СКВОРЦОВЫ (СЯМОЗЕРСКИЙ ПРИХОД)




СВЯЩЕННИК В.А.ВЕНУСТОВ – СЫН НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ ИЗ ПРЯЖИ

Кукушкин Серафим Константинович

МКОУ «Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой», 7 «б» класс, пгт.Пряжа

Е-mail: Kirion-pokrov@yandex.ru;
тел. +7-911-431-02-09

Руководитель Велеславова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Пряжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой», пгт.Пряжа

Е-mail: weles62@yandex.ru; тел. +7-921-520-10-62

Руководитель Кукушкин Константин Владимирович

Иерей храма Покрова Богородицы п.Пряжа, руководитель комиссии по канонизации святых Петрозаводской и Карельской епархии

Е-mail: kirion-pokrov@yandex.ru;
тел. +7-911-412-70-47

 

Пряжа

Оглавление

Основная часть ………………………………………………………………………………… 3

Список литературы …………………………………………………………………………… 10

Приложение №1. Поколенная роспись. Скворцовы (Сямозерский приход) ……………... 11

Приложение №2. Восходящая родословная Г.В.Венустовой …………………………...… 15

 

 

История родного края – это и история людей. Тех, кто здесь родился, любил свою родину и честно ей служил всей своей жизнью. К сожалению, имена выдающихся представителей пряжинской земли XIX - I половины XX вв. мало знакомы моим современникам.

Изучая историю Пряжинского прихода, я обратил внимание на фамилии священников, которые прославили свою малую родину. Судьбы таких людей трагичны, потому что в атеистическом XX веке их ожидали репрессии и физическое уничтожение.

В прошлом году я выступал с сообщением о Георгии Иоанновиче Гумилеве (род. в 1874 г, умер в ссылке в конце 1920-1930-е гг) – священнике Покровского храма, который приобрел любовь и уважение пряжинцев в конце XIX века, а в годы репрессий против Церкви пострадал за свою веру.

Среди имен новомучеников и исповедников земли Российской я нашел сведения еще об одном священнике – Василии Алексеевиче Венустове (1884-1947), который также был нашим земляком. Меня заинтересовала его судьба.

Как о жертве политического террора, о нем имеются сведения на Генеалогическом форуме ВГД, в Открытой православной энциклопедии «Древо», БД «Жертвы политического террора» и многих подобных источниках. В них кратко описываются дела, заведенные на священника, и перечисляются его «преступления» против Советской власти. Фамилия о.Василия везде связывается с Санкт-Петербургом.

Я увидел, что, с одной стороны, «карельская» страница жизни В.А.Венустова нигде не освещена. С другой стороны, на малой родине ничего не известно об этом уроженце пряжинской земли. Поэтому целью своего исследования я сделал описание биографии уроженца Пряжи Василия Алексеевича Венустова.

Основные события в его жизни, связанные с преследованием Советской власти, я попытался сопоставить с судьбой репрессированного о.Георгия Гумилева – его современника и земляка. Что касается родословной В.А.Венустова, то я сделал следующее предположение. Изучив имеющиеся данные о священнослужителях Пряжинского прихода, составленных на основе документов Национального архива Республики Карелия, можно узнать имена его предков и попытаться найти его современных непрямых потомков, проживающих в Карелии.

Поэтому задачи исследования я определил так:

· Восстановить пряжинскую страницу жизни нашего земляка,

· Составить родословную В.А.Венустова,

· Найти людей с такой же священнической фамилией, проживающих в Республике Карелия, на основании генеалогических данных выяснить, являются ли они родственниками.

Объектом исследования является биография В.А.Венустова. Предметом – архивные документы, находящиеся на православных интернет-сайтах и в Национальном архиве Республики Карелия, а также семейные воспоминания и фотодокументы из различных архивов (личных, госучреждений и т.п.).

Методы, на которые я опирался при проведении своих изысканий, - поисковый, сравнение, обобщение, интервью, генеалогические таблицы и межпоколенные росписи, нечасто применяемые в исследованиях.

Реферативный доклад построен по «обратному» принципу: вначале обобщаются сведения о последнем периоде жизни В.А.Венустова (Петербург и ссылки), который можно восстановить по опубликованным документам. Затем восстанавливаются неизвестные факты: исследуются пряжинские корни священника. В Приложении дано два вида генеалогических таблиц: поколенная роспись Скворцовых и восходящее генеалогическое древо одного из современных потомков рода Венустовых.

Данная работа обладает исторической (краеведческой) ценностью. Она продолжает восстановление биографий знаменитых людей Пряжинского края, сейчас забытых, а в свое время сыгравших определенную роль в процессе духовного сопротивления режиму в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Кроме того, исследование имеет и практическое применение. Составленные мной генеалогические таблицы позволят установить возможное родство членов больших священнических родов – Скворцовых и Венустовых.

Почему сегодня имя В.А.Венустова хорошо известно всем, кого интересует история православия в XX веке?

20-летний выпускник Олонецкой духовной семинарии Василий Алексеевич Венустов, приехавший в 1904 г. в столицу Российского государства, решил продолжить образование в лучшем учебном заведении – Санкт-Петербургской Духовной академии. Окончив ее спустя 4 года, он получил степень кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без нового устного испытания. Как и другие молодые священники этой поры, Венустов не предполагал, что всего лишь через десять лет все они как представители блестяще образованного духовного сословия будут обречены советской властью на уничтожение.

За 1908-1922 год Василий Алексеевич сделал хорошую карьеру – от преподавателя, помощника инспектора Самарской Духовной семинарии до священника Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге.

К 1912 году, когда В.А.Венустов был рукоположен в сан священника, он был женат и имел двух детей. После двухлетнего пребывания в должности духовника Духовной Семинарии вернулся с семьей из Самары в Санкт-Петербургскую губернию. В 1914-1916 гг служил священником в г.Кронштадте, в домовой церкви Морского инженерного училища имп. Николая I. В революционном 1917 г. стал священником в самом Петрограде, в Спасо-Преображенскиом соборе, где прослужил целых 17 лет (до 1934 г.).

Двухлетний перерыв в службе (1922-1924 гг) был связан с арестом и ссылкой. Как член правления Общества православных приходов в Петрограде, он подписал в Исаакиевском соборе протестную «Декларацию», предназначенную советскому правительству, и участвовал в сборе средств для помощи ссыльным священникам. Это и стало причиной его первого ареста, который произошел 5.09.1922 г. Было сфабриковано «групповое дело» петроградских священников Д.Г.Любимова, В.П.Афанасьева и др.
В это же время (только месяцем раньше) был арестован в Петрозаводске и о.Георгий Гумилев.

Петроградский Губотдел ОГПУ выдвинул В.А.Венустову обвинение в «антисоветской деятельности» и выслал его в Северо-Двинскую губернию на 3 года. В это же время, только на день позже, и о.Георгий Гумилев был арестован вторично. Решение Комиссии НКВД по административным высылкам от 27.12.1922 г. отправить В.А.Венустова в Туркестан почему-то не было исполнено, и о.Василий остался отбывать ссылку в Архангельской губернии до октября 1924 г.

Совпадения в судьбах земляков, конечно, связано не с личными отношениями двух священников. Именно в это время активизируется наступление советской власти на церковь, повсеместно изымается церковное имущество, один за одним происходят аресты священнослужителей и даже активных прихожан. В это сложное время ни о.Василий Венустов, ни о.Георгий Гумилев не изменили своим убеждениям, и оба пострадали, были арестованы дважды. Оба не вернулись из ссылки.

26.02.1934 г., накануне своего 50-летия, Василий Алексеевич вновь был отправлен в ссылку - теперь на 3 года на Колыму. 13.03.1936 г. был освобожден из Колымского исправительно-трудового лагеря. Священник работал на комбинате «Апатит» в Заполярье. Во время войны проживал в Свердловской и Челябинской областях. Где в это время находилась его семья, неизвестно.

И только после Великой Отечественной войны ему было разрешено заняться духовной деятельностью. 11.01.1946 г. В.А.Венустов получил место настоятеля Казанской церкви в г.Чудове Новгородской области. Он умер 23.10.1947 г., в возрасте 63 лет. Был похоронен на Шуваловском кладбище в Ленинграде.

Сейчас, после публикации архивных документов, имя священника стало символом честного и правдивого служения, верности своим нравственным убеждениям.

О «пряжинской» странице жизни В.А.Венустова практически ничего не известно. Сопоставляя данные документов из Национального архива Республики Карелия, мне удалось восстановить родословную о.Василия.

Василий Алексеевич Венустов родился в 18 марта 1884 г. в семье народного учителя. Место рождения – Пряжинский приход, село Пряжа. Из Метрической книги Пряжинского прихода мне стало известно полное имя его отца: Алексей Павлович Венустов. Благодаря клировым ведомостям удалось установить, что он рано умер (его не стало до 1898 г., когда его жена указана как вдова, проживающая в Соломенском приходе). Скорее всего, она уехала с сыном из Пряжи после смерти мужа.

Возможно, Василий Венустов учился в Пряжинском земском училище. Какое-то время (до поступления в Олонецкую Духовную семинарию), но совсем недолго, мог обучаться у законоучителя о.Георгия Гумилева, который служил в Пряжинском приходе в 1897-1904 гг.

Мать В.А.Венустова Любовь Ивановна родилась в 1858 г. и происходила из большого священнического рода Скворцовых. В семье, кроме нее, старшей дочери, было еще девять детей. Отец Иоанн Моисеевич более двадцати лет являлся священником Сямозерской церкви. За свою ревностную службу о.Иоанн был неоднократно награжден знаками священнического отличия и дважды получал благословение святейшего Синода.

Таким образом, по материнской линии у В.А.Венустова рядом с Петрозаводском была большая родня. Возможно, уехав в Санкт-Петербург, он продолжал общаться с представителями большого рода Скворцовых.

Чтобы разобраться в их родовых отношениях, мне пришлось составить восходящую родословную В.А.Венустова и поколенные росписи Скворцовых. Оказалось, что на территории современного Пряжинского района существовало 2 рода Скворцовых, не связанных друг с другом и географически закрепленных в пределах двух приходов.

Родоначальником Скворцовых – пономарей и диаконов Ведлозерского прихода - является Петр Иванович Скворцов (1771-1820). От отца к сыновьям традиционно переходило место служения. К концу XIX века здесь сменилось уже 4 поколения Скворцовых.

Начало другим Скворцовым было положено священником Иоанном Моисеевичем Скворцовым (1832 – не ранее 1898) и его женой Анной Федоровной (род.5.06.1836) – бабушкой и дедушкой В.А.Венустова по материнской линии. Иоанн Моисеевич приехал сюда только в 1875 г. из Ругозерского прихода Повенецкого уезда, где, кстати, и родилась его старшая дочь Любовь Иоанновна, вышедшая замуж уже из Сямозера в Пряжу за учителя Венустова.

К началу XX в. насчитывалось 3 поколения, которые проживали в Сямозерском приходе. У Василия Александровича Венустова было десять родных тетушек и дядюшек и огромное количество двоюродных братьев и сестер, проживавших не только в Сямозерском, но и в других приходах: в Муромском - Рыболовлевы, в Пудожском - Георгиевские, в Вешкельском – Ивинские. К сожалению, в XX веке эти родственные связи были разрушены по причине уничтожения Церкви и самих священнослужителей.

Не исключением стал и род Венустовых. Встретив на одной из конференций упоминание о Венустовых из Кондопоги и Петрозаводска, мы предположили, что они являются родственниками В.А.Венустова.

После переписки с клубом «Поиск» при музее МОУ СОШ №1 г.Кондопога и его руководителем Н.А.Бронзовой мы выяснили, что в 1930-е гг вначале в деревне Кондопога, а потом в новом здании школы на территории современного города учителем физики работал Василий Александрович Венустов. По воспоминаниям директора школы С.В.Шежемского, «его вспоминали как удивительно мудрого, знающего отлично свой предмет прекрасного человека, пользующегося большим авторитетом среди учеников, родителей, педколлектива школы. Для сильных учащихся он припасал трудные задачи»[1]. В эти же годы в той же школе работала К.П.Венустова (но не жена, потому что, по воспоминаниям родственников, ее звали Анна Ивановна Смирнова). К сожалению, Василий Александрович умер в 1941 г., как раз накануне Великой Отечественной войны, так что ученикам пришлось в IV четверти учиться у другого учителя. Нам переслали и две фотографии В.А.Венустова. Его потомок Екатерина Венустова, вероятно, проживает сейчас в Петрозаводске, но на связь не выходит.

Там же живет и Галина Владимировна Венустова (15.02.1954 г.рожд.). На основе воспоминаний Г.В.Венустовой удалось составить ее родословную, которая показала некоторые совпадения в истории Венустовых-Скворцовых. По трем косвенным признакам мы предположили, что она также является потомком большого рода Венустовых.

Прежде всего мы исходили из понимания того, что фамилия Венустовых относится к искусственным фамилиям, распространенным в священнической среде. На генеалогических сайтах она отмечена как редкая фамилия. Значит, почти все карельские Венустовы будут родственниками, а их предки священниками. Действительно, прадед Галины Владимировны и ее брата Александра Владимировича (27.11.1950 г.рожд.) Александр Венустов был полковым священником и подвергся репрессиям. В роду были и другие служители церкви.

Кроме того, Г.В.Венустова вспомнила, что у прадеда был брат, родители которого происходили из священнического рода, жили в Эссойле, и у них было много детей. Если предположить, что у ее прадеда Александра Венустова братом был Алексей Павлович Венустов (это имя также встречается в родне Галины Владимировны), то получается, что Василий Алексеевич Венустов – двоюродный брат ее деда Владимира Александровича. Только со временем забылось, что большая сямозерская родня – не по линии дедушки, а по линии бабушки, что вполне понятно через 4 поколения.

К тому же оказалось, что она внучка Василия Александровича Венустова из Кондопоги. От нее мы узнали, что он начинал свою педагогическую карьеру в Пряжинском районе, в 20-е годы работал в школе в с.Крошнозеро, которое располагается между Эссойлой (Сямозером) и Пряжей. К сожалению, в муниципальном архиве имеются данные об учителях только начиная с 1935 г., поэтому найти дополнительные сведения здесь не удалось.

Тем не менее можно констатировать главный факт: наше исследование помогло восстановить историю рода, многие представители которого выбрали путь духовного просвещения и стали либо священниками, либо педагогами. В этом ряду – и пряжинец Василий Алексеевич Венустов.

 

Список литературы

1. Велеславова И.Н. Православные приходы Пряжинского прихода. – Пряжа, Приход Покрова Богородицы, 2016

2. Биографические материалы: священнослужители Ленинградской епархии (Часть I) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://anti-raskol.ru/pages/865 Дата обращения: сентябрь 2018 г.

3. Выпускники Санкт-Петербургской духовной академии. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://gigabaza.ru/doc/80181-p11.html Дата обращения: сентябрь 2018 г.

4. Древо. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://drevo-info.ru/articles/13676324.html Дата обращения: сентябрь 2018 г.

5. Жертвы политического террора в СССР. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://ru.openlist.wiki/Категория:Жертвы_политического_террора_в_СССР_(База_данных) Дата обращения: сентябрь 2018 г.

6. Леушинское подворье. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://vk.com/wall-157316087_623 Дата обращения: сентябрь 2018 г.

7. Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти
Из истории гонений Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х — начало 1970-х. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.histor-ipt-kt.org/KNIGA/len.html Дата обращения: сентябрь 2018 г.

8. Центр генеалогических исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rosgenea.ru/?a=3&r=4&s=%C2%E5%ED%F3%F1%F2%EE%E2 Дата обращения: сентябрь 2018 г.

9. Санкт-Петербург: энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.encspb.ru/object/2804677280?lc=ru Дата обращения: сентябрь 2018 г.

 

 

Приложение №1

ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ

СКВОРЦОВЫ(СЯМОЗЕРСКИЙ ПРИХОД)

I ПОКОЛЕНИЕ

1. Иоанн Моисеевич Скворцов (род.20.07.1832)
Священник Сямозерской церкви (служил в приходе 12.01.1875-10.08.1896).

Родился в Ругозерском приходе Повенецкого уезда. Дьяческий сын. В 1857 г.закончил Олонецкую Духовную семинарию с аттестатом II разряда. 12(19).11.1857 г. архиепископом Аркадием рукоположен в сан священника к Ругозерской церкви Повенецкого уезда. С 1862 г. проходил должность законоучителя. 12.01.1875 г. епископом Ионафаном «в виде пользы службы» переведен в Сямозерский приход. В 1883 г. получил сразу два назначения: законоучителем одноклассного сельского образцового училища и священно- и церковнослужительским духовником (с 18.06.1883). По характеристике начальства в 1883 г., «читает, поет, катехизис знает хорошо, говорил 2 проповеди; поведения очень хорошего и трезвого».

За свою усердную и ревностную службу многократно награжден: набедренником (4.05.1867), бархатной фиолетовой скуфьей (15.04.1872), камилавкою (21.03.1878), ко дню Святой пасхи за услуги по гражданскому ведомству - наперстным крестом (1890). За отличную епархиальную службу дважды удостоен благословения Св.Синода (4.04.1869 г. и 21.03.1876 г.). В 1872-1875 гг. состоял депутатом на общеепархиальном съезде по выбору духовенства. Попечителем Санкт-Петербургского учебного округа а 1893 г. Иоанну Моисеевичу была объявлена благодарность за особое усердие и полезное преподавание Закона Божия.

10.08.1896 г. вследствие расстроенного здоровья был уволен в заштат с правом по-прежнему состоять духовником священноцерковнослужителей. Получал из казны полную священническую пенсию. По распоряжению Олонецкой духовной консистории 11.02.1898 г. перемещен законоучителем в Лахтинское земское училище.

+ Анна Фёдоровна (род.05.06.1836)
Священническая дочь

II ПОКОЛЕНИЕ

2/1. Любовь Ивановна (род.17.09.1858) + народный учитель Алексей Павлович Венустов (ум. до 1898 г.)

К 1898 г. была вдовой и состояла просфорней в Соломенском приходе Петрозаводского уезда, её сын Василий Алексеевич Венустов (род..03.1884 г. в с.Пряжа) стал активным участником духовного сопротивления Церкви советской власти.

3/1. Петр Иванович (род. 16.01.1860)

Окончил курс в Вытегорской училищной семинарии и состоял учителем одноклассного Сямозерского образцового училища, в 1883 г. был вдов.

4/1. Николай Иванович (1862 г.рожд.)

Окончил в 1882 г. курс средне-образовательных наук в Олонецкой духовной семинарии и в 1883 г. находился при отце (в ведомости 1898 г. о нем нет сведений).

5/1. Анна Ивановна (род. 5.07.1866)

+ Константин Георгиевский, диакон на вакансии псаломщика Кенозерской церкви Пудожского уезда.

6/1. Параскева Ивановна (род. 14.10.1868)

+ Александр Ивинский, диакон Вешкельского прихода Петрозаводского уезда.

7/1. Василий Иванович (род.30.01.1870)

В 1883 г. учился в Петрозаводском духовном училище, в 1898 г. состоял священником в Красновском приходе Каргопольского уезда.

8/1. Мария Ивановна Скворцова (род. 1.04.1873)

Изучала науки в Епархиальном женском училище, затем проживала в Муромском приходе Петрозаводского уезда

+ священник Иоанн Захарович Рыболовлев (род.29.08.1869)
Сын пряжинского псаломщика Захара Исаевича Рыболовлева.Обучался в Петрозаводском духовном училище на полуказенном содержании. Служил священником Муромского прихода Петрозаводского уезда.

9/1. Евдокия Ивановна Скворцова (род. 1.03.1874)

Родилась в Ругозерском приходе Повенецкого района. Обучалась в Епархиальном женском училище.

+ Капитон Николаевич Романов (род.10.08.1871), священник Сямозерского прихода, служил в приходе 15.09.1896-1904 (скорее всего, и позже).

Диаконский сын. Родился в Машезерском приходе Петрозаводского уезда. В июне 1896 г. закончил Олонецкую духовную семинарию с аттестатом II разряда. Через месяц (3.07.1896) епископом Павлом определен псаломщиком к Марциальноводской (Кончезерской) церкви. Спустя еще 2 месяца (15.09.1896) рукоположен в священника Сямозерской церкви. В 1898 г. определен законоучителем в Сямозерское одноклассное училище Министерства народного просвещения. В том же году (30.04.1898) награжден набедренником.

По отзыву благочинного в 1898 г., был особенно замечателен «ревностным проповедованием Слова Божия», часто произносил в церкви и часовнях «книжные и своего письма поучения», «пение знает весьма хорошо, чтение и катихизис очень хорошо; говорил по назначению 3 проповеди; поведения весьма хорошего».

10/1. Иоанн Иванович (род. 25.04.1876)

Был священником Вешкельского прихода Петрозаводского уезда.

11/1. Павел Иванович (род.15.12.1878)

Родился в Сямозерском приходе. После окончания Сямозерского образцового училища в 1898 г. состоял в 5 классе Олонецкой духовной семинарии на казенном содержании.

III ПОКОЛЕНИЕ

12/2. Василий Алексеевич Венустов (18.03.1884-23.10.1947)

Родился в с.Пряжа. После Олонецкой Духовной семинарии окончил Петербургскую Духовную академию. Был преподавателем Самарской духовной семинарии, затем с 1912 г. служил священником и настоятелем церкви Святого Николая Чудотворца в Кронштадте, с 1916 г. – в церкви Святой Ксении. Был дважды арестован советской властью. В 1922г. приговорен к 3 годам ссылки в Архангельской области, после освобождения служил в Спасо-Преображенском соборе. 20.01.1934 г. вновь арестован, приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Севвостоклаг на Колыму. С января 1946 г. – настоятель в Чудово (Новгородская обл.). Похоронен на Шуваловском кладбище в Ленинграде.

13/9. Александр Капитонович Романов (род.31.07.1897)
Родился в Сямозерском приходе.

 

 

Приложение №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: