Структура системы социально-трудовых отношений




Структура социально-трудовых отношений достаточно сложная и включает разнообразные параметры, характеризующие систему построения, действия и регулирования социально-трудовых отношений (рис.4.1).

 
 

 

 


Рис.4.1 - Структура системы социально-трудовых отношений

 

Как видно из рис. 11.1 структура социально-трудовых отношений включает следующие элементы: субъекты, уровни, предметы, типы, принципы.

Субъектами социально-трудовых отношений могут быть:

- индивидуум (в этом случае социально-трудовые отношения - индивидуальные, когда с отдельным работодателем взаимодействует отдельный работник);

- группа индивидуумов, объединенных каким-либо системообразующим признаком (социально-трудовые отношения - групповые или коллективные, когда работники (работодатели) взаимодействуют между собой. Вследствие этого социально-трудовые отношения могут подразделяться на двух-, трех- и многосторонние).

В качестве субъекта социально-трудовых отношений может выступать организация (предприятие) или их группа, а также территориальное образование. В качестве субъекта социально-трудовых отношений мировое сообщество в определенных условиях рассматривает и социальное государство.

Рассмотрим основные характеристики субъектов социально-трудовых отношений, характерных для рыночной экономики.

Наемный работник – это гражданин, заключающий трудовой договор с работодателем, руководителем предприятия или отдельным лицом. Этот договор найма может быть письменным или устным, но в любом случае он определяет социально-трудовые отношения между его участниками. В реальности в качестве наемного работника субъекта социально-трудовых отношений могут выступать и индивидуум, и группы работников, различающиеся по своему положению в социально-профессиональной структуре, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам.

Наемный работник должен обладать определенными качествами, оценка состояния которых может быть реальное представление о сущности и зрелости социально-трудовых отношений. Прежде всего, он должен обладать готовностью и способностью к личному участию в социально-трудовых отношениях, иметь определенную установку на предпочтительные способы участия в этих отношениях.

Развитые трудовые отношения предполагают существование институтов, выступающих от имени наемных работников, защищающих их интересы. Традиционно такими являются профессиональные союзы – массовые организации, объединяющие наемных работников, связанных общностью социально-экономических интересов. Это не исключает возможности существования и других организационных форм объединения наемных работников.

Работодатель как субъект социально-трудовых отношений согласно международной квалификации статуса в занятости - это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или нескольких лиц. Работодатели обычно являются собственниками средств производства и представляют хозяйствующие субъекты любой формы собственности, а также выступают как отдельные физические лица. В социально-трудовых отношениях работодателя представляет руководитель организации, который выражает его интересы.

Государство как субъект социально-трудовых отношений выступает в качестве собственника имущества и работодателя (если это касается государственных предприятий).

Роль государства в социально-трудовых отношениях исследована многими специалистами (Р.Фримен, М.Саламон и др.). Систематизация их взглядов, анализ практического опыта деятельности государства в сфере социально-трудовых отношений показывает, что чаще всего государство выполняет здесь следующие роль:

– законодатель;

– защитник прав;

– регулировщик;

– работодатель;

– миротворец-увещеватель.

Мера реализации каждой из этих ролевых функций государства, характер их сочетания в каждый конкретный момент времени определяются историческими, политическими, экономическими условиями развития государства. Поэтому роль государства в социально-трудовых отношениях может изменяться самым существенным образом.

Но в любом случае государство как субъект социально-трудовых отношений должно быть заинтересовано в эффективной самоидентификации и наемных работников, и работодателей, ибо только социально активный наемный работник и работодатель могут быть равноправными партнерами, достичь социального согласия, избежать экстремизма – сверхконфликтности в трудовых отношениях.

Уровень социально-трудовых отношений является производным от особенностей субъектов социально-трудовых отношений, он определяется свойствами социально-экономического пространства, в котором функционируют субъекты социально-трудовых отношений.

Выделяют следующие уровни социально-трудовых отношений: индивидуальный и групповой. При этом на индивидуальном уровне взаимосвязанными субъектами социально-трудовых отношений могут быть: работник – работник, работник – работодатель, работодатель – работодатель. На уровне наемного работника система социально-трудовых отношений обеспечивает организацию процесса труда, его содержание, режим и оценку трудовой деятельности. На уровне работодателя (предприятия) социально-трудовые отношения позволяют эффективно использовать рабочую силу, развивать человеческий фактор производства, воспитывать партнера для достижения совместных целей путем трудового согласия и солидарности.

На групповом уровне социально-трудовых отношений проявляются взаимосвязи между объединениями работников (профессиональными союзами) и объединениями работодателей. Особым «смешанным» уровнем социально-трудовых отношений являются взаимосвязи между работником и государством, работодателем и государством.

Кроме того, социально-трудовые отношения могут быть выделены на уровне предприятия (организации); отрасли; региона.

Для каждого уровня социально-трудовых отношений специфичны свои предметы отношений и взаимосвязи между ними.

В качестве предметов социально-трудовых отношений на уровне индивидуумов выступают определенные стороны в трудовой жизни человека, содержание которых зависит от жизненного цикла человека и специфики целей и задач, решаемых человеком на каждом из этих циклов.

Жизненный цикл человека включает несколько стадий. Западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла, в работах японских авторов встречается деление на четыре фазы: период от рождения до окончания школьного образования, период поступления на работу и обзаведения семьей, период трудовой жизни и период старости.

На каждом из этапов жизненного цикла человека в социально-трудовых отношениях будет отдаваться предпочтение тем или иным целям – предметам. И, поэтому, как предмет социально-трудовых отношений на первом этапе жизненного цикла могут выступать: трудовое самоопределение; профориентация; профобучение и др. На следующем этапе определяющую роль в социально-трудовых отношениях будут играть найм–увольнение; социально-профессиональное развитие; профессиональная подготовка и переподготовка; оценка труда; его вознаграждение. На последующем этапе предметом социально-трудовых отношений может стать степень трудовой активности.

Как предмет групповых (коллективных) социально-трудовых отношений, к примеру, между работниками и работодателями может выступать кадровая политика в целом, и (или) ее отдельные элементы: аттестация кадров; контроль и анализ трудовой деятельности; оценка эффективности труда; организация труда; трудовые конфликты и их развитие; трудовая мотивация.

Все многообразие социально-экономических явлений, которые выступают в качестве предметов в социально-трудовых отношениях, структурируется на следующие три относительно самостоятельных предметных блока:

- социально-трудовые отношения занятости;

- социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

- социально-трудовые отношения, возникающие в связи с трудовой мотивацией, т.е. с формированием стоимости и цены рабочей силы, установлением вознаграждения за труд.

Данная структуризация социально-трудовых отношений продуктивна, так как позволяет четко определить систему факторов, обуславливающих социально-трудовые отношения в каждом из этих блоков и методы их регулирования.

Социально-трудовые отношения в зависимости от способа их регулирования, методов разрешения проблем классифицируют по типам.

Тип социально-трудовых отношений определяется их характером, а именно тем, каким конкретно образом принимаются решения в социально-трудовой сфере.Базовую роль в формировании типовсоциально-трудовых отношений играют принципы равенства или неравенства прав и возможностей субъектов социально-трудовых отношений. От того, в какой мере и каким образом комбинируются эти базисные принципы, зависят конкретный тип социально-трудовых отношений и другие принципы, его определяющие. В этом случае основой социально-трудовых отношений могут служить принципы солидарности и субсидиарности; отношения, построенные по принципу «господство - подчинение»; равноправное партнерство; конфликт, конфликтное сотрудничество; конфликтное соперничество, дискриминация.

Принцип солидарностипредполагает совместную ответственность людей, основанную на личной ответственности и согласии, единодушии и общности интересов. Суть его сводится к тому, что сплоченность позволяет выявлять и оценивать одинаковые интересы, противостоять опасности и риску. Именно поэтому в связи с социально-трудовыми отношениями говорят о солидарности профессиональных союзов, которые призваны компенсировать негативные экономические и социальные последствия процесса развития рыночной экономики, о солидарном сообществе застрахованных лиц или о соглашении поколений при пенсионном страховании.

Принцип солидарности, основанный на личном согласии и ответственности, может несколько утрачивать свое значение при развитии систем защиты от возможных экономических, социальных и общественных рисков, предоставляемых государством.

Принцип субсидиарности, как и солидарность, основывается на личной ответственности, однако в соответствии с этим принципом помощи со стороны всегда следует предпочитать «самозащиту», а при возможности перенесения социальной ответственности на третье лицо, например на государство, предпочтение должно быть отдано «субсидиарной» помощи. Принцип субсидиарности, таким образом, направлен на сохранение неослабевающего стремления человека к самоответственности и самореализации и призван предотвращать перенесение ответственности на общество. Очевидно, в социально-трудовых отношениях любого общества чувство собственного достоинства, вера в себя и чувство личной ответственности граждан должны стимулироваться, кроме того, должна быть обеспечена возможность их реализации.

В соответствии с выше указанными принципами (характеристиками) выделяют два полярных типа социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство.

Патернализм. Довлеющая роль государства в социально-трудовых отношениях или практически полная их регламентация формируют тип социально-трудовых отношений, называемый государственным патернализмом. Патернализм может сформироваться и на уровне предприятия (организации) на основе использования жесткой регламентации социально-трудовых отношений. Этот тип социально-трудовых отношений, в определенных исторических и социокультурных условиях, может оказаться высокоэффективным. Примером является опыт внутрифирменных социально-трудовых отношений на предприятиях Японии. Вместе с тем известны и качественно другие следствия этого типа социально-трудовых отношений: пассивность в трудовом поведении, минимизация уровня притязаний к качеству жизни в целом, и качеству трудовой жизни в частности.

Партнерство. В развитых странах с социальной ориентацией рыночной экономики преобладающим типом социально-трудовых отношений является в настоящее время социальное партнерство в форме двупартизма и трипартизма.

Процесс формирования социального партнерства в развитых странах был по существу последовательным переходом от социально-трудовых отношений типа «конфликтного соперничества» к типу «конфликтного сотрудничества». Причем оба типа социально-трудовых отношений предполагают сверхактивные позиции субъектов этих отношений в защите и реализации своих интересов, что выразилось в расширении масштабов деятельности профсоюзов и союзов предпринимателей до международного уровня. Заметим, что для солидарности как типа социально-трудовых отношений условие сверхактивности на рынке труда не обязательно.

Кроме этих полярных типов, возможны и другие типы социально-трудовых отношений (например, конфликт и дискриминация), определяемые сочетанием принципов и методов их регулирования.

Конфликт. представляет собой столкновение субъектов взаимодействия, вызванное противоположной направленностью целей и интересов, позиций или взглядов.

Конфликт (конфликтная ситуация) как тип социально-трудовых отношений – это предельный случай обострения противоречий в трудовых отношениях.

Трудовой конфликт – разновидность социального конфликта. Причинами трудовых конфликтов могут быть обстоятельства, связанные с технико-технологическими параметрами производства, а также экономические, административно-управленческие, социально-психологические аспекты деятельности организации. Трудовой конфликт может иметь различные формы проявления: молчаливое недовольство, открытое недовольство, ссора, забастовка, трудовой спор и т.д.

Дело в том, что согласно современным воззрениям конфликт предоставляет собой одну из форм социализации человека, разновидность социального развития. Конфликт признается неизбежным, необходимым и решающим фактором социального развития, ибо он открывает дорогу инновациям, способствует формированию нового уровня взаимопонимания и сотрудничества. Трудовой конфликт может стать фактором разрушения социально-трудовых отношений, его следствием трудового конфликта может быть снижение качества продукта, производительности труда, повышение уровня текучести, увеличение числа случаев травматизма и заболеваний и т.п., поэтому в паре с трудовым конфликтом должно выступать социальное партнерство, согласие. Важно следующее восприятие конфликта: конфликт должен быть временным явлением в социально-трудовых отношениях, а согласие, партнерство - постоянным.

Дискриминация. - это произвольное, необоснованное ограничение, ущемление прав и возможностей кого-либо. Дискриминация как тип социально-трудовых отношений представляет собой произвольное ограничение прав субъектов этих отношений, преграждающее доступ им к равным возможностям на рынке труда. Дискриминации могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т.д. Для нашей страны несомненную актуальность имеют вопросы равенства возможностей мужчин и женщин на рынке труда, а также в условиях обострения межнациональных отношений дискриминации на национальной основе.

Выделяют несколько видов дискриминации в социально-трудовых отношениях

· дискриминацию при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы), которая происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют, в результате чего уровень безработицы у этих групп населения будет более высоким;

· дискриминацию при выборе профессии или продвижении по службе, которая происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что эти люди способны выполнять такие работы;

· дискриминацию при оплате труда, которая возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы, т.е. в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда;

· дискриминацию при получении образования или профессиональной подготовки, которая может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: