При техническим обслуживании ТО-3 проверяют плавность вращения ротора турбокомпрессора; осматривают концы вала ротора и полости подшипников; проверяют крепление турбокомпрессора на кронштейнах, состояние дюритовых соединений и трубопровода; очищают тройник трубопровода и фильтр подвода смазки к подшипникам; проверяют свободный выбег роторов турбокомпрессоров. После остановки дизеля, работающего на нулевой позиции при температуре масла не ниже 65 °С, роторы должны вращаться не менее 1 мин. Для очистки от нагара лабиринтов без снятия турбокомпрессора с дизеля его промывают через одно техническое обслуживание ТО-3.
Для предупреждения заклинивания ротора при каждом техническом обслуживании ТО-3 производят контрольные замеры зазора «на масло» в опорно-упорном подшипнике со стороны компрессорного колеса, проверяют отсутствие пропуска масла во всасывающую полость и качество крепления прокладок колпачков подшипников.
Запрещается эксплуатация дизелей 10Д100 с давлением наддува в ресивере ниже следующих значений:
Температура окружающего воздуха, °С —40 —30 —20 —10 0 +10 +20 +30 +40
Давление наддува, 105 Па 1,59 1,52 1,45 1,38 1,3 1,24 1,15 1,10 1,03
При текущем ремонте ТР-1 турбокомпрессор снимают с дизеля, разбирают и очищают от нагара колесо турбины и внутренние полости корпуса. При текущих ТР-2, ТР-3 и капитальных ремонтах турбокомпрессоры снимают, полностью разбирают, очищают и ремонтируют. Для снятия турбокомпрессора отсоединяют от него выпускные и продувочные коллекторы, масляный и водяной трубопроводы и отвертывают болты крепления к кронштейнам. При разборке турбокомпрессора снимают крышки подшипников и измеряют осевой разбег ротора (рис. 8), радиальные зазоры между лопатками колеса компрессора и вставкой, между лопатками колеса турбины и кожухом соплового аппарата. Для облегчения дальнейшей разборки турбокомпрессор устанавливают на специальных подставках компрессорным колесом вверх. Для предохранения резьбовой части ротора со стороны турбины на нее навертывают предохранительный колпачок.
|
После разборки детали турбокомпрессора очищают от нагара и масла. Особое внимание уделяют масляным и воздушным каналам, подходящим к лабиринтным уплотнениям. Трещины в корпусе компрессора, выпускном и газоприемном корпусах заваривают при условии, что они несквозные. Раковины зашурупливают, царапины выводят шлифовкой; мелкие кольцевые риски (глубиной до 0,15 мм) на втулках корпусов от пластин лабиринтов и уплотнительных колец оставляют без исправления.
У соплового аппарата проверяют суммарную площадь выходных сечений, которая должна быть в пределах 126—129 см2. Увеличение площади сечения приводит к снижению частоты вращения и подачи турбокомпрессора, а разница в площадях сечения направляющих сопловых аппаратов двух турбокомпрессоров на одном дизеле приводит к помпажу турбокомпрессора, имеющего меньшую площадь сечения. Регулировку осуществляют подгибкой лопаток по шаблону. Коробление соплового аппарата проверяют по плите; заход щупа допускается: между плитой и наружным ободом не более 0,15 мм, а между плитой и внутренним ободом не более 0,25 мм. Коробление до 1 мм устраняют шабровкой.
После разборки масляного фильтра промывают и очищают фильтрующие элементы, при изломе и обрыве сетки элементов заменяют. Маслоподводящие трубки и шланги спрессовывают давлением 106 Па, при наличии течи трубки и шланги заменяют, медные патрубки отжигают.
|
Рис. 8. Схема проверки вала ротора турбокомпрессора:
а — разбега вала; б — радиального зазора в подшипниках вала ротора, 1 — гайка, 2 — стержень, 3 — индикатор, 4 — приспособление; 5 — корпус турбокомпрессора; 6 — лапка
Рис. 9. Ротор турбокомпрессора ТК-34
Пяту ротора турбокомпрессора проверяют дефектоскопом, при наличии трещин или глубоких задиров на рабочих поверхностях — заменяют. Неглубокие задиры, забоины устраняют шлифовкой с уменьшением высоты пяты не более 1 мм против чертежной.
Ослабшее колесо компрессора на валу ротора, определяемое обстукиванием, заменяют. Новое колесо сажают на вал с натягом 0,02—0,04 мм, с предварительным нагревом в масле до температуры 80—100 °С. В лопатках турбинного и воздушного колес проверяют, нет ли трещин, забоин, следов касания и других дефектов. На роторах с «елочным» креплением лопаток негодные лопатки заменяют. Посадку новых лопаток в диск ротора производят в диаметрально противоположных местах, подбирая их одинаковой массы. Газовое колесо, имеющее трещины и отколы, заменяют вместе с ротором.
Биение ротора проверяют по индикатору в центрах станка после затяжки гайки. Допускается биение поверхностей: А и Г (рис. 9) — не более 0,02 мм; П, Т, Р — не более 0,05 мм; Я — не более 0,15 мм; Б — не более 0,1 мм; Е — не более 0,03 мм. При большем биении ротор обрабатывают на станке в пределах допускаемых размеров. Вал выправляют с нагревом. После ремонта ротора проводят динамическую балансировку. Допускается дисбаланс не более 2,5-10-4 Н-м в каждой плоскости коррекции. Балансируют вал без уплотнительных колец. Для балансировки снимают материал с борта К не более 7 мм, а с борта Н — не более 4 мм. Трещины в кожухе ротора заваривают электродуговой сваркой с присадкой алюминия марки АЛ5. Трещины в водяной полости газоприемного и выпускного корпусов, обнаруженные при опрессовке полости давлением (2¸ 3) 105 Па с выдержкой 5 мин, заваривают электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия марки АЛ9В.
|
Трещины в сопловом аппарате заваривают электродуговой сваркой электродами типа Э42А. Трещины в лопатках диффузора заваривают с проверкой профиля лопаток по шаблону. Перед сборкой детали турбокомпрессора промывают в осветительном керосине и продувают сжатым воздухом. Фланцы корпуса перед сборкой смазывают тонким слоем лака «Герметик», прокладывают шелковую нитку. Прокладки устанавливать не разрешается. Собирают турбокомпрессор в порядке, обратном разборке.
После сборки турбокомпрессора прокачивают масло с тем, чтобы убедиться, что оно проходит через подшипники и сливается в сливные отверстия. Водяные полости спрессовывают водой давлением 3×105 Па в течение 5 мин. Течь воды не допускается. Проверяют осевой разбег вала ротора, радиальный зазор на масло индикаторными приспособлениями, зазор между лопатками воздушного колеса и вставкой, а также плавность вращения ротора от руки после установки турбокомпрессора на дизель.
Перед постановкой на дизель турбокомпрессор обкатывают на стенде, где испытывают водяную полость давлением 5×105 Па, приводят во вращение воздухом ротор турбокомпрессора [при давлении воздуха 6×105 Па частота вращения ротора достигает 4000— 5000 об/мин (58—83 с-1)] и проверяют систему смазки подшипниковых узлов давлением 4,5×105 Па. Испытание продолжается 2 ч. Ритм вращения ротора равномерный, не должно быть течи масла, появления капель масла в наддувочной горловине компрессора.
При снятии с дизеля, разборке, ремонте, сборке и установке турбокомпрессора выполняют общие для ремонтного производства правила техники безопасности.