и вечная духовная ценность. Трагическая история любви




Аналитическая работа по определению жанра, сюжета и композиции

рассказа «Гранатовый браслет»

А) Беседа

• Изучаемое нами произведение автор относит к рассказу. Что же такое рассказ?

• Что вы знаете о композиции рассказа?

• Есть ли в рассказе «Гранатовый браслет» экспозиция? Если есть, то какова

её роль в рассказе?

• Какой эпизод рассказа можно обозначить как кульминационный? Почему?

• Какие особенности в композиции рассказа можно отметить?

• Какую роль играет в рассказе первая глава?

Б) Постановка и решение проблемного вопроса

• Как вы думаете, почему рассказ начинается описанием пейзажа? Есть ли

связь между описанием пейзажа и быстротечностью жизни? Подтвердите

свой ответ цитатами из рассказа. Как пейзаж помогает понять психологическое состояние Веры?

В) Обобщение учителя

— Итак, какова же особенность композиции рассказа «Гранатовый браслет»? Начинается повесть эпиграфом, который представляет собой название сонаты Л. Бетховена, а заканчивается описанием игры пианистки Женни Рейтер, которая играет эту сонату. Это — композиция обрамления, или кольцевая. Значительное место занимает экспозиция — пейзаж в начале произведения, редставление гостей. Куприн детально никого не описывает, никому не даёт оценку, он только отдельными штрихами характеризует каждого из гостей. Здесь есть «толстый безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой Пономарёв». Из всех гостей выделяется генерал Аносов — друг отца Веры

и Анны.

Особенностью композиционного решения рассказа являются вставные новеллы. Это истории любви, которые рассказывает Аносов. Куприну понадобились эти истории, чтобы показать, что для любви настоящей нужно не меньше сил, чем для подвига. И именно генерал почувствовал подлинность любви Желткова. Долгая экспозиция оправдана тем, что, показывая высшее общество,

писатель позже скажет нам, что трагедия произошла не потому, что Желт ков к этому обществу не принадлежал, и не потому, что он растратил казённые деньги, а потому, что Вера попросила его «закончить эту историю». Завязка наступает в момент получения Верой подарка от Желткова — гранатового браслета.

С этого момента и начинают развиваться события.

 

3. Исследовательская работа (в группах)

• А. И. Куприн использует в повести параллелизм. Как этот приём помогает понять характер главной героини? Для ответа воспользуйтесь цитатами из главы II. Обсудите вопрос в группе, сделайте выводы и оформите их в виде таблицы «Использование приёма параллелизм в рассказе “Гранатовый браслет”».

Использование приёма параллелизма в рассказе «Гранатовый браслет»

Цветы Пышно цвели. Холодная, высокомерная красота

Вера Николаевна Царственно спокойна. Холодна и немного свысока любезна

… …

• В какой момент повествования действие начинает становиться более напряжённым? Что свидетельствует о нарастании напряжения? Что вы считаете кульминацией в развитии действия?

• Подготовьте в группе небольшое выступление, обосновав свою точку зрения.

 

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Какое состояние природы рисует Куприн в начале текста? Перекликается ли он с внутренним состоянием души героини?

• Какова роль символических образов в рассказе?

• Согласны ли вы с оценкой, которую дал Куприну известный пушкиновед и литературный критик Модест Людвигович Гофман: «Быть может,… самое ценное в Куприне — неожиданность его таланта, то, что не поддаётся никаким описаниям, никакой характеристике: кажется, Куприн говорит просто, не обдумывая и не взвешивая слова, не заботясь о том впечатлении, какое он

производит на читателя, не заботясь о художественной картине, пишет так, как Бог ему на душу положит,— и впрямь Бог вкладывает в его уста простые, но нужные слова, и каким-то непонятным чудом, чудом стихийности, получается художественно верная и значительная картина, заражающая

своей эмоциональной трепетностью и жизненностью».

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Дать письменный аргументированный ответ на вопрос:

«Как вы понимаете слова А. И. Куприна из письма к Ф. Д. Батюшкову (1906):

“Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается

индивидуальность. Но в любви!”?».

 

Тема. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая

и вечная духовная ценность. Трагическая история любви

«маленького человека»

Цель: углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна; провести комплексный анализ рассказа; раскрыть трагическую историю любви

«маленького человека»; развивать навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Слово учителя

— Каждая эпоха даёт свои ответы на вопросы, поставленные перед человеком любовью. Особенно трудно отвечать на эти вопросы было на рубеже XIX– XX вв., в период, когда каждый окончательно углубился в себя, отстранился от других; когда чувство отчаяния (примета эпохи) заставило многих отказаться от вечных ценностей и отвело любовь в душах людей на второй план. Оттого особенно ценно было появление в этот период такого искреннего и чистого произведения, как повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет». «Какая превосходная вещь “Гранатовый браслет” Куприна…Чудесно! И я — рад, я — с праздником! Начинается хорошая литература»,— писал о повести очень требовательный в вопросах литературы Максим Горький, чьё одобрение всегда дорогого стоило.

Сегодня мы постараемся узнать, в чём же заключалось мастерство писателя, какими средствами и приёмами он связал все события, явления, отдельные предметы и вещи и воплотил тему любви таким образом, что человечество читает рассказ уже 100 лет и не перестаёт им восхищаться и плакать.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа (с опорой на текст рассказа)

• Как княгиня Вера воспринимает день своих именин?

• Какой предстаёт перед нами Вера? Как характеризует княгиню её портрет?

• Как Вера Николаевна относится к мужу? К жизни?

• Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать её окружение. Какими изображает автор гостей? Зачитайте отрывки, характеризующие гостей

Веры (см. гл. IV).

• Кто из гостей Веры изображён с симпатией? Почему?

• Прочитайте выразительно монолог генерала Аносова о любви. Какую роль

в рассказе играет этот монолог? Что говорит о любви генерал Аносов? Согласны ли вы с ним?

• Какой приём использует писатель для того, чтобы ярче выделить появление

в рассказе Желткова?

• Из каких источников читатель узнаёт о любви Желткова?

• Чем был гранатовый браслет для Желткова? Почему он дарит самую дорогую ему вещь Вере? О чём говорит это поступок?

• Как на фоне других подарков выглядит подарок Желткова?

• Какова реакция окружающих на подарок Желткова?

• Как вы думаете, кроме трагедии безответной, неразделённой любви присутствует ли в данном герое ещё какая-либо другая трагедия?

• Как изображаются писателем Желтков и его любовь?

• Какое значение имеет изображение Желткова после его смерти?

• Был ли предрешён трагический финал? Кто в этом виноват?

• Почему бескорыстная, самоотверженная любовь прошла мимо Веры? Изменится ли она после пережитого?

3. Обобщение учителя

— Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Восемь лет продолжается безответная и безнадёжная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования у брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнаёт о нём благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробно сти, используемые автором в своём повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень богат.

Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает. (Обращение к эпиграфу урока.)

У австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау есть стихотворение, которое «является» лирическим двойником с содержанием рассказа

«Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть… Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! —

Как свет застенчивый лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!..

«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюблённого телеграфиста.

И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить

страдание любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести

с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё!..». Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей высшего сословия, проявляющуюся перед лицом

чистой, бескорыстной любви.

4. «Под сенью дружных муз…»: прослушивание музыкального фрагмента

(второй части сонаты № 2 Л. ван Бетховена)

Уч и т е л ь. По времени создания «Гранатовый браслет» А. И. Куприна относится к периоду отечественной культуры, получившему название Серебряного века. Одна из идей, развивающихся в творчестве писателей и поэтов этого периода,— синтез искусств: взаимопроникновение различных видов искусств, стремление передать средствами одного искусства возможности другого, переплетение их элементов, утверждение общности эстетических законов музыки,

живописи, литературы. «Теперь я пишу “Браслет”, но плохо даётся. Главная причина — моё невежество в музыке… Да и светский тон!» — пишет автор в период работы над произведением своему другу профессору Ф. Д. Батюшкову. Невежественным в музыке считал себя Куприн, но любил её как всё прекрасное, изящное. Сам писатель даёт нам ключ к прочтению и осмыслению «Гранатового браслета» в эпиграфе рассказа.

• Прослушайте внимательно ещё раз вторую часть сонаты № 2 Л. ван Бетховена и скажите, изменилось ли ваше восприятие музыки после обсуждения повести? Если изменилось, то как?

• Какие картины в вашем воображении рождает эта музыка?

• Как изменяется её характер? Какие чувства и мысли она навевает?

Предполагаемый ответ

Эпиграф у рассказа необычный: первая строка из второй части сонаты Л. ван Бетховена, «Аппассионата». Структуру рассказа можно соотнести со структурой музыкального произведения. Позволительно сказать, что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются различные ритмы, темпы, темы. Сейчас прозвучала «Аппассионата» (Largo Appasionato) — музыкальное

произведение, которое слушала в финале повести Вера. Княгиня прощается с застрелившимся Желт ковым. Это их единственное свидание. И это прощание — поворотное событие во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки «Аппассионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей прослушать, в душе

Веры звучат слова человека, любившего её больше жизни: «Да святится имя Твоё!..» Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельной высоты. Под звуки гениальной музыки происходит удивительное соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую.

В музыке великого Бетховена воплотилась сила человеческой натуры, одухотворённой любовью. Вера плачет. Отчего?.. Быть может, оттого, что настоящая любовь прошла мимо неё. А может быть, это слёзы катарсиса после осознания того, что «он меня простил теперь. Всё хорошо»…

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Мини-дискуссия

• Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал?

• Смешон или трагичен Желтков? Высмеивать его чувство или восторгаться

им? Желтков «великий» или «маленький человек»?

• Всегда ли настоящая любовь трагична?

2. Обобщающее слово учителя

— «Да святится имя Твоё!» — пишет Желтков в письме. Для него Вера — божество… Героиня приравнивается к иконе, ей можно только поклоняться. А гранатовый браслет он завещал повесить на икону…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: