Тема 2. Из истории развития пластической анатомии




Тема 1. Предмет пластической анатомии

 

Пластическая анатомия – изучает внешние формы и строение тела человека в норме и движении, изменения рельефов его кожных покровов, анатомию органов в той мере, в какой они определяют внешний вид и положение тела и его отдельных частей.

Термин пластическая анатомия происходит от греческого слова «plastike», что означает искусство совершенствования, выразительность и классичность движений.

Анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, независимую от окружающей среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования.

Организм человека постоянно изменяется от момента зарождения до момента смерти. Человек как вид, является продуктом длительной эволюции, обнаруживающей черты родственного сходства с животными формами. Поэтому анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии.

Существует топографическая анатомия, которая рассматривает пространственное соотношение органов в различных областях тела и имеет непосредственное значение для клиники, для практической хирургии, поэтому ее называют хирургической анатомией. В институтах физкультуры обращается особое внимание на функциональную анатомию опорно-двигательного аппарата, который исследует строение, динамику движений и поэтому называется динамическая анатомия.

Прикладная анатомия для художников и скульпторов изучает только внешние формы и пропорции тела и называется пластической анатомией. Эти виды анатомий отличаются разным подходом к изучению тела человека – анатомия живого человека.

Анатомия человека – одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.

Функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.).

Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях – патологической анатомии.

С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина – рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов.

Нормальная (систематическая) анатомия человека – раздел анатомии человека, изучающий строение «нормального», то есть здорового человека по системам органов, органам и тканям. Орган - часть тела определённой формы и конструкции, имеющая определённую локализацию в организме и выполняющая определённую функцию (функции). Каждый орган образован определёнными тканями, имеющими характерный клеточный состав. Органы, которые объединены анатомически и функционально, имеющие единое происхождение и общий план строения, составляют систему органов.

 

Тема 2. Из истории развития пластической анатомии

2.1. Знания об анатомии в Древнем мире

Пластическая анатомия изучает органы, образующие внешние формы тела: скелет, суставы, мышцы, детали лица, основные движения и пропорции, равновесие и центр тяжести, а также методику изображения фигуры на анатомических основах, то есть построение фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов и проработку деталей, основанную на разборе и использовании анатомических подробностей.

Анатомия (в переводе с греч. – рассекая), является искусством рассечения. В древности этим не занимались и анатомию не изучали, ограничиваясь лишь внешним наблюдением. Изучение пропорций, первые попытки изображения человека были в странах Востока и Египте. До нас дошел египетский канон (система пропорций), по которым пропорциональной считалась фигура высотой в 19 средних пальцев руки.

Древние греки не подвергали трупы рассечению, но они обладали возможностью наблюдать нагое тело так часто и в таком многообразии движений, а их творческая мысль была настолько пытлива, что произведения их искусства анатомически почти безукоризненны. Греки занимались изучением пропорций и установили ряд канонов. Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, владевшего прекрасной техникой препарирования. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель, Герофил. Гиппократ, (460-377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь, слизь, желчь и чёрная желчь. От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.

Наиболее известный персидский врач Авиценна (980-1037 гг.) написал «Канон врачебной науки» (около 1000 года), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Авиценна прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами, как утверждал Платон, а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком.

2.2. Средние века и эпоха Возрождения

В эпоху Средневековья в анатомии человека не было сделано существенных открытий. В этот период были запрещены вскрытия, изготовление скелетов.

Анатомы эпохи Возрождения первыми после античных врачевателей предприняли попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, и положили начало научной медицине и анатомии. Они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Основоположниками научной анатомии являются Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и Уильям Гарвей.

Рисунок скелета, сделанный Леонардо да Винчи Леонардо да Винчи (1452-1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлѐкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.

Андреас Везалий (1514-1564) использовал объективный метод наблюдения при описании строения человеческого тела. Вскрывая трупы, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. Он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200). Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, которые изложил в обширном и богато иллюстрированном труде «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела») (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой – сопротивление анатомов, старавшихся сохранить авторитет Галена.

2.3. Новое время

На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

После открытия Гарвея ещё оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628-1694), когда был изобретён микроскоп. Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи, селезёнки, почки и ряда других органов. Мальпиги открыл предсказанные Гарвеем капилляры, но он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные. Только Шумлянский (1748-1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами и впервые доказал, что кровеносная система замкнута.

Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744 -1829) в сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды. Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик Карл Эрнст фон Бэр (1792—1876) открыл яйцеклетку млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов, которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) в своём произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира. Эмбриологические исследования Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли свое выражение в биогенетическом законе. Последний был углублён и исправлен Северцовым, который доказал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии.

Гиппократ

Авиценна

 

Леонардо да Винчи

Андреас Везалий

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: