организация коллективной работы по составлению программы основные условия и методы организации коллективной творческой деятельности




Научный эксперимент в структуре инновационной педагогической деятельности программа эксперимента

Инновационный педагогический эксперимент - метод исследовательско-педагогической деятельности, который предусматривает существенные изменения в содержании, формах и методах работы с целью повышения их эффективности.

Как и в других сферах деятельности, инновационный педагогический эксперимент выполняет не только оценочную, но и прагматическую (изучение условий внедрения новаций) и прогностическую (определение перспектив развития нововведение) функции. Его структура аналогична структуре научного эксперимента, к которой относятся:

- объект и предмет исследования;

- формулировка цели эксперимента;

- определение задач и гипотезы эксперимента;

- разработка и выбор конкретных методик и методов исследования;

- экспертиза программы исследования и этапы проведения эксперимента.

Инновационный педагогический эксперимент является важным фактором инновационного образования, которая главной целью считает формирование у человека исследовательской позиции, воспитание у нее отношение к обществу как к творчески-поискового среды.

Для педагогов, работающих в инновационном режиме, важное значение имеет изучение педагогического опыта как источники инновационной деятельности. Особый интерес они проявляют к таким его разновидностей, как передовой и новаторский педагогический опыт.

 

Организационно-управленческий аспект процесса разработки и освоения инноваций: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий этапы.

Деятельностная структура представляет собой совокупность следующих компонентов: мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты. Субъектная структура включает инновационную деятельность всех участников образовательного процесса: руководителя, его заместителей, педагогов, учащихся, родителей и т. д. Уровневая структура предполагает, что инновационная деятельность в учреждении должна коснуться субъектов на всех уровнях управления: на международном, федеральном, региональном, районном и школьном. Содержательная структура инновационного процесса предполагает рождение, разработку и освоение новшеств во всех сферах образовательного процесса, в управлении школой и т. д. Управленческая структура предполагает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Отсутствие управления инновационным процессом в образовательном учреждении (ОУ) быстро приведет к его затуханию, поэтому наличие управленческой структуры является стабилизирующим и поддерживающим этот процесс фактором, что не исключает элементов самоуправления. Организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический – прогностический – собственно организационный – практический – обобщающий – внедренческий.

Все структурные компоненты инновационного процесса взаимосвязаны друг с другом. Важно и необходимо, чтобы они осуществлялись параллельно, одновременно, что позволит эффективно развиваться образовательному учреждению.

Образовательное учреждение (школа, детский сад) как самостоятельный организм представляет собой довольно сложную структуру, в которую входят следующие компоненты: совокупность целей, для которых существует школа, детский сад; деятельность, обеспечивающая их реализацию; сообщество взрослых и детей, ее организующих и в ней участвующих; отношения, их объединяющие; среда внутренняя и внешняя, освоенная детьми и взрослыми; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в единое целое, его целесообразное функционирование и развитие. В этом контексте новшества могут коснуться любого компонента, тем самым пробуждая к жизни инновационный процесс различного характера. Именно поэтому ученые разделяют все нововведения на определенные виды, опираясь при этом на разнообразные методологические основания.

 

27. методика составления авторской программы и учебного плана. формирование концепции авторского образовательного учреждения. его структура и алгоритм действий по его формированию

Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся новизной, актуальностью, предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.

Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:

Ø актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;

Ø прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;

Ø рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;

Ø реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;

Ø целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;

Ø контролируемость - свойство программы определять ожидаемые результаты, предлагать способы проверки конечных и промежуточных результатов;

Ø корректируемость - свойство программы своевременно обнаруживать отклонения и сбои, быстро реагировать на них, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику.

Ø Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий, которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.

Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

 

Ø Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).

Ø Установление цели, ради которой вводится новая программа.

Ø Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

Ø Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

Ø Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Ø Определение средств, методов и форм обучения.

Ø Составление списка необходимой литературы.

 

организация коллективной работы по составлению программы основные условия и методы организации коллективной творческой деятельности

В основе лежит три основные идеи:

1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

КТД - форма работы, которая направлена на:

· Развитие творческих способностей.

· Развитие интеллектуальных способностей.

· Реализацию коммуникационных потребностей.

· Обучение правилам и формам совместной работы.

 

КТД дают возможность

Ученику

· реализовать и развивать свои способности

· расширить знания об окружающем мире;

· приобрести навыки проектирования;

· проявить организаторские умения;

· закрепить коммуникативные навыки

· формировать способности к рефлексии (анализу)

Педагогу

· развивать творческий потенциал;

· совершенствовать организаторские возможности;

· изучить детский коллектив;

· объединить учащихся, педагогов, родителей;

· управлять процессом развития личности ребенка;

· развивать рефлексивные возможности

Принято выделять несколько этапов подготовки и проведения КТД.

1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей», «мозговой штурм» (атака), когда предлагается много невероятных идей.
2. Этап начальной организации (коллективное планирование): отбор идей к осуществлению, выборы «совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиши, другие формы оповещения - театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи…; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального кино, видео-оформления.
5. Проведение самого дела.

Этап подведения итогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: