Содержание
1.Введение
2. Исследовательская часть
2.1 Характеристика ОАО «АСТРА»
2.2 Анализ производственной деятельности
2.3 Обоснование темы проекта
3. Расчетно-технологическая часть
3.1 Расчет годовой производственной программы по ТО и ремонту
3.2 Расчет годовой производственной программы кузнечно-рессорного участка
3.3 Расчет количества производственных рабочих
3.4 Подбор оборудования
3.5 Расчет площади участка
3.6 Строительная часть
4 Организационная часть
5 Безопасность жизнедеятельности
5.1 Охрана труда
5.2 Производственная санитария
5.3 Техника безопасности
5.4 Пожарная безопасность
6. Выводы и заключения
7.Список источников
Введение
Эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надежности подвижного состава, которая обеспечивается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта.
АЛЦ проводит мероприятия по повышению надежности подвижного состава, снижению трудовых и материальных затрат на техническое обслуживание и ремонт;
проводит унификацию подвижного состава с целью сокращения количества технологически совместимых групп на автотранспортных предприятиях; осуществляет мероприятия по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов и защите окружающей среды при работе автомобильного транспорта.
Также АТЦ, эксплуатирующий подвижной состав автомобильного транспорта:
осуществляет единую политику в области технического обслуживания и ремонта автомобилей;
обобщает передовой опыт, разрабатывает и широко применяет прогрессивные формы и методы организации, управления и технологии технического обслуживания и ремонта на основе: бригадной формы организации с оплатой труда по конечному результату; обеспечения персональной ответственности исполнителей за качество выполнения работ и техническое состояние подвижного состава;
проводит мероприятия и осуществляет контроль за:
а) качеством выполнения технического обслуживания и ремонта;
б) выполнением требований безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств;
в) принимает меры по рациональному распределению подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов, оборудования и оснастки;
г) проводит мероприятия по совершенствованию и эффективному использованию производственно-технической базы, механизации и автоматизации производственных процессов, широкому применению средств контроля и диагностирования.
Своевременное и качественное выполнение технического обслуживания в установленном объеме обеспечивает высокую техническую готовность подвижного состава и снижает потребность в ремонте.
Цель работы: вопросы, рассматриваемые в дипломном проекте, будут содействовать эффективности работы автомобильного транспорта АТЦ ОАО «АСТРА» базируемые на работоспособности, надежности, рентабельности и безопасности подвижного состава, за счет качественного проведения работ по ТО и ТР подвижного состава предприятия.
Исследовательская часть
2.1 Характеристика АТЦ ОАО «АСТРА»
1. ОАО «АСТРА» создано и зарегистрировано в органах государственной регистрации 27 сентября 2008 года.
2. Основной вид деятельности – продажа запчастей, ремонт автомобилей.
3. Режим работы: ПН-ПТ с 09:00 до 20:00
4. Численность сотрудников составляет 10 человек.
5. Перспективы развития заключаются в повышении вывозки леса и высококачественной переработки..
2.2 Анализ производственной деятельности аккумуляторного участка.
Ремонтная база АТЦ делится на несколько ремонтных участков.
На существующих участках работы организуют для поддержания автотранспорта в рабочем состоянии и готовности бесперебойного выполнения задач по перевозке и доставке сырья и грузов для заказчиков. Рассмотрим один из участков ремонтной базы АТЦ. Речь пойдет об аккумуляторном участке.
На аккумуляторном участке производятся работы, связанные с ремонтом аккумуляторных батарей, проверки плотности, замене электролита, зарядки аккумуляторных батарей. Работы производит квалифицированный слесарь.
2.3 Обоснование темы проекта
При достаточно большом парке автомобилей экономически выгоднее иметь свою ремонтную базу. Аккумуляторный участок в АТЦ легко отремонтирует, восстановит и продлит жизнь аккумуляторным батареям. Для того чтобы облегчить условия труда и повысить качество изготавливаемых деталей в нашем АТЦ, предлагается добавить к существующему оборудованию дополнительное универсальное зарядное устройство АКБ HYUNDAI HY 1500.
Технические характеристики:
· Входное напряжение, V 220-240
· Выходное напряжение, 6 В 12 В, 24 В2
· Тип аккумулятора AGM и GEL
· Зарядный ток 15A RMS
· Емкость заряжаемой АКБ, A/h 300
· Ступеней зарядки АКБ 6
· Режимы зарядки АКБ авто, глубокий и регулярный
· Температурный режим, C° от -20 до +50
· Напряжение 220-240 V
· Регулировка маятникового хода, поз. 4
P.S
AGM расшифровывается, как абсорбирующие стеклянные маты. Фактически, это обыкновенная стеклоткань, расположенная между положительными и отрицательными свинцовыми пластинами. В этой стеклоткани в "связанном" состоянии находится электролит. Благодаря тому, что электролит находится в связанном состоянии, возможна эксплуатация батарей в любом положении (например, на боку).
GEL расшифровывается, как гель, а не гелий, что иногда встречается. В гелевых аккумуляторах в качестве сепаратора между свинцовыми пластинами применяется силикагель, которым заливается пространство между пластинами в процессе производства. Силикагель после застывания представляет собой твердое вещество с огромным количеством пор, в которых удерживается электролит. Благодаря тому, что силикагель полностью занимает пространство между пластинами, в гелевых аккумуляторных батареях практически невозможно осыпание свинцовых пластин и как следствие, закорачивание и выход из строя.
Расчетно-технологическая часть
2.1 Расчет годовой производственной программы по ТО и ремонту
Таблица 2.1 – Списочный состав парка автомобилей по маркам
Модели автомобилей | Количество единиц | Фактический средний пробег, км | |
Основные | Приводимые | ||
II группа III группа IV группа V группа | УАЗ-3962 ГАЗ-3102 ГАЗ-3302 ЗИЛ-130 КАМАЗ 65115 с НЕФАЗ 8332-020 |
2.1.1 Расчет среднесуточного и среднегодового пробега автомобилей
Lcc = Tн ∙ Vт ∙ Кв, [3]
где Tн – время в наряде
Vт – среднетехническая скорость
Кв – коэффициент сменного времени
Для II группы:
Lcc = 80
Для III группы:
Lcc = 100
Lcc = 80
Для IV группы:
Lcc = 60
Для V группы:
Lcc = 300
Пробег за год
Lг = Lcc ∙ Др ∙ Кп – (Lcc ∙ Др ∙ Кп/1000) ∙ Кр, [1]
где Др – количество рабочих дней в году
Кп – коэффициент простоя за год
Кр – коэффициент машин в ремонте на 1000 км
Для автомобилей II группы:
Lг = 80 ∙ 250 ∙ 0,85 – (80 ∙ 250 ∙ 0,85/1000) ∙ 0,3 = 16995 км
Для автомобилей III группы:
Lг = 100 ∙ 250 ∙ 0,85 – (100 ∙ 250 ∙ 0,85/1000) ∙ 0,3 = 21244 км
Lг = 80 ∙ 250 ∙ 0,85 – (80 ∙ 250 ∙ 0,85/1000) ∙ 0,3 = 16995 км
Для автомобилей IV группы:
Lг = 60 ∙ 250 ∙ 0,85 – (60 ∙ 250 ∙ 0,85/1000) ∙ 0,3 = 12746 км
Для автомобилей V группы:
Lг = 300 ∙ 250 ∙ 0,85 – (300 ∙ 250 ∙ 0,85/1000) ∙ 0,3 = 63731 км
Годовой пробег для групп автомобилей
Lгг = Lг ∙ Ат, [3]
где Ат – количество автомобилей
Для автомобилей II группы:
Lгг = 16995 ∙ 4 = 67980 км
Для автомобилей III группы:
Lгг = 21244 ∙ 5 = 106220 км
Lгг = 16995 ∙ 3 = 50985 км
Для автомобилей IV группы:
Lгг = 12746 ∙ 4 = 50984 км
Для автомобилей V группы:
Lгг = 63731 ∙ 15 = 955965 км
2.1.2 Выбор и корректирование периодичности ТО и пробега до КР
Нормативы корректирования в зависимости от:
К1 – категории условий эксплуатации [4]
К2 – коэффициента корректирования в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы
К3 – коэффициента корректирования в зависимости от природно-климатических условий
Для периодичности ТО:
Кто = К1 ∙ К3
Кто = 0,7 ∙ 0,9 = 0,63
Для пробега до КР:
Ккр = К1 ∙ К2 ∙ К3
Для автомобилей II, III, IV группы:
Ккр = 0,7∙ 1 ∙ 0,9 = 0,63
Для автомобилей V группы:
Ккр = 0,7 ∙ 0,9 ∙ 0,9 = 0,567
Таблица 2.2 – Периодичность ТО автомобилей
Группы | Модели | ТО-1 | ТО-2 | КР |
II группа III группа IV группа V группа | УАЗ-3962 ГАЗ-3102 ГАЗ-3302 ЗИЛ-130 КАМАЗ 65115 с НЕФАЗ 8332-020 |
Пробег до КР
Для автомобилей II, III, IV группы:
L׳к׳ = 0,63
Для автомобилей V группы:
L׳к׳ = 0,567
Таблица 2.3 – Корректирование пробегов до ТО и КР
Модель автомобиля | Виды ТО и Р | Коэффициент корректирования | Периодичность ТО и Р | ||
Норма-тивные | Откоррек-тированные | Принято к расчету | |||
УАЗ-3962 | ЕО ТО-1 ТО-2 КР | - 0,63 0,63 0,63 | - | - | |
ГАЗ-3102 | ЕО ТО-1 ТО-2 КР | - 0,63 0,63 0,63 | - | - | |
ГАЗ-3302 | ЕО ТО-1 ТО-2 КР | - 0,63 0,63 0,63 | - | - | |
ЗИЛ-130 | ЕО ТО-1 ТО-2 КР | - 0,63 0,63 0,63 | - | - | |
КАМАЗ 65115 с НЕФАЗ 8332-020 | ЕО ТО-1 ТО-2 КР | - 0,63 0,63 0,567 | - | - |
2.1.3 Корректировка нормативов трудоемкости ТО и Р
Кто = К2 ∙ К5, [4]
где К5 – коэффициент, зависящий от количества обслуживаемых автомобилей
Для автомобилей II, III, IV группы:
Кто = 1 ∙ 1,15 = 1,15
Для автомобилей V группы:
Кто = 0,9 ∙ 1,15 = 1,035
Для трудоемкости ТР:
Ктр = К1 ∙ К2 ∙ К3 ∙ К4 ∙ К5, [4]
где К4 – коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости ТР
Для автомобилей II, III, IV группы:
Ктр = 1,4 ∙ 1 ∙ 1,1 ∙ 1 ∙ 1,15 = 1,771
Для автомобилей V группы:
Ктр = 1,4 ∙ 1,15 ∙ 1,1 ∙ 1 ∙ 1,15 = 2,037
Нормативы трудоемкости ТО и ТР результаты корректирования сведены в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 – Нормативы трудоемкости ТО и ТР результаты корректирования
Модель | Виды ТО | Корректированный коэффициент | Трудоемкость чел/ч | |
Нормативные | Расчетные | |||
УАЗ-3962 | ЕО ТО-1 ТО-2 ТР | - 1,15 1,15 1,771 | 0,3 2,3 9,2 2,8 | 0,3 2,64 10,58 4,96 |
ГАЗ-3102 | ЕО ТО-1 ТО-2 ТР | - 1,15 1,15 1,771 | 0,3 1,5 7,7 3,6 | 0,3 1,72 8,85 6,37 |
ГАЗ-3302 | ЕО ТО-1 ТО-2 ТР | - 1,15 1,15 1,771 | 0,3 1,5 7,7 3,6 | 0,3 1,72 8,85 6,37 |
ЗИЛ-130 | ЕО ТО-1 ТО-2 ТР | - 1,15 1,15 1,771 | 0,45 2,7 10,8 | 0,45 3,1 12,42 7,08 |
КАМАЗ 65115 с НЕФАЗ 8332-020 | ЕО ТО-1 ТО-2 ТР | - 1,035 1,035 2,037 | 0,5 3,4 14,5 8,5 | 0,5 3,52 17,3 |
2.1.4 Определение числа обслуживаний за год
N2 = Lгг / L2 [4]
N1 = Lгг / L1 – N2
Neo = Lгг / Lcc,
где L1 – расчетный пробег до ТО-1
L2 – расчетный пробег до ТО-2
Для автомобилей II группы:
N2 = 67980 / 10080 = 6
N1 = 67980 / 2520 – 6 = 20
Neo = 67980 / 80 = 849
Для автомобилей III группы:
N2 = 106220 / 10080 = 10
N1 = 106220 / 2520 – 10 = 32
Neo = 106220 / 100 = 1062
N2 = 50985 / 10080 = 5
N1 = 50985 / 2520 – 5 = 15
Neo = 50985 / 80 = 637
Для автомобилей IV группы:
N2 = 50984 / 7560 = 6
N1 = 50984 / 1890 – 6 = 20
Neo = 50984 / 60 = 849
Для автомобилей V группы:
N2 = 955965 / 7560 = 126
N1 = 955965 / 2520 – 126 = 253
Neo = 955965 / 300 = 3186
2.1.5 Определение годового объема работ по ТО и ТР
Тi = Ni ∙ ti,
где Ni – годовое число обслуживаний данного вида
ti – трудоемкость одного обслуживания, чел/ч
ТО данного вида
Т2 = N2 ∙ t2
Т1 = N1 ∙ t1
Тео = Nео ∙ tео,
где t1, t2, tео – коэффициенты, принятые к расчету
Для автомобилей II группы:
Т1 = 20 ∙ 2,64 = 53
Т2 = 6 ∙ 10,58 = 63
Тео = 849 ∙ 0,3 = 255
Для автомобилей III группы:
Т1 = 32 ∙ 1,72 = 55
Т2 = 10 ∙ 8,85 = 88
Тео = 1062 ∙ 0,3 = 319
Т1 = 15 ∙ 1,72 = 26
Т2 = 5 ∙ 8,85 = 44
Тео = 637 ∙ 0,3 = 191
Для автомобилей IV группы:
Т1 = 20 ∙ 3,1 = 62
Т2 = 6 ∙ 12,42 = 75
Тео = 849 ∙ 0,45 = 382
Для автомобилей V группы:
Т1 = 253 ∙ 3,52 = 891
Т2 = 126 ∙ 15 = 1890
Тео = 3186 ∙ 0,5 = 1593
Годовой объем работ по ТР
Ттр = Lгг ∙ tтр / 1000
Для автомобилей II группы:
Ттр = 67980 ∙ 4,96 / 1000 = 337
Для автомобилей III группы:
Ттр = 106220 ∙ 6,37 / 1000 = 677
Ттр = 50985 ∙ 6,37 / 1000 = 325
Для автомобилей IV группы:
Ттр = 50984 ∙ 7,08 / 1000 = 361
Для автомобилей V группы:
Ттр = 955965 ∙ 17,3 / 1000 = 16538
Таблица 2.5 – Производственная программа по ТО и Р автомобилей
Модель Автомобилей | Годовое количество | Трудоемкость, чел/ч | ||||||
ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ЕО | ТО-1 | ТО-2 | ТР | ||
УАЗ-3962 ГАЗ-3102 ГАЗ-3302 ЗИЛ-130 КАМАЗ 65115 с НЕФАЗ 8332-020 Итого | ||||||||
2.2 Расчет годовой производственной программы аккумуляторного участка
Пуч = Ттр ∙ b2/100 + Тто ∙ b1/100,
где b1, b2 – доля данного вида работ от общей трудоемкости ТО и ТР
Пуч = 19477 ∙ 5/100 + (1144 + 2178) ∙ 3/100 = 1073 чел/ч
2.3 Расчет количества производственных рабочих
Явочный состав производственных рабочих
Ряв = Пуч / Фрм ∙ Кп, [3]
где Кп – коэффициент выполнения норм выработки
Фрм – фонд времени рабочего места в часах
Фрм = (Дк – Дв + Дп) ∙ Тс - Дпп,
где Тс – продолжительность рабочей смены
Дк, Дв, Дп, Дпп – число календарных, выходных, праздничных и предпраздничных дней в году
Фрм = (365 – 130) ∙ 8 – 8 = 1872 ч
Ряв = 1073/1872 ∙ 1,3 = 0,745 чел = 1 чел
Списочный состав рабочих
Рсс = Пуч / Фр ∙ Кп [3]
Рсс = 1073 / 1872 ∙ 1,3 = 1 чел
2.4 Подбор оборудования
Для аккумуляторного участка количество единиц оборудования определяется:
nоб = Пуч / (Фрм ∙ n ∙ ŋ),
где ŋ – коэффициент использования рабочего оборудования
nоб = 1073 / 1872 ∙ 1 ∙ 0,9 = 0,515
Таблица 2.6 – Технологическое оборудование аккумуляторного участка.
Наименование | Марка | Кол-во | Габаритные размеры, мм | Площадь, м2 |
1 Стенд для рихтовки рессор | Р-275 | 814 х 720 | 0,6 | |
2 Наковальня | 1600 х 800 | |||
3 Стенд для сборки рессор | 383-9 Р-275 | 1600 х 800 | 1,3 | |
4 Горн кузнечный | Р-923 | 1100 х 1000 | 0,8 | |
5 Воздуходувка к горну | 500 х 300 | 0,3 | ||
6 Стеллаж для рессорных листов | 1100 х 1600 | 1,8 | ||
7 Плита правочная на подставке | 1500 х 1000 | |||
8 Ящик для песка | 500 х 400 | 0,3 | ||
9 Ларь для кузнечного инструмента | 1000 х 400 | 0,9 |
Всего 5,5
2.5 Расчет площади участка
Fуч = ∑Fоб ∙ Коб,
где Коб – коэффициент, учитывающий рабочие зоны
∑Fоб – суммарная площадь, занимаемая оборудованием
Fуч = 5,5 ∙ 5 = 27,5 м2
2.6 Строительная часть
Ширину участка примем 9 м
Длина участка определяется по формуле:
Zу = Fуч / Вч, где Вч - ширина участка
Zу = 27,5 / 9 = 3 м
Кирпичные стены – 380 мм
Толщина перегородок из кирпича -120 мм
Материал полов – бетон
Окна – 1,5 х 0,6
Двери однопольные – 1 х 2,4
Организационная часть
3.1 Расчет освещения
3.1.1. Расчет естественного освещения
Суммарная площадь окна определяется
∑Fок = Fп∙ d / τ,
где Fп – площадь пола участка
d – удельная площадь окон
τ – коэффициент, учитывающий потери света от загрязнения остекления
∑Fок = 27 ∙ 0,1 / 0,6 = 4,5 м 2
Расчет числа окон
n = ∑Fок / Fок
Fок = b ∙ a
Fок = 1,5 ∙ 0,6 = 0,9 м2
n = 4,5 / 0,9 = 3
3.1.2 Расчет искусственного освещения
Суммарная мощность ламп
∑Nл = Ру ∙ Fп,
где Ру – удельная мощность осветительной установки
∑Nл = 5,5 ∙ 27 = 689 Вт
Расчет числа ламп
nл = ∑Nл / Nл,
где Nл – мощность одной лампы
nл = 689 / 200 = 3
Расход электроэнергии на освещение
Wосв = Тосв ∙ ∑Nл,
где Тосв – годовое время работы освещения
Wосв = 650 ∙ 689 = 447850 кВт ∙ z
3.2 Расчет вентиляции
Расчет воздухообмена
Q = Vп ∙ к,
где Vп – объем помещения
к – кратность воздухообмена
Q = 27 ∙ 3 ∙ 5 = 405 м3/г
По рассчитанному воздухообмену выбираем тип, номер и КПД вентилятора:
ЭВР-3
ŋв = 0,45
Мощность электродвигателя
Nэ = 1,2… 1,5 Q ∙ Нв / 3600 ∙ 102 ∙ ŋв ∙ ŋп,
где Нв – напор воздушного потока, кг/м2
ŋв – КПД вентилятора
ŋп – КПД передач
1,2… 1,5 – коэффициент, учитывающий неучтенные потери напора воздушного потока
Nэ = 1,3 ∙ (405 ∙ 250) / (3600 ∙ 102 ∙ 0,45 ∙ 0,95) = 0,78 кВт
Окончательная мощность определяется по формуле:
Nэ = Nэ ∙ Ко,
где Ко – коэффициент, учитывающий затраты мощности на первоначальный
пуск вентилятора
Ко = 1,5 при Nэ ≤ 5 кВт
Ко = 1,4 приNэ ≥ 5 кВт… 10 кВт
Nэ = 0,78 ∙ 5 = 3,9 кВт
3.3 Технологический процесс
В кузнечно-рессорном отделении производят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева в горне 4. Огонь в горне поддерживает воздуходувка 5. Здесь же производят ремонт рессор, имеющих пониженную упругость или поломку отдельных листов. В соответствии с техническим состоянием рессорные листы сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Годные листы складывают на стеллаж для рессорных листов 6; требующие ремонта – правят, рихтуют на стенде 1; негодные – отправляют в утиль. Отремонтированные листы рессор устанавливают на стенд для сборки рессор 3. Собранные рессоры испытывают под нагрузкой. Кроме того, на участке производят кузнечные работы, связанные с изготовлением отдельных деталей и инструмента. Заготовки куют на наковальне 2. Деформированные детали автомобилей правят на правочной плите 7. По окончании работ инструмент убирают в ларь для инструмента 9.
Отделение выполняет работы по заявкам, записанных в контрольных талонах, и для всех производственных подразделений автохозяйства. Выполненную работу, как правило, принимает мастер отделения. Изготовленные или отремонтированные детали передаются непосредственно на посты обслуживания и ремонта автомобилей для дальнейшей установки на автомобили.