Издержки. Выручка. Ценные бумаги




 

Любое производство связано с издержками на него.

Издержки производства – затраты на приобретение ресурсов, необходимых для организации производства товаров и услуг. Существует сложная классификация издержек.

Все издержки разделяются на явные и неявные.

Явные издержки – это те затраты предприятия (фирмы), которые оно осуществляет при покупке необходимых для производства ресурсов. Так как они являются покупными, то есть приобретаются у поставщиков, то их еще называют внешними издержками. Поскольку все они обязательно отражаются в бухгалтерских документах предприятия (фирмы), то носят еще название бухгалтерских. К ним относятся расходы на приобретение сырья, электроэнергии, топлива, расходы на заработную плату наемным работникам и т.д. Бухгалтерские издержки подразделяются на издержки производства (расходы, связанные непосредственно с производством товаров и услуг) и издержки обращения (расходы на реализацию произведенной продукции).

В совокупности бухгалтерские издержки предприятия (фирмы) составляют его себестоимость.

Неявные издержки – это затраты на факторы производства, которые используются в производственном процессе, но не являются покупными. Их еще называют внутренними, так как они не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Неявные издержки равны тем денежным доходам, которые могли бы быть получены предпринимателем от альтернативного использования его собственных ресурсов (земли, капитала, предпринимательских и управленческих способностей и т.д.). Например, альтернативная стоимость рабочего времени, которое затрачивает предприниматель, управляя предприятием, - это заработная плата, от которой он отказался, не продав свой труд другому предприятию. Если у данного предпринимателя была возможность устроиться на работу на разные предприятия и с разным уровнем оплаты труда, тогда неявные издержки его руководства собственным предприятием будут равны самой высокой заработной плате, от которой он отказался.

Сумма явных и неявных издержек производства составляет экономические издержки.

Для изменения объема производства предприятию (фирме) необходимо изменять и структуру своих затрат. Количество одних из них можно изменить довольно быстро. Количество других – лишь в течение более длительного периода времени. Соответственно выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды.

В краткосрочном периоде, то есть периоде времени, когда производители не могут изменить размер своего производства (масштабы производства), а увеличивают объем производства только за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов или привлечения дополнительной рабочей силы, издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC) - это те затраты предприятия (фирмы), которые не зависят от объема выпуска продукции (например, амортизационные отчисления, заработная плата управленческого персонала, арендная плата, страховые платежи).

Переменные издержки (VC) – это те затраты, которые напрямую зависят от объема выпуска продукции (например, зарплата производственного персонала, затраты на сырье и материалы, затраты на рекламу, оплата транспортных услуг). Они равны нулю, когда продукция не выпускается, и по мере роста производства продукции возрастают.

Долгосрочный период – это временной интервал, достаточный для изменения всех производственных факторов. Значит, издержки в долгосрочном периоде могут быть только переменными.

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые, или общие издержки (TC).

Для того, чтобы оценить прибыльно или убыточно производство и, следовательно, для решения вопроса о том, производить ли данную продукцию вообще, предприятию (фирме) важно также знать средние издержки (АТС), которые рассчитываются как частное от деления общих издержек (ТС) на количество произведенного продукта (Q):

 

Если цена товара равна средним издержкам, то предприятие (фирма) имеет нулевой эффект от своей хозяйственной деятельности, то есть прибыль отсутствует. Если цена меньше средних издержек, то предприятие (фирма) несет убытки и может обанкротиться. Если цена больше средних издержек, то фирма имеет прибыль в размере этой разницы.

Для того, чтобы определить, какой объем (количество) продукции предпринимателю выгодно (эффективно) производить, рассчитывают предельные издержки (МС) – дополнительные затраты на производство каждой последующей единицы продукции сверх уже имеющегося объема (издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции). Поскольку постоянные издержки неизменны, то предельные издержки зависят от переменных издержек:

 

 

В то же время, поскольку предельные издержки – это издержки, связанные с выпуском дополнительной продукции, их можно определить как разницу между общими издержками на производство увеличенного объема продукции (TC n) и общими издержками на прежний объем производства (TC n –1):

 

 

Положение фирмы в современной рыночной среде связано с трансакционными издержками.

Это затраты фирмы по защите своих выгод и прав в условиях рыночного хозяйства (затраты на поиск информации о ценах, контрагентах, рынках сбыта, на ведение переговоров, заключение контрактов, разработку стандартов, охрану фирменных знаков и торговых марок, затраты на юридическое обслуживание по защите своих прав и интересов).

Итогом хозяйственной деятельности предприятия (фирмы) является доход.

Доход предприятия (фирмы) – это денежные средства, получаемые им в результате хозяйственной деятельности за определенный период времени.

В соответствии с видами издержек различают общий (валовой), средний и предельный доходы.

Общий (валовой) доход – это доход, включающий выручку от реализации продукции и внереализационные доходы. Выручка – это суммы, поступающие предприятию от продажи определенного количества товара. Она равна цене товара (Р), умноженной на количество единиц проданного товара (Q).

 

Внереализационные доходы – это денежные средства, получение которых не связано с непосредственной производственной деятельностью предприятия (фирмы): проценты по вкладам, дивиденды, полученные штрафы и пени, доходы от сдачи помещений в аренду и т.д.

Средний доход представляет собой доход, получаемый предприятием (фирмой) от продажи единицы продукции и определяется делением общего дохода на количество единиц реализованного товара:

 

 

то есть средний доход равен цене единицы продукции.

Предельный доход – это приращение общего дохода за счет выпуска и продажи дополнительной единицы продукции:

 

 

Разница между валовым доходом от продажи товаров и издержками производства представляет собой прибыль. В зависимости от состава издержек различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовым доходом и бухгалтерскими издержками производства.

Экономическая, или чистая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками.

Если валовой доход предприятия (фирмы) равен ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается нулевой, или нормальной.

Считается, что нормальная прибыль – это доход предприятия (фирмы) настолько высокий, чтобы оно продолжало заниматься данной хозяйственной деятельностью.

В современном хозяйственном механизме прибыль выполняет три функции:

Стимулирующую. Ее суть в том, что прибыль побуждает предприятие (фирму) увеличивать объем реализации продукции, подсчитывать издержки, повышать производительность труда и т.д.

Распределительную. Она проявляется в том, что прибыль является не только источником накопления денежных средств предприятия (фирмы), но и способствует развитию производства, финансированию строительства объектов непроизводственного назначения (жилья, детсадов, поликлиник, баз отдыха) для его работников, служит источником их дополнительного материального поощрения;

Учетную. Суть данной функции в том, что прибыль является формой оценки эффективности всей предпринимательской деятельности предприятия (фирмы). Эффективность предпринимательской деятельности предприятия оценивается с помощью таких показателей, как абсолютная величина прибыли и рентабельность.

Абсолютная величина прибыли характеризует эффективность деятельности предприятия с точки зрения динамики (больше или меньше), но не позволяет оценивать деятельность двух разных хозяйствующих субъектов, поскольку у них имеются различные стартовые возможности.

В таких случаях используется показатель рентабельности (р), который рассчитывают как отношение величины прибыли (П) к полным издержкам (З) в процентном выражении:

 

 

Одним из вариантов этого показателя является рентабельность продукции (Р прод), которая показывает степень выгодности производства того или иного товара и рассчитывается соотношением прибыли по данному виду продукции (П) к затратам на его производство и реализацию (С б):

 

 

 

Виды ценных бумаг

Все ценные бумаги могут быть разделены на несколько классов в зависимости от тех прав, которые они предоставляют инвесторам.

Во-первых, это долговые ценные бумаги, по которым эмитент обязуется выплатить оговоренную сумму в указанный срок. К этой группе относятся облигации, депозитные сертификаты и векселя.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, т. е. для того, чтобы ее выпустить, необходимо зарегистрировать проспект эмиссии. В свою очередь, облигации подразделяются на бескупонные дисконтные и купонные.

Депозитный сертификат – особый вид долговой ценной бумаги, может выпускаться только банками.

Вексель - как правило, документ, который создается в результате коммерческой деятельности. Однако по сложившейся в России практике он также может использоваться для привлечения денежных средств в рамках так называемой вексельной программы. Эмиссия векселей никак не регулируется, теоретически их могут выпускать даже частные лица, если, конечно, кто-нибудь из инвесторов такую бумагу купит.

Во-вторых, следующий вид ценных бумаг – это долевые финансовые инструменты. К ним относятся обыкновенные и привилегированные акции.

Такие ценные бумаги дают право на долю в прибыли, а также на получение части оставшихся средств в случае ликвидации предприятия. Кроме того, обыкновенные акции в отличие от привилегированных позволяют участвовать в управлении акционерными обществами через общие собрания акционеров.

Третий вид ценных бумаг – производные финансовые инструменты. Их можно назвать контрактными ценными бумагами, т. к. в их основе лежит договор между покупателем и продавцом, который сам по себе становится предметом торговли на биржах. Примером служит фьючерсный или опционный контракт.

В-четвертых, существуют так называемые товарные ценные бумаги, например складские свидетельства, залоговые свидетельства (варранты) и пр.

В мировой практике виды ценных бумаг тесно связаны с таким понятием, как рынок капиталов (фондовый рынок). Т. е. то, что относится к другой категории, к денежному рынку, ценными бумагами не признается.

В этом российское законодательство отличается от общепринятого: ответ на то, что следует считать ценными бумагами, содержится в Гражданском кодексе РФ. В частности, в ст. 143 к ним отнесены государственные облигации, просто облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносаменты, акции и приватизационные чеки. А ст. 912, т. е. вторая часть кодекса, расширяет понятие ценной бумаги еще на четыре инструмента товарной группы: двойное складское свидетельство, складское свидетельство как часть двойного свидетельства, залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства, простое складское свидетельство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: