Карта компетенций дисциплины.




Уровень основной профессиональной образовательной программы: бакалавриат

 

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

 

Направленность (профиль) подготовки: Культурологическое образование

 

Форма обучения: заочная

 

Сроки освоения ОПОП: нормативный (4,5 года)

 

Факультет: русской филологии и национальной культуры

 

Кафедра: русского языка и методики его преподавания

 

 

 

Рязань, 2016

 

При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

 

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Минобрнауки России от «4» декабря 2015 года №1426.

 

2. Учебный план направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Культурологическое образование), одобренный Ученым советом РГУ имени С.А. Есенина от «26» февраля 2016 г. Протокол № 9.

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания от «__»_________20___г. Протокол №__

 

Заведующий кафедрой _______________ (проф. В.А.Лаврентьев)

 

Рабочая программа дисциплины одобрена Учебно-методическим советом факультета русской филологии и национальной культуры от «__» _________ 20___г. Протокол №____

Председатель Учебно-методического совета факультета русской филологии и национальной культуры ______________ (доц. Н.В. Долгова)

 

Разработчик ______________ (доц. А.Г.Русских)

 

Декан факультета русской филологии

и национальной культуры _____________ (доц. К.В. Алексеев)

 

Начальник УМУ ________________ (доц. Е.Н. Горохова)

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: формирование у обучающихся научных представлений о системе языка, особенностях образования, употребления и функционирования основных языковых единиц, формирование навыков грамотного письма, расширение лингвистического кругозора обучающихся.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВУЗА

 

2.1. Учебная дисциплина «Современный русский язык» относится к вариативной части (обязательные дисциплины) Блока 1 (Б1.В.ОД.1).

 

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие предшествующие дисциплины:

Б1.В.ДВ.2 Старославянский язык

 

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

Б1.Б.12 Культура речи;

Б2.П.2 Преддипломная практика


2.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения основной профессиональной образовательной программы

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) компетенций:

 

№ п/п Номер/ индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть (навыками)
           
1. ОК - 4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия   знать основные закономерности и особенности функционирования русского языка применять полученные знания в области теории и анализа текстов в собственной научно-исследовательской и профессиональной деятельности лингвистической терминологией; навыками анализа языковых фактов
2. ОК - 6 способность к самоорганизации и самообразованию   специфику различных лингвистических словарей, разного рода справочных лингвистических материалов применять полученные знания в профессиональной и научно-исследовательской деятельности навыками работы со справочными лингвистическими материалами в процессе создания и редактирования различных текстов
3. ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры   правила употребления языковых единиц разного уровня анализировать высказывания разного типа в устной и письменной форме с учётом особенностей употребления в них языковых единиц разного уровня нормами русского литературного языка, навыками применения их в устной и письменной речи

Карта компетенций дисциплины.

 

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Современный русский язык
Цель дисциплины формирование у обучающихся научных представлений о системе языка, особенностях образования, употребления и функционирования основных языковых единиц, формирование навыков грамотного письма, расширение лингвистического кругозора обучающихся.  
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие
Общекультурные компетенции:
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Уровни освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА        
ОК - 4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия   Знать: знать основные закономерности и особенности функционирования русского языка Уметь: применять полученные знания в области теории и анализа текстов в собственной научно-исследовательской и профессиональной деятельности Владеть: лингвистической терминологией; навыками анализа языковых фактов   лекции, практические занятия; изучение и конспектирование специальной литературы проверка домашних заданий; проверка конспектов; контрольная работа, зачет ПОРОГОВЫЙ знать лингвистическую терминологию, иметь целостное представление о языке как системе ПОВЫШЕННЫЙ применять полученные знания для анализа языковых фактов
ОК - 6 способность к самоорганизации и самообразованию   Знать: специфику различных лингвистических словарей, разного рода справочных лингвистических материалов Уметь: применять полученные знания в профессиональной и научно-исследовательской деятельности Владеть: навыками работы со справочными лингвистическими материалами в процессе создания и редактирования различных текстов   лекции, практические занятия; изучение и конспектирование специальной литературы; проверка домашних заданий; проверка конспектов; контрольная работа, зачет ПОРОГОВЫЙ знать основные типы лингвистических словарей, особенности их содержания и структуры, уметь пользоваться разными типами словарей в процессе анализа языковых фактов ПОВЫШЕННЫЙ уметь пользоваться разными типами справочной лингвистической литературы в процессе создания и редактирования текстов в профессиональной и научно-исследовательской деятельности
Общепрофессиональные компетенции:
КОМПЕТЕНЦИИ Перечень компонентов Технологии формирования Форма оценочного средства Уровни освоения компетенции
ИНДЕКС ФОРМУЛИРОВКА        
ОПК-5 владение основами профессиональной этики и речевой культуры   Знать: правила употребления языковых единиц разного уровня Уметь: анализировать высказывания разного типа в устной и письменной форме с учётом особенностей употребления в них языковых единиц разного уровня Владеть: нормами русского литературного языка, навыками применения их в устной и письменной речи   Лекции, практические занятия; изучение и конспектирование специальной литературы Контрольная работа, проверка домашних заданий; проверка конспектов; зачет ПОРОГОВЫЙ знать нормы русского литературного языка, уметь анализировать правильность употребления языковых единиц в текстах и исправлять ошибки   ПОВЫШЕННЫЙ уметь создавать тексты в устной и письменной форме с учетом норм русского литературного языка

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Семестр № 5

 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
№ 6
часов
     
1.Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
2.Самостоятельная работа студента (всего)    
В том числе - -
СРС в семестре:    
Курсовая работа КП - -
КР
Другие виды СРС: - -
Выполнение заданий при подготовке к практическим занятиям    
Выполнение заданий при подготовке к лабораторной работе    
Выполнение индивидуальных домашних заданий    
Работа со справочными материалами    
Изучение и конспектирование специальной литературы    
Составление словаря    
Подготовка к контрольной работе    
СРС в период сессии:    
Подготовка к зачету    
Вид промежуточной аттестации зачет (З)   З
экзамен (Э)    
     
ИТОГО: Общая трудоемкость часов    
зач. ед.    
         

Семестр № 6

Вид учебной работы Всего часов Семестры
№ 7
часов
     
1.Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)    
В том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ), Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
2.Самостоятельная работа студента (всего)    
В том числе - -
СРС в семестре:    
Курсовая работа КП - -
КР
Другие виды СРС: - -
Работа со справочными материалами    
Подготовка к контрольной работе    
СРС в период сессии:    
Подготовка к зачету    
Вид промежуточной аттестации зачет (З)   З
экзамен (Э)    
     
ИТОГО: Общая трудоемкость часов    
зач. ед.    
         

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Содержание разделов учебной дисциплины

 

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах
       
    Введение Понятие о русском языке. Русский язык — язык русской нации. Ме­сто русского языка среди других языков мира. Понятие о современном русском языке. Понятие о литературном языке. Отличие литературного языка от диалектов, жаргона и просторечия. Нормированность как основная черта литературного языка. Кодифицированность норм литературного языка. Вариантность норм литературного языка
    Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография Предмет фонетики. Классификация фонетических единиц, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук; Акустические свойства звуков речи. Артикуляционная характеристика звуков речи. Классификация гласных и согласных звуков. Особенности русского слогоделения. Ударение. Фонетическая природа словесного ударения. Место ударения в слове. Проклитики и энклитики. Интонация, её элементы и функции. Типы интонационных конструкций в русском языке. Фонетические чередования звуков: редукция, ассимиляции, диссимиляция... Исторические чередования звуков в русском языке. Учение о фонеме. Звук и фонема. Происхождение и состав русского алфавита. Особенности русско­го алфавита. Соотношение букв и звуков в современном русском языке. Обозначение мягкости согласных на письме. Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный; дифференцирующие написания).
    Словообразование. Словообразование как особый раздел науки о языке. Структура слова в русском языке. Морфемика. Классификация морфем русского языка. Морфемный анализ. Структурные типы слов в русском языке. Основа слова. Исторические изменения в составе слова. Этимологический анализ. Основные понятия словообразования. Словообразовательный ана­лиз структуры слова. Основные способы русского словообразования: морфологические и неморфологические. Словообразовательные типы. Слова узу­альные и окказиональные.
    Лексикология. Фразеология. Лексикография. Понятие о лексике и лексикологии. Слово как единица языка, его признаки. Функции слова (номина­тивная, обобщающая). Лексическое значение слова и понятие. Типы лек­сических значений слова в русском языке (прямые и переносные; свобод­ные и несвободные). Оценочные свойства слов. Отражение в лексике про­цессов, происходящих в обществе (пополнение лексики новыми словами, деактуализация слов и значений, изменения в оценочных свойствах слов). Деидеологизация лексики. Полисемия (многозначность) слова. Слова однозначные и много­значные. Типы и принципы переноса названия (метафора, метонимия, си­некдоха, перенос по функции). Многозначность слова в связи с историей языка и общества. Системные отношения в лексике: омонимия, синонимия, антонимия. Понятие об исконно русской лексике. Происхождение лексики русского языка. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Устаревшая лексика. Новая лексика. Понятие о свободных и несвободных сочетаниях слов. Фразеологические единицы, их основные признаки. Характеристика фра­зеологизмов с точки зрения их происхождения, эмоционально-стилистических свойств и сферы употребления, отражение во фразеологических и других словарях. Использование фразеологизмов (функции; приемы авторской обработки). Предмет лексикографии. Словари энциклопедические и лингвистические. Классификация лингвистических словарей. Важнейшие толковые словари. Основные аспектные словари. Справочно-лингвистические словари. Фразеография. Назначение всех типов словарей. Роль словарей в формировании культуры речи. Практические словари и справочники трудностей русской речи, ад­ресованные журналистам и редакторам. Словарная статья, её составные компоненты. Структура словарной статьи в словарях разных типов.  
    Морфология Учение о частях речи в русском языке. Принципы классификации. Система частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. Нормы образования и употребления в речи имен существительных. Имя прилагательное как часть речи. Нормы образования и употребления в речи имен прилагательных. Имя числительное как часть речи. Нормы образования и употребления в речи имен числительных. Местоимение как часть речи. Нормы образования и употребления в речи местоимений. Глагол как часть речи. Нормы образования и употребления в речи глаголов. Причастие как особая форма глагола. Нормы образования и употребления в речи причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Нормы образования и употребления в речи деепричастий. Слово категории состояния как часть речи. Нормы образования и употребления в речи. Наречие как часть речи. Нормы образования и употребления в речи наречий. Служебные части речи. Междометия. Звукоподражание.
    Синтаксис Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц. Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по различным признакам. Грам­матические значения словосочетаний. Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений. Типы словосочетаний по структуре, по степе­ни синтаксической связанности компонентов. Простое предложение. Признаки предложения как синтаксической единицы. Структурно-семантические типы простых предложений. Типы предложений по цели высказывания. Типы предложений по эмоциональной окраске. Главные члены предложения и способы их выражения. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Нечленимые предложения. Простое осложненное предложение: предложения с однородными членами; предложения с обособленными членами; предложения с вводными и вставными конструкциями, предложении с обращениями. Сложное предложение. Сложное предложение как единица синтаксиса. Признаки сложного предложения. Средства связи частей сложного предложения. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Сложное предложение многочленной структуры с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое. Способы передачи чужой речи. Основы русской пунктуации.  
       

 

2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

Семестр № 5

 

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
    Л ЛР ПЗ/С СРС всего
                 
    Введение            
    Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография            
    Словообразование            
    Лексикология. Фразеология. Лексикография.            
    Морфология            
    Синтаксис            
    ИТОГО за семестр №5            

Семестр № 6

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
    Л ЛР ПЗ/С СРС всего
                 
    Введение            
    Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография            
    Словообразование            
    Лексикология. Фразеология. Лексикография.            
    Морфология            
    Синтаксис            
    Разделы дисциплины № 1- № 6           Зачет
    ИТОГО за семестр №5            

 

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

3.1. Виды СРС

Семестр № 5

 

 

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов    
             
    Введение - -    
  2. Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография Выполнение заданий при подготовке к лабораторной работе          
Выполнение индивидуальных домашних заданий            
Работа со справочными материалами          
Изучение и конспектирование специальной литературы      
Составление словаря      
Подготовка к контрольной работе      
3. Словообразование Выполнение заданий при подготовке к лабораторной работе        
Выполнение индивидуальных практических заданий      
Работа со справочными материалами      
Изучение и конспектирование специальной литературы      
Составление словаря      
Подготовка к контрольной работе        
  4. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Выполнение заданий при подготовке к практическим занятиям      
Выполнение индивидуальных практических заданий      
Работа со справочными материалами      
Изучение и конспектирование специальной литературы      
Составление словаря      
Подготовка к контрольной работе        
    Морфология Выполнение заданий при подготовке к практическим занятиям      
Выполнение индивидуальных практических заданий      
Работа со справочными материалами      
Изучение и конспектирование специальной литературы      
Составление словаря      
Подготовка к контрольной работе        
    Синтаксис Выполнение заданий при подготовке к практическим занятиям      
Изучение и конспектирование специальной литературы      
Выполнение индивидуальных практических заданий      
Работа со справочными материалами      
Составление словаря      
Подготовка к контрольной работе      
   
   
ИТОГО в семестре:     Подготовка к контрольной работе  
ИТОГО      

Семестр № 6

№ семестра № раздела Наименование раздела учебной дисциплины Виды СРС Всего часов  
           
    Введение      
    Фонетика Работа со справочными материалами    
Выполнение контрольной работы    
    Словообразование Работа со справочными материалами    
Выполнение контрольной работы    
    Лексикология. Фразеология. Лексикография. Работа со справочными материалами    
Выполнение контрольной работы    
    Морфология Работа со справочными материалами    
Выполнение контрольной работы    
    Синтаксис Работа со справочными материалами    
Выполнение контрольной работы    
ИТОГО в семестре:     Подготовка к контрольной работе
ИТОГО    

3.2. График работы студента

Семестр № 5

Форма оценочного средства Условное обозначение Номер недели
                                       
Проверка словаря Сл.                                    
Индивидуальные домашние задания ИДЗ                                    
Контрольный просмотр конспектов КПК                                    
Лабораторная работа 1 ЛР 1                                    
Лабораторная работа 1 ЛР2                                    

Семестр № 6

Форма оценочного средства Условное обозначение Номер недели
                                       
Контрольная работа КР                                    

 


3.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: