Примерный перечень тем самостоятельной работы




Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

Приборостроения

Кафедра ____ теории и истории культуры, № 64 _____

(название кафедры, №)

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

(Начальник УМУ)

д.т.н, профессор

____ В.И.Хименко ______________

«___» __________ 2001 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета № 6

д.э.н., профессор

___ И.П.Павлова ____________

«___» __________ 2001 г.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«______ Культурология ______»

(наименование дисциплины)

 

к следующим образовательным профессиональным программам (ООП) подготовки специалистов

 

срок обучения специальность (направление) код дисциплины в учебном плане
  (4+2) лет 4 года 5 лет 6 мес. 5 лет   Технические специальности и направления (О В З) Экономические специальности и направления (О З) Менеджмент и маркетинг (О В) Юридические специальности (О)   ГСЭ.Ф.06     ГСЭ.В.01     ГСЭ.В.02     ГСЭ.Р.01

 

Программа дисциплины принята в УМУ

 

________________________________________________

Дата, ФИО, подпись

 

 

Санкт-Петербург

2001г.

 


 

Лист согласования рабочей программы

 

 

Рабочую программу составил

 

профессор, д.и.н Т.М.Смирнова

 

Программа одобрена на заседании кафедры №

«___» __________2001 г., протокол №_________

 

 

Заведующий кафедрой

д.ф.н., профессор __________________С.В. Орлов

 

Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации

 

Зам. декана факультета № 6

по методической работе

к.э.н., доцент Р.С.Давлеткильдинова

 


Программа дисциплины «___ Культурология ___» составлена в соответствии с государственными стандартами второго поколения.

 

Разделы дисциплины

 

1. Культурология как наука.

2. Культура первобытного общества.

3. Культура ранних цивилизаций.

4. Культура античного мира.

5. Западноевропейское средневековье.

6. Культура средневековой Руси.

7. Эпоха Возрождения.

8. Культура Нового времени.

9. Культура России XVII – XIX веков.

10. Культура XX века: противоречия и проблемы.

 

 

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель - познакомить студентов с основами культурно-исторической типологии, ввести вупотребление понятие "культура", "цивилизация", "культурно-исторический тип", дать, представление об основных методах изучения различных культур, способствовать усвоению историко-культурных

явлений, ценностей, духовных богатств общества.

Изучение "Культурологии" предполагает решение следующих задач:

• изучение основ культурологии как теории, раскрывающей сущность, причины и основные закономерности развития культуры;

• изучение основных этапов развития мировой культуры, культуры народов, внесших наибольший вклад в культурное развитие человечества на различных этапах развития мировой цивилизации;

• выявление взаимосвязи в развитии различных стадий культурной деятельности человека (материальной, духовной, социальной, политической и др.);

• показ конкретно-исторической обусловленности всех культурных явлений, взаимовлияния и преемственности в развитии различных этапов культур и стадий культурного процесса.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

В результате изучения курса студенты должны:

• обладать знаниями о причинах, характере, основных закономерностях и особенностях развития мировой культуры;

• уметь самостоятельно анализировать культурные явления;

• уметь практически использовать накопленный культурный потенциал.


 

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица №1.1

 

Виды учебной работы спец., направл.: технические специальности и направления очная форма обучения спец., направл.: экономические спец-ти   очная форма обучения спец., направл.: менеджмент, маркетинг   очная форма обучения спец., направл.: юридические специальности   очная форма обучения
Всего часов Семестры Всего часов Семестры Всего часов Семестры Всего часов Семестры
общая трудоемкость дисциплины                                        
аудиторные занятия                                        
лекции                                        
Практические занятия (ПЗ)                                        
Семинары (С)                                        
Лабораторные работы (ЛР)                                        
Курсовой проект (работа)                                        
Расчетно-графические работы                                        
реферат                                        
самостоятельная работа                                        
в том числе самост. работа над курсовым проектом (работой)                                        
другие виды самост. работы                                        
вид итогового контроля (зачет, экзамен …) экз. экз.       зач зач       зач зач       экз. экз.      

 

 

Таблица №1.2

 

Виды учебной работы спец., направл.: технические специальности и направления очно-заочная (вечерняя) форма обучения спец., направл.:   очно-заочная (вечерняя) форма обучения спец., направл.: технические специальности и направления заочная форма обучения спец., направл.: 060400, 060500, 060600   заочная форма обучения
Всего часов Семестры Всего часов Семестры Всего часов Семестры Всего часов Семестры
общая трудоемкость дисциплины                                        
аудиторные занятия                                        
лекции                                        
Практические занятия (ПЗ)                                        
Семинары (С)                                        
Индивидуальная работа (ИР)                                        
Курсовой проект (работа)                                        
Расчетно-графические работы                                        
Контрольная работа                                        
самостоятельная работа                                        
в том числе самост. работа над курсовым проектом (работой)                                        
другие виды самост. работы                                        
вид итогового контроля (зачет, экзамен …) экз. зач       зач зач       экз. экз.       зач зач      

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Таблица №2

№ п/п Разделы дисциплины Лекции ПЗ (или С) ЛР
  1.   2.   3.   4.     5.   6.   7.   8.   9.     10. Культурология как наука. Культура первобытного общества. Культура ранних цивилизаций. Культура античного мира. Западноевропейское средневековье. Культура средневековой Руси. Эпоха Возрождения. Культура Нового времени. Культура России XVII – XIX веков. Культура XX века: противоречия и проблемы.   + (О В З)   + (О В)   + (О)   + (О В З)   + (О В)     + (О)   + (О В З)   + (О)   + (О)     + (О В З)     + (О)   + (О В З)   + (О В)     + (О В З)   + (О В З)   + (О)   + (О В)     + (О В З)  
         

 

4.2. Содержание разделов дисциплины

 

1. Культурология как наука.

Предмет культурологии. Этапы развития культурологии. Методы изучения культуры. Источники изучения культуры. Развитие представлений о культуре в отечественной и зарубежной культурологии. Основные понятия культурологии.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и история культуры.

Понятие структуры и функции культуры. Культура и ценности. Материальные и духовные ценности в культуре общества, соотношение понятий "природа" и "культура". Традиции и культурная преемственность. Значение культурной преемственности для стабильного функционирования социальных институтов, творчества и воспитания личности.

Типология культур. Восточный и западный типы культур.

 

2. Культура первобытного общества.

Происхождение человека. Культура каменного века. Истоки религии и науки. Первобытное право и мораль. Рождение искусства. Функции искусства и религии. Палеолитическая живопись. Пластика малых форм. Эпоха Энеолита.

3. Культура ранних цивилизаций.

Древнее общество. Становление производящего хозяйства, общественное разделение труда, накопление материальных и духовных ценностей. Генезис культуры. Миф как попытка осмысления мира. Общая характеристика мифологии древнего общества.

Первые цивилизации Древнего Востока. Шумера, Вавилон, Египет. Понятие жизни и смерти. Первые библиотеки и школы Месопотамии. Мифология древних цивилизаций. Архитектура древних городов Египта, Китая, Месопотамии. Цивилизация Индии, Китая. Достижения в области материальной и духовной культуры.

4. Культура античного мира.

Древняя Греция и Древний Рим - этапы развития античной культуры. Культура Крита в период ее расцвета и упадка. Культура Микен. Особенности становления и развития культуры в Древней Греции, образ жизни населения, философия, искусство, полшика. Мифы Греции - основа античного искусства. Золотой век Перикла: литература, театр, архитектура и изобразительное искусство. Эллинизм и его черты. Рим, римская цивилизация и культура. Образ жизни римлянина. Золотой век римской литературы. Архитектура и изобразительное искусство, мораль, ораторское искусство. Образ человека в искусстве Древней Греции и Рима. Рим и Венеция. Возникновение христианства.

5. Западноевропейское средневековье.

Культура феодализма - тип средневековой культуры.

Величие и падение Рима. Особенности культуры германских племениих влияние на культурные процессы в Европе. Византия и традиции греко-римской культуры. Христианство в Европе. Архитектура, литература, изобразительное искусство в Византии. Влияние Византии на культурное развитие Европы.

Центральная Европа и королевство франков, особенности развития культуры в Центральной и Северной Европе.

Романский стиль и готический стиль. Католическая церковь и ее роль в развитии европейской культуры. Возникновение протестантизма. Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры. Северное Возрождение. Рыцарская культура. Возникновение гуманистических традиций. Литература и искусство позднего средневековья.

6. Культура средневековой Руси.

Киевская Русь. Язычество, его особенности и место в истории культуры восточных славян. Принятие христианства. Литература, творчество, иконопись Древней Руси.Византия и Древняя Гусь. Культура XIII - XV вв. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Русская культура в условиях образования "единого Российского государства (XV - XVI вв.). Москва и Московская Русь. Культура и тенденции ее развития. Роль просвещения, начало книгопечатания. Шедевры зодчества и фресковой живописи. Литература. Культура России XVII в.

7. Эпоха Возрождения.

Формирование новой европейской культуры городов, республик Флоренции, Венеции, Падуи и др. Мануфактурное производство, поляризация социальных интересов дворянства и буржуазии, антифеодальные движения, борьба против духовной диктатуры церкви. Великие географические открытия, естественнонаучные знания и изменения представлений о пространстве и времени. Формирование новой психологии, новых представлений о личности. Раннее Возрождение, взаимодействие греко-латинской и древнегерманской культур в условиях Средиземноморья.

Христианство и светская культура горожан. Высокое Возрождение в Италии: самосознание личности, литература, архитектура, изобразительное искусство.

Образ жизни в эпоху Возрождения. Идеал гармоничного человека в произведениях деятелей культуры Возрождения. Возрождение в Португалии и Испании. Золотой век испанской литературы. Возрождение во Франции и Северной Европе - литература, музыка, архитектура, живопись, живопись Нидерландов, Фландрии и Голландии. Возрождение, маньеризм и барокко. Значение Ренессанса в культуре последующих эпох.

8. Культура Нового Времени.

Развитие европейской культуры в XVI - XVII вв. Рационалистические учения в европейской философии, классицизм, аристократическая и плебейская культуры.

Реформаторские церкви в Европе и их влияние на развитие культуры. Эпоха Просвещения. Литература, архитектура, музыка, театр, изобразительное искусство в XVIII -XIX веков в Европе.

Особенности развития европейской культуры после поражения Великой Французской революции и разгрома Наполеона. Реализм и романтизм в искусстве. Прагматизм и романтизм в образе повседневной жизни. Особенности музыки, литературы, изобразительного искусства, театра в европейской культуре середины и второй половины XIX века.

Новые явления в культуре и искусстве конца XIX в.: импрессионизм, модерн, символизм, эклектика, натурализм и др. Массовое освоение культурных ценностей: периодика, графика, выставочная и концертная деятельность. Научные открытия на рубеже XX в. и их влияние на сознание людей. Расширение границ искусства: технический прогресс и новые виды искусства.

9. Культура России XVIII - XIX веков.

Эпоха Петровских реформ и традиции русской культуры. Россия и Европа: взаимодействия и взаимосвязи культур. Санкт-Петербург - новый культурный и политический центр России, его архитектура, культурная и духовная жизнь. Литература, наука, образование в России при Петре. Учреждение Академии наук, университетов, Академии художеств, военных учебных заведений. Особенности культуры времен Елизаветы. Век Екатерины II и его основные черты. Литература и искусство эпохи Просвещения. Война 1812 г. и ее влияние на судьбы культуры. Основные черты и особенности культуры России XIX века: развитие естественных наук и техники, философские дискуссии, литературная борьба. Реформы в области образования. Золотой век русской литературы и поэзии. Музыка. Создание русской национальной оперы. Композиторы "Могучей кучки". Расцвет русской литературы, драматургии, театрального искусства. Романтизм и реализм. Художники-передвижники. Архитектура.

Общественные настроения и их отражение в развитии культуры XIX века. Культура России на рубеже веков. Новые тенденции в художественной культуре. Искания в области литературы и искусства в конце XIX - нач. XX вв. Декадентство, модернизм, импрессионизм. Художники "Мира искусств". Российские мыслители, писатели и поэты "Серебряного века" русской культуры.

10. Культура XX века: противоречия и проблемы.

Начало века - кризис европейской культуры. Литература, музыка, изобразительное искусство, театр, образование начала XX века.

Обострение социальных противоречий и активизация политической борьбы в России и в Европе. Особенности развития культуры в США и Канаде.

Культура и глобальные проблемы современности. Основные черты и особенности культуры XXвека:

• влияние технического и экономического прогресса на характер развития культуры;

• роль средств массовой информации и социальной коммуникации в развитии культуры;

• становление духовных традиций и ее материально-технических завоеваний, духовной активности и прагматических взглядов;

• возрастание роли древневосточных традиций в развитии мировой культуры;

• взаимодействие культур.

Место и роль религии в современной культуре.

Основные тенденции развития российской культуры после революции 1917 г. Особенности культуры советского периода. Последствия политики тоталитарного государства в области науки, литературы и искусства. Судьбы деятелей отечественной культуры. Культура Русского Зарубежья и ее представители.

Итоги развития русской культуры второй половиныXX века.Проблемы развития культуры России в современных условиях. Возникновение индустрии массового сознания. Новые организационные формы культуры: массовые коммуникации, дифференциация публики, возникновение субкультуры: массовой, официальной, молодежной, элитарной.

Возникновение "постмодернизма", "неоавангардизма", "сюрреализма". Реалистическое искусство XX века. Противоречивое единство современной культуры.


 

 

5. Виды учебных занятий

 

 

5.1. Перечень тем практических занятий

 

Таблица №3

№ п/п Разделы дисциплины Темы практических занятий
1. 2.     3.     4. 5. 6. 7.     8.   Культура ранних цивилизаций. Культура античного мира.     Западноевропейское средневековье.     Культура средневековой Руси. Эпоха Возрождения. Культура Нового времени. Культура России XVII – XIX веков.     Культура XX века: противоречия и проблемы. Первые цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция: образ жизни, философия, искусство, политика.   Особенности развития культуры в Центральной и Северной Европе.   Византия и Древняя Русь. Иконопись. Эпоха Возрождения – эпоха гуманизма. Новые явления в культуре кон. XIX в. Санкт-Петербург – новый культурный и политический центр России.   Культура и глобальные проблемы современности.

 

 

5.2. Тематика курсового проекта (работы) не предусмотрен

 

 

Примерный перечень тем самостоятельной работы

 

1. Культура и религия

2. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

3. "Диалог культур": многообразие и взаимодействие

4. Концепции культуры и цивилизации.

5. Происхождение искусства.

6. Первобытные религиозные верования.

7. Культура Древнего Египта.

8. Культура ранних цивилизаций.

9. Афинская культура классической эпохи.

10. Театр и литература Греции.

11. Культура эллинизма.

12. Мифология в культуре Древней Греции.

13. Культура Рима.

14. Литература и театр Древнего Рима.

15. Рыцарская культура в средние века.

16. Школы и университеты в средние века.

17. Литература эпохи Возрождения.

18. Живопись Раннего Возрождения.

19. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Дюрер.

20. Культура Испании эпохи Возрождения.

21. В. Шекспир.

22. Искусство XVII века.

23. Французское Просвещение.

24. Музыкальная культура Европы XVIII века. Моцарт, Бах.

25. Романтизм в европейском изобразительном искусстве XIX в.

26. Литература XIX века. В.Гюго, О.Бальзак.

27. Импрессионизм во Франции.

28. Европейский театр XIX века.

29. Импрессионизм в живописи и музыке рубежа XIX - XX веков.

30. Архитектура XX века.

31. Живопись XX века.

32. Рождение кинематографа.

33. Крещение Руси и значение для развития культуры Руси.

34. Архитектура древней Руси.

35. Житие и деятельное п. Сергия Радонежского.

36. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублеваи их время.

37. Иконопись XV - XVI вв. Дионисий.

38. Быт и нравы Московской Руси XV - XVII вв.

39. Церковная реформа XVII века и ее отражение в культурнойжизни.

40. Русское барокко и классицизм в XVIII в.

41. Живопись XVIII в. в России.

42. Русский быт и нравы XVIII в.

43. Романтизм в русском изобразительном искусстве XIX в.

44. Архитектура XIX в.

45. Русская музыка XIX в.

46. Образование в России XIX в.

47. Русский балет XIX в.

48. Русское меценатство.

49. Русская культура "серебряного века".

50. Русская музыка, опера и балет начала века.

51. Новые тенденции в живописи начала XX века.

52. Культура русского зарубежья.

53. "Социалистический реализм" и его представители.

54. Тоталитаризм в советской культуре.

55. Современное общество и проблемы культуры.

 

 

5.4. Лабораторный практикум не предусмотрен

 

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

6.1. Рекомендуемая литература

 

а) основная литература

 

1. Введение в культурологию: учебное пособие по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры» в 3-х частях. – М., 1995.

2. Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие. – М., 1996.

3. Орлов С.В. История культуры: курс лекций. – СПб., 1998.

4. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: учебное пособие для вузов. – М., 1996.

5. Радугин А.А. и др. Культурология: курс лекций. – М., 1996.

6. Чернокозов А.И. История мировой культуры. (Краткий курс). - Ростов-на Дону, 1997.

 

б) дополнительная литература

 

1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

2. Артамонов С.Д. Литература средних веков. – М., 1992.

3. Бахтин Л.М. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. – Иваново, 1985.

4. Бахтин Л.М. Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

5. Борев В.Ю., Коваленко А.в. Культура и массовая коммуникация. – М.. 1986.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х тт. – Ростов-на-Дону, 1994.

7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

8. Виннер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972.

9. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988.

10. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3-х тт. – СПб., 1995 – 1997.

11. Вуск Я. Мифы и утопии архитектуры XX в. – М., 1990.

12. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. – М., 1990.

13. Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1996.

14. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.. 1996.

15. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века. – Тверь, 1997.

16. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. – М., 1990.

17. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. – М., 1984.

18. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1990.

19. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1988.

20. Дмитриева О.Б. История западноевропейского театра. В 3-х тт. – М., 1970 – 1977.

21. Забелин Н.Е. История русского искусства. – М., 1991.

22. Зезина и др. История русской культуры. – М., 1990.

23. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

24. История древнего мира. В 3-х тт. – М., 1989 – 1991.

25. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. – СПб., 1997.

26. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Культура Древнего Рима. В 2-х тт. – М., 1986.

27. Курбатов Г.А., Фролов А.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. – Л., 1988.

28. Ларичев В. Пещерные люди. Рассказ о первобытных художниках, магах, волшебниках, звездочетах и мыслителях. – Новосибирск, 1980.

29. Лихачев Д.С. Очерки русской культуры XIII – XV вв. – М., 1969 – 1980.

30. Лихачев Д.С. Очерки русской культуры XVI в. – М., 1977.

31. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

32. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1974.

33. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М., 1976.

34. Массон В.Н. Первые цивилизации. – М., 1989.

35. Мифы в искусстве старом и новом. – СПб., 1993.

36. Немилов А.П. Ренессанс. Барокко. Классицизм. – М., 1966.

37. Полевой В.М. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. – М., 1982.

38. Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. – СПб., 1991.

39. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

40. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

41. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

42. Тарнас Р. История западного мышления. – М., 1995.

43. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – М., 1986.

44. Хейзинга Й. Осень средневековья: соч. в 3-х тт. – М., 1995.

 

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины не предусмотрены

 

 

6.3. Обеспеченность дисциплины учебной литературой

 

Таблица №5

  Учебный год
2000/ 2001/ 2002/ 2003/ 2004/
Общее число студентов, изучающих дисциплину          
Процент обеспеченности дисциплины учебной литературой
           
Данные внес ответственный за дисциплину (Ф.И.О., роспись, дата)          
Смирнова Т.М. 21.06.01

 

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины не предусмотрено

 

 

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Рекомендуется в рамках практических занятий:

§ максимально использовать культурный потенциал региона (организация и проведение экскурсий в музеях и пригородах С.-Петербурга);

§ инициировать творческую работу студентов (организация научно-практических и научно-художественных конференций).

 


Программа составлена на __ 16 __ листах

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: