Административная ответственность работодателя




 

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. В ст. 2.1 КоАП РФ дано понятие административного правонарушения, под которым понимается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.1 КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности указывает на физических и юридических лиц. Следовательно, субъектом административной ответственности за нарушение равенства прав и возможностей работника может быть любой работодатель (физическое или юридическое лицо), совершивший административное правонарушение57.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ (разд. II) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП РФ).

За нарушение трудового законодательства в виде нарушения равенства прав и возможностей работника в отношении юридического лица могут применяться следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; административное приостановление деятельности (п. п. 1, 2, 9 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ).

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ законодатель установил, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъектом административной ответственности может быть должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Административная ответственность за нарушение равенства прав и возможностей работника может наступать по ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные ст. 5.27 КоАП, имеют широкий аспект, т.к. диспозиция статьи не содержит конкретных действий и отсылает к правовым нормам, регулирующим трудовые правоотношения, обязательства сторон по охране труда. Невыполнение или нарушение любых норм действующего законодательства о труде и об охране труда, включенных в систему трудового права, содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного анализируемой статьей58.

Санкция ч. 1 ст. 5.27 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения по ст. 5.27 КоАП являются трудовые права работников, в том числе равенство прав и возможностей. Объективная сторона не конкретизируется, поэтому любое противоправное виновное действие или бездействие должностного лица, физического лица, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, юридического лица, связанное с нарушением равенства прав и возможностей работника, может повлечь применение санкций по этой статье. Данные противоправные действия (бездействие) могут быть совершены умышленно или по неосторожности (небрежности). Субъектом правонарушения могут быть: должностные лица; физические лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица; юридические лица.

В связи с этим возникает вопрос, почему КоАП не включает в качестве субъектов ответственности по данной статье физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Ведь согласно ст. 20 ТК РФ физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут вступать в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства. На них также распространяются обязанности работодателя, в том числе и обязанности по соблюдению законодательства о труде и об охране труда59.

По нашему мнению, субъектом ст. 5.27 КоАП должен являться работодатель или его представители.

Предлагается изложить диспозицию ч. 1 ст. 5.27 КоАП в следующей редакции: "нарушение законодательства о труде и об охране труда работодателем или лицом, его представляющим. Санкция данной статьи должна содержать ответственность работодателя или его представителей".

Часть 2 ст. 5.27 КоАП предусматривает административную ответственность должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Санкция ч. 2 ст. 5.27 КоАП предусматривает дисквалификацию должностного лица на срок от одного года до трех лет.

Статья 5.42 КоАП специально направлена на защиту трудовых прав инвалидов.

Инвалиды так же, как и иные граждане, имеют право на свободу труда. Им принадлежит право трудиться, а государство оказывает им помощь в трудоустройстве. Осуществляется это путем предоставления гарантии трудовой занятости инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Для этого в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности устанавливаются квоты приема на работу инвалидов, минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Не допускается установление в коллективных договорах или трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками.

Необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет административную ответственность должностного лица в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей60.

По нашему мнению, следует в диспозиции ч. 1 ст. 5.42 КоАП в качестве субъектов административной ответственности указать работодателя или лиц, его представляющих. Соответственно санкция данной статьи должна предусматривать ответственность работодателя или его представителей.

Общественные отношения, связанные с реализацией прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, по поводу регистрации инвалидов в качестве безработных, предусмотренные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, являются объектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 5.42 КоАП61.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.42 КоАП, составляют противоправные действия, выражающиеся в необоснованном отказе в регистрации инвалида в качестве безработного должностным лицом, в чьи обязанности входит регистрация инвалидов в качестве безработных.

Данные правонарушения могут совершаться умышленно или по неосторожности (небрежности).

Санкция ч. 2 ст. 5.42 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: