Учитель: Люди пришли в Восточную Европу и Северную Азию из южных областей более 500 тысяч лет назад. Они охотились на диких животных, собирали съедобные растения. Хозяйство древнего человека называют присваивающим – он пользовался тем, что создала природа. Примерно 40 тысяч лет назад по просторам нашей страны расселился человек современного типа. Это было время окончания ледниковой эпохи. Северные области России покрывались тогда многометровым слоем льда. К югу от ледниковой кромки располагались тундры и холодные степи со скудной растительностью, населённые стадами оленей, лошадей, мамонтов. Но люди были приспособлены к этим суровым условиям. Борьбу за выживание вели не отдельные семьи, а спаянные родовые общины. Их членов учёные часто называют «охотниками за мамонтами». Наметилось объединение родовых общин в племена, развивался родовой строй.
Ученый-археолог: Недалеко от современного города Воронежа 20 тысяч лет назад можно было наблюдать такую картину. По редколесной равнине, перебираясь через болотистые низменности и заросли кустарника, община охотников возвращается из летнего лагеря к своей зимней стоянке. Мужчины несут оружие, запас пищи, высматривают следы мамонтов. Женщины кутаются в плащи из мамонтовых шкур. Они ведут детей, собирают ягоды. В специальных мешочках у них хранятся тлеющий мох и угли для огня. Но вот раздаются радостные крики. В показавшейся впереди речной долине охотники разглядели крышу своей полуземлянки. Надо будет залатать мамонтовые шкуры, которые потрепало ветром, в стенах заменить прогнившие жерди недавно добытыми бивнями, развести огонь. В пути умерли старейшина и его малолетний внук. Обоих укладывают в могилу. В «стране предков» их душам пригодятся копьё, костяные иглы, каменный нож. Вместе с мальчуганом в далёкий путь отправляется и его любимая игрушка – вырезанная из бивня мамонта фигурка летящей птицы. Десять тысяч лет назад ледник отступил на север, и природа нашей страны приобрела современный вид. Полоса тундры осталась теперь только на самом севере. Дальше на просторах Восточной Европы и Северной Азии раскинулась полоса лесов, разделённая «каменным поясом» Уральских гор. Южнее её сменяла полоса степей (евразийская степь), прорезанная долинами больших рек и отрогами горных хребтов.
|
Около десяти тысяч лет назад первобытные охотники и собиратели освоили почти всю территорию нашей страны.
Земледельцы и скотоводы евразийской степи: первый шаг к цивилизации. В III тысячелетии до н. э. племена степной полосы Евразии начали переходить от охоты и собирательства к земледелию. Лето в степи стало жарким и засушливым, исчезли леса с берегов великих степных рек Днепра, Дона, Волги, Урала. Жившие в речных долинах племена охотников и рыболовов стали приручать диких животных (быков, овец, лошадей), научились перегонять стада на далёкие степные пастбища, освоили верховую езду, изобрели колесо. Старые охотничьи поселения превратились во временные зимние становища. Вместо приречных хижин появились разборные юрты или крытые кибитки (дома на колёсах), в которых во время кочёвок умещалась вся семья и домашняя утварь. Евразийская степь стала землёй скотоводов-кочевников. Кочевники могли круглый год питаться мясом, которое варили в медных котлах, жарили на вертеле, вялили на костре. Возвращаясь зимой в становище, они пополняли запас продуктов за счёт охоты и рыбной ловли. Здесь же, в становищах, мастера-ремесленники делали посуду, бронзовые наконечники для стрел и копий, ножи, топоры. Из кожи и шерсти домашних животных изготовляли одежду, конскую упряжь, шатры для кибиток. Дух свободы, постоянного движения пронизывал жизнь пастуха-кочевника. В степи человек остро чувствовал бескрайность небесного купола, который кочевники почитали как высшее божество. Указателями пути на степных дорогах были не только звёзды, но и курганы – надгробные холмы. Степняк-язычник должен был помнить своих предков до седьмого колена и каждого сородича после смерти проводить в «подземную кибитку», насыпать над ней «земляной шатёр». Проезжая мимо него, степняк обращался к душам предков с молитвой о заступничестве. Кочевая жизнь расширяла кругозор скотоводов, объединяла и сталкивала народы, разделённые ранее сотнями километров. Постепенно для защиты своих пастбищ или захвата добычи племена скотоводов-кочевников стали объединяться в союзы племён. В ходе войн, при дележе добычи нарушалось равенство общинников, разрушался родовой строй. Постепенно большие союзы перерастали в ранние государства во главе с военными вождями.
|
Речные долины Северного Кавказа и Причерноморья дали приют племенам земледельцев. Они рыхлили плодородные почвы мотыгами и засевали их просом, пшеницей. Поспевшие колосья жали бронзовыми серпами. Из зерна варили кашу или мололи его на каменных жерновах и пекли лепёшки. В своих посёлках люди держали овец, коз, кур, но большинство продуктов им дарила земля.
|
В III-I тыс. до н. э. жители степной полосы нашей страны перешли от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это было движение к цивилизации.
Ученый-архивариус: Охотники и рыболовы лесов Восточной Европы и Северной Азии. Огромные пространства лесного мира от Тихого океана до Балтийского моря занимали племена охотников, рыболовов и собирателей. Вдоль берега реки, озера община охотников ставила несколько жилищ – углублённых в землю хижин с большими каменными очагами. Со временем изобрели дома, складывающиеся из срубленных брёвен, - срубы. Общины охотников научились использовать богатства лесного края. Основной их пищей были дичь и рыба. Снаряжение охотников состояло из лука и стрел с кремневыми и костяными наконечниками, острого кремневого ножа, хорошо отшлифованного и крепко насаженного на ручку каменного топора. Изучив повадки зверей, добытчики подкарауливали в чаще лосей и оленей, куниц и бобров, лисиц и медведей, кабанов и зайцев. Особыми свистками, вырезанными из кости, приманивали лесных и водоплавающих птиц – гусей, уток, лебедей, глухарей, куропаток. Весной и летом охоту дополняли сбором ягод, грибов, а главное – рыбной ловлей. Использовали удочки с костяными крючками и каменными грузилами. Забрасывали в водоёмы сети, сплетённые из волокон липы или ивы (лыка), мелких сосновых корней, снабжая их поплавками из еловой коры. В протоках между озёрами ставили верши-ловушки. Выходили на мелководье с копьём или острогой. Благодаря всем этим приспособлениям на стол лесных жителей попадали щуки и язи, лещи и караси, окуни и сомы, осётры и стерлядь. Вечером у домашнего очага из костей убитых животных люди делали новые наконечники для стрел, иглы, украшения в виде головок зверей. Из шкур, меха, кожи диких животных шили одежду, обувь, охотничьи сумки. Лепили из глины и обжигали на кострах горшки для варки мяса, приготовления похлёбки. Многие племена охотников поклонялись хозяину лесов – медведю. Каменные и костяные фигурки, изображающие этого зверя, носили с собой. Удачливые воины надевали амулеты из медвежьих зубов. Многие племена считали медведя своим прародителем и кости зверя клали в могилы умерших соплеменников.
Племена лесной полосы нашей страны долгое время сохраняли присваивающее хозяйство и оставались на ступени первобытного общества.
Первые земледельцы и скотоводы в лесах Восточной Европы. На протяжении длительного времени жители лесов Восточной Европы предпочитали охоту и рыболовство земледелию и скотоводству.
Всё изменилось, когда люди освоили выплавку железа. Орудия из этого металла были намного прочнее и мощнее каменных и бронзовых. Очень скоро секреты добычи руды, выплавки железа и ковки орудий из него стали известны многим лесным племенам. Железные топоры, лопаты, копья, мечи позволили лесным племенам быстрее освоить новые способы хозяйствования – земледелие и скотоводство.
В I тыс. до н. э. в лесах Восточной Европы распространялись навыки земледелия. Охота и рыболовство отступали на второй план. Вдоль лесных рек появлялись постоянные селения, окружённые пахотами, сенокосами и лугами. В лесах земледельцы «подсекали» деревья, а потом сжигали их и корчевали пни. Весной мужчины рыхлили землю с помощью большого бревна с торчащими сучьями и засевали поле рожью, овсом, гречихой. Осенью женщины собирали урожай. Люди оказались «привязанными» к земле, которая кормит их теперь своими плодами, как раньше лес – своими дарами. Основной пищей стали гречневая и овсяная каши, ржаной хлеб. Жители лесов начали обожествлять природные силы, от которых зависел урожай, - «великих духов» земли, солнца, дождя. Появление излишков пищи у соседей порождало желание отнять их, поэтому большинство родовых общин огораживали свои селения земляными валами и частоколами. За этими укреплениями скрывались общие длинные дома, амбары, сеновалы, кузни, загоны для скота. В борьбе за землю-кормилицу роды сплачивались в племена и союзы племён во главе с военными вождями.
Учитель:С V по I тысячелетие до н. э. племена степной и лесной полосы перешли от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, сменили подвижный охотничий образ жизни на кочевой «пастушеский» или осёдлый «сельский», стали использовать бронзовые и железные орудия труда. Всё это означало, что они начали движение от первобытного общества к новой ступени развития – цивилизации.