Прохождение государственной службы.




Прохождение государственной службы является процессом реализации служащими нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется их субъективные права и юридические обязанности.

Рассматривают различные аспекты прохождения государственной службы: общественный, организационный, правовой, личностный, технологический. Какова их специфика?

- Общественный аспект отражает социальный смысл и назначение прохождения государственной службы – должности государства, защита прав и свобод граждан.

- Организационный аспект – начало организации прохождения государственной службы.

- Правовой аспект – правовое обеспечение государственной службы.

- Личностный аспект – выражается в возможности реализации служащими в процессе службы своих способностей.

- Технологический аспект – представляет собой набор процедур и операций, обеспечивающих прохождение служащими государственной службы.

В соответствии с ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе РФ» устанавливаются этапы: (см.: Гл. 9 ФЗ № 79 ст. 47-49). При этом в научной литературе выделяются следующие этапы прохождения государственной службы:

1) адаптационный этап – он носит ярко выраженный приспособительный характер (новичок требует наставничества, терпимости – 1 год);

2) этап высокопрофессионального исполнения государственной должности:

- глубокое знание своих функций (в чем особенность);

- высокий уровень профессионализма и выявления служебных обязанностей (их необходимо поощрять, перемещать по горизонтали и вертикали; подготовка и переподготовка; из них формировать кадровый резерв; помогать расти);

3) инновационный этап – прохождение службы присуще служащим, обладающим:

- повышенным уровнем интеллектуального развития;

- нестандартным подходом к решению служебных задач;

- поиском и введением новшеств;

4) этап завершения.

Таким образом, прохождение государственной службы включает в себя:

- назначение на должность;

- присвоение классного чина;

- дипломатического ранга;

- воинского или специального звания;

- аттестацию или квалификационный экзамен.

Прохождение службы каждым государственным служащим документируется в его личном деле и отражает индивидуальный жизненный путь с момента назначения впервые на должность государственной службы и заканчивая увольнением со службы.

Подача документов и проверка. Замещение конкретной должности государственной службы, как на конкурсной, так и без конкурсной основе, подлежит юридическому оформлению. Во-первых, оформление и заключение служебного контракта; во-вторых, издание акта о назначении гражданина (государственного служащего) на указанную должность.

Решение конкурсной комиссии является основанием для издания акта о назначении претендента, либо отказа ему в назначении на вакантную должность государственной службы. Актами о назначении могут быть:

- приказ по государственному органу;

- распоряжение.

Правовое значение акта о назначении на должность состоит в том, что он является юридическим фактом, порождающим государственно-служебные отношения между сторонами, подписавшими контракт. При издании акта государственного органа о назначении на должность государственной службы и заключении служебного контракта соглашением сторон может быть обусловлено испытание государственного служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Условия оговариваются. Если нет условий - это означает, что гражданин принят на государственную службу без испытания (ФЗ-79, ст. 27).

При замещении должности государственной службы допускаются испытание (ФЗ № 79, ст. 27) на срок от трех до шести месяцев для гражданина впервые принятого на государственную службу. Могут быть и иные сроки. Если назначение на должность государственной службы осуществляется Правительством РФ, то, согласно его Постановлению от 5 июля 2000 г. (СЗ РФ.2000 г. № 28, ст. 2979), трехмесячный испытательный срок является обязательным.

В соответствии с Федеральными законами, гражданам, проходящим Федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов РФ, устанавливаются классные чины.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

1) последовательное присвоение при прошествии определенного времени пребывания в чине, звании, дипломатическом ранге;

2) присвоение в соответствие с занимаемой должностью;

3) досрочное присвоение или на ступень выше;

4) сохранение присвоения чина, звания, дипломатического ранга при освобождении от занимаемой должности или увольнении с Федеральной государственной службы;

5) лишение чина, звания, дипломатического ранга – по решению суда.

Соотношение классовых чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливаются Указами Президента РФ.

Классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ присваиваются с учетом названных выше положений в порядке, установленном нормативно-правовыми актами соответствующего субъекта.

Аттестация – проводится в целях определения государственной службы их соответствия замещаемым должностям. Порядок ее проведения регулируется Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. (СЗ РФ. 2005 г. № 6. Ст. 437).

Порядок организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации установлен Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 апреля 2002 г. (Российская газета. 2002 г. 22 мая).

Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации учреждено приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29 октября 2003 г. (Российская газета. 2003 г. 31 декабря).

Оценивать работу государственных гражданских служащих чрезвычайно сложно. Одна из форм оценки результат профессиональной служебной деятельности государственной службы осуществляется при сдаче квалификационного экзамена.Регулируется Положением о порядке сдачиквалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля2005 г. (СЗ РФ. 2005 г. № 6. Ст. 438).

Основания прекращения государственной службы установлены ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» (ст. 33-40) гл. 6.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

2) истечение срока действия срочного служебного контракта(статья 35 настоящего Федерального закона);

- Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней.

 

- Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания.

 

- Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу.

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона)

Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона)

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемуюфедеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

8.1) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

8.2) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;

8.3) упразднения государственного органа;

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона)

1. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с:

1) призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на альтернативную гражданскую службу;

2) восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

3) избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность, на муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

4) наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) исполнением гражданским служащим государственных обязанностей в случаях, установленных федеральным законом.

2. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:

1) осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

2) признанием гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

4) достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе;

5) применением к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации.

3. В случае смерти (гибели) гражданского служащего либо признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, служебный контракт прекращается.

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона)

1. Служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:

1) заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должностигражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

2) заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

3) отсутствия у лица соответствующего документа об образовании и о квалификации, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с настоящим Федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. В случае прекращения служебного контракта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя выплачивает гражданскому служащему месячное денежное содержание, если нарушение правил заключения служебного контракта допущено не по вине гражданского служащего.

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!