете против?» В том случае когда оппонент попадается на уловку, он начинает критиковать выдвинутое положение, и спор (как и было запланировано инициатором уловки) начинают вести уже относительно приведённых контрдоводов оппонента. Таким образом, использующий уловку сознательно уходит от доказательства собственного тезиса и концентрирует общее внимание на контрдоводах оппонента.

«Многовопросье». Эта уловка состоит в том, чтобы в одном вопросе задать оппоненту не один, а несколько, причём разных и мало совместимых друг с другом вопросов. Дальше поступают в зависимости от ответов: или обвиняют в непонимании сути проблемы, или же в том, что оппонент не полностью ответил на вопросы, ввёл в заблуждение, ушёл от ответа.

Необходимо овладевать приёмами нейтрализации психологических уловок в общении.

Существует несколько приёмов нейтрализации уловок. Основные из них следующие:

Открытое обсуждение недопустимости использования уловок. Этот приём обычно используют накануне дискуссии, полемики или спора, когда стороны открыто договариваются не прибегать к использованию уловок в отношении друг друга. Однако достигнутое «джентльменское соглашение» по этому вопросу, как показывает практика, часто нарушается, и тогда необходимо использовать другие приёмы нейтрализации уловок.

Разоблачение уловки, т.е. раскрытие её сути. Данный способ нейтрализации уловки будет эффективен, если удастся не только назвать используемую уловку «по имени», по и подробно объяснить окружающим её предназначение и особенности применения в той или иной ситуации. В этом случае раскрытие содержания уловки явно покажет её автору, что противоположная сторона также вооружена знанием этих уловок и способна публично раскрывать их суть и в дальнейшем. В такой ситуации, когда инициатор уловки разоблачается, обычно обе стороны, убедившись, что подловить друг друга уловкой и остаться при этом незамеченным уже не удастся, редко идут на повторное использование непозволительных приёмов.

Повторное напоминание о недопустимости применения уловок. Этот приём основывается на реализации двух важных принципов: «умному достаточно и намёка» и «от умного достаточно и намёка». Однако даже и после открытого обсуждения недопустимости использования уловок по отношению друг к другу у каждой из сторон всё- таки остаётся соблазн в трудной ситуации попробовать подловить уловкой своего оппонента, а дальше поступить по обстановке: если противник попадается, значит, он не особо силён в знаниях об использовании уловок, можно и дальше их применять; если же уловка разоблачена, то это лишний раз подтверждает, что оппонент не блефует.

«Уловка на уловку». Этот способ нейтрализации может быть применён, когда все другие были уже использованы и не дали положительного результата. Лишь убедившись в том, что, несмотря на тактичные открытые заявления в адрес оппонента о недопустимости использования уловок, противник злостно продолжает их реализовывать, можно включаться в борьбу «кто кого».

В ситуации открытого противоборства, безусловно, выигрывает тот, кто более вооружён не столько знаниями, сколько умениями реализовывать па практике непозволительные приёмы - уловки.

В тактическом плане рассмотренные приемы и механизмы психологического воздействия применяют посредством соответствующих способов делового поведения, которые, в свою очередь, обусловлены психологическим типом собеседника или моделью его поведения. Существуют различные классификации типов, но для всех основными являются следующие: «важная птица», «разведчик», «решающий с ходу», «наставник», «хвастун», «манипулятор», «себе на уме», «нытик».

Поведенческая стратегия в сфере делового общения предполагает умение менеджера, предпринимателя руководить собой и подчиненным, опираясь на принципы цивилизованной профессиональной деятельности и совокупность тактических приемов, способов и средств. Кроме рассмотренных общих тактических приемов менеджерам и предпринимателям целесообразно познакомиться и с другими, применяемыми в отдельных формах делового общения.

Специфическая тактика и техника делового общения:

- защиты от некорректных собеседников;

- нейтрализации замечаний партнеров, сослуживцев;

- разрядки отрицательных эмоций и техники самоуспокоения;

- конкретные приемы, средства и способы ведения переговоров;

- аргументации;

- поведения и действий на различных этапах (стадиях, фазах) конфликтных ситуаций и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: