ГЛАВА II. Влияние ярмарки на местность и её население




ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ЯРМАРКИ В ИСТОРИИ РОССИИ.. 2

1.1 Геополитика ярмарки. 2

1.2 Торговые люди. 10

Глава 2. ВЛИЯНИЕ ЯРМАРКИ НА МЕСТНОСТЬ И ЕЁ НАСЕЛЕНИЕ. 16

2.1 Внешний вид ярмарки. 16

2.2. Ярмарка – культурно-информационный центр. 23

Глава 3. ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫНА ЯРМАРКЕ. 29

3.1 Ярмарочная площадь. 29

3.2. Балаганы.. 35

 

ГЛАВА I. Ярмарка в истории России

 

 

Геополитика ярмарки

 

В какое время появилась торговля, никто точно не знает. Однозначно можно сказать, что в древнее времена она была в виде натурального обмена. Что касается ярмарки, то современный человек поверхностно представляет её. У него не полная картина этого грандиозного мероприятия, которое на протяжении многих веков переросло в явление культуры. Не говоря уже о значении этого слова, времени появления его на нашей территории и местах связанных с этим событием.

Еще до появления термина ярмарки и самой ярмарки, у нас был торг, торжище, рынок, базар. Под этим следует понимать - площадь в городах и селах, на которую съезжаются и сходятся продавцы и покупатели в определенные дни, для торговли съестными и другими припасами на воздухе. Такой торговлей занимались обычные жители и продавали они местную продукцию.

Торговлей в лавках занимались купцы. Первые упоминания о наших купцах (Киевские, Черниговские, Новгородские и т.д.), относятся к X веку, об этом свидетельствуют сохранившиеся договоры с греками еще во времена варяжских князей. Они вели свою торговлю по знаменитому пути «из варяг в греки». Продавали в Царьграде невольников и невольниц, мед, воск, мех и м.д. Также имели торговые связи с Болгарией, с Грецией, Хазарией, Тавридой и даже доходили до берегов Сирии. Кораблей купцов было столько много, что Черное море в те времена по праву называли Русским. На обратном пути, в наши города и села, они доставляли: дорогие ткани и готовые одежды, женские украшения, сладости, драгоценные металлы и м.д.

На тот период существовал еще один не менее значимый торговый путь - «из варяг в Булгары». Этот торговый путь в основном проходил по руслу реки Волги, выводил торговые корабли к берегам Каспийского моря, и открывал путь в Восточные страны. Благодаря своим основным притокам Каме и Оке, Волга соединяла Север с Югом, Восток с Западом. Здесь по историческим приданиям и памятникам издревле сложился весьма оживленный торг, к которому стекалось множество разного народа.

Сами булгары славились как народ коммерческий. Главным товаром у них были всевозможные меха - мягкое золото, которые они покупали у веси Белозерья и Ару[1], а также привозили из Великой Перми. Известный арабский путешественник Ал-Гарнати Абу Хамид описал купцов из «…веси и югры, прибывших зимой в Булгар. Это были румяные, голубоглазые люди со светлыми, как лен волосами и в одеждах из льна; на некоторых были одеты шубы из бобровых шкур»[2]. Торговля волжских булгар была более древней и развитой, чем на территории Руси.

Сам термин - Jahrmarkt пришел к нам из немецкого языка и прочно вошел в наш обиход. Означает он ежегодную торговлю в определённом месте и в определенное время. Проходили ярмарки от одного дня до двух-трех месяцев. По мнению Костомарова Н.И и Карамзина Н.М. первая ярмарка появилась в Холопьем городке на реке Молога. Которая была известна уже в XIV веке. Позже для удобства купцов Иван III Васильевич перенес ярмарку в г. Молога, который располагался на берегу Волги. Ярмарка стала называться Мологской, а не Холопьей.

В первую очередь для ярмарки важно удобное местоположение. Таким местом может быть город, расположенный на судоходных реках или на пересечении торговых путей. Крепкие стены этих городов защищали торговых людей и их товар. Со временем такой защитой стали стены церквей и монастырей. В трудный период их меньше разоряли, а в престольный праздник здесь собиралось много народу поклониться святым мощам. Поэтому ярмарки стали все чаше приурочиваться к храмовым и монастырским праздникам. Католическая церковь, например, «принуждала рыцарей давать клятву «Божьего мира»…вследствие которой им было запрещено сражаться в воскресенье, в церковные праздники, а также в дни проведения ярмарок»[3].

Названия своё ярмарки получали:

· от названия города: Ирбитская, Васильсурская, Нижегородская;

· от названия монастыря: Макарьевская, Коренная;

· от храмового праздника: Сретенская, Рождественская, Крещенская;

· в честь святого - ярмарка именинница: Алексеевская, Прокопьевская, Маргаритинская;

· реже: Десятовская, Девятовская, - на девятую пятницу после Пасхи.

Иногда существовало две версии появления названия ярмарки. Например, в г. Архангельске ежегодный торг, по прошению крестьян, решили переименовать и дать ему статус ярмарки. Губернатор Фрибес дал ей название Маргаритинской. По одной версии в честь Святой Маргариты, которая именинница первого сентября. По другой версии в честь жены контр-адмирала де Траверсе Маргариты Карловны.

Часто в одном уезде организовывалось две ярмарки с одни именем. Чтобы их различить приставляли слово к основному названию - зимняя, летняя, весенняя или осенняя. Например, Алексеевская зимняя в день памяти святого благоверного Александра Невского (в схиме Алексий), или Алексеевская летняя в день памяти мученика Алексия Константинопольского.

Четкой структуры ярмарки не имеют. Их принято делить: крупные и губернские, уездные и сельские. Губернская ярмарка была центральным торжищем, она включала в себя весь перечень товаров, которые производили крестьяне со всей округи. Приезжие купцы привозили им товары из других регионов и закупали у крестьян характерные для этой местности товары. Потом приезжали на следующую ярмарку и поступали также. Благодаря купцам шел обмен товаров с южных регионов (хлеб, сукно, масло) на товары с Севера (рыбу, жир, дерево, меха), а местом для этого обмена служила ярмарка.

В зависимости от региона проведения ярмарка имела специализацию: конская, скотская, лесная, рыбная, меховая и т.д. На торговле пушниной специализировались Ирбитская и Иркутская ярмарка. Это было удобно для торговых людей, они знали, что везти, когда и на какую ярмарку. Что касается Иркутской ярмарки, она к концу XVII века становится товарораспределительным центром, а сам город постепенно превращается в торговую - складскую и продовольственную базу.

Не всегда ярмарочный день был шумным и праздничным. Иногда он выпадал на постное время - был сер, без особых красок и музыки. В пост нельзя было предаваться веселью, ходить на развлекательные мероприятия, петь, веселиться, танцевать и т.п. Такой была Алексеевская ярмарка в г. Котельниче Вятской губернии, она «проводилась в Великий самый строгий пост и поэтому примерно два столетия не отличалась яркостью красок, развлечениями, а была тиха, сера, бородата, лапотна…. Не слышишь ни одного звука тех различных музыкальных инструментов, которые служат обычным оживлением других российских ярмарок»[4]. Через несколько десятилетий ситуация меняется, появляется карусели, трактиры, музыканты, медведи с бубнами и дома терпимости. Если говорить о «серости» ярмарки, то чем она удаленней от центров и труднодоступна, тем скуднее на всякие развлечения. Такие ярмарки проходили на Севере и Сибири. Единственным развлечением на них были качели, хороводы, танцы и музыка.

Многие ярмарки не были привлекательны для купцов. Это было связано с неудобным географическим расположением. Особенно если ярмарка не имела выхода к воде. Которая обеспечивала человека и давала ему связь с миром. За счет этого сотрудничества ярмарка становилась знаменитой и главной. Такой была Нижегородская ярмарка. Эта ярмарка с интересной историей. Появилась она давно, в Казани и проходила на Арском поле вблизи города. После покорения Казанского царства Иоанном Грозным ярмарка переместилась под стены Макарьевского монастыря. Но из-за частого половодья и пожара, её перенесли в Нижний Новгород в начале XIX века. Это было самое удобное местоположение. Ярмарка быстро набирала обороты и разрасталась. А развитием Черного и Азовского порта и порта в Петербурге, Нижегородская ярмарка вышла на первый план, оставив позади Ирбитскую и Коренную в Курской губернии.

Также и в Архангельске, с появлением порта в XVI веке, он был единственный в стране на то время, стала развиваться торговля и вышла на мировой рынок. Через Север проходил главный торговый путь того времени Москва - Архангельск и торговый путь Москва - Великий Устюг - Соликамск - Верхотурье - Сибирь. Торговля началась здесь с 14 июня по 14 сентября. Это время особо подходило - заканчивался весенне-летний рыболовный сезон, и заканчивались основные крестьянские полевые работы. Торговля была меновая. Меняли муку и крупу на рыбу у скандинавов. В результате чего возник поморский торговый язык - Руссеношк[5]. Примерно 35% лексикона составляют русские слова, 45% - норвежские. Остальные известные слова взяты из финского, саамского, английского, немецкого, голландского и французского языков. Очень часто к русскому корню добавляется норвежские приставки и окончания, и наоборот. Общаясь на этом языке, норвежцы были уверены, что говорят по-русски, а русские по-норвежски. Вот как это было. «Норвежец: Эй, рюсьман, купом сейка, треска, тиска и балдуска. (Эй, русский, давай покупай сайду, треску, пикшу и палтус.) Помор: Да, да, моя купом альтсамма. Давай по шип ком (Да, я куплю все. Заходи на судно.) Норвежец: Басиба! Как твоя мукка? Как твоя группа? (Спасибо! А у тебя есть мука? У тебя есть крупа?) Помор: Да, да, моя харь этта. Давай по шип ком, брат, твоя и моя по цай дрикки. (Да, это у меня есть. Заходи на судно, будем чай пить)»[6].

Но, к сожалению уже в 20-х гг. XVIII века Архангельский торг не был среди лидеров торговли в России, а связанно это в первую очередь с перемещением центра внешней торговли из Архангельска в Петербург. Петр Первый построил Балтийский порт, и для привлечения торговых судов в Петербург, значительно увеличил таможенные обложения для порта г. Архангельска. Купцы из центральных регионов стали реже бывать на Русском Севере, торговля стала держаться за счет местных купцов.

Кроме водных путей купцы пользовались дорогами, старались по ним перемещаться реже или уже без товаров - грабили. С созданием ямской службы намного возросло качество и скорость доставки товаров по всей стране. Она появилась у нас в XIII веке благодаря монголо-татарам. Наши купцы находили это удобным и выгодным, особенно в тех местах, где не было водных путей, и были сложные климатические условия. На станциях или «ямах» можно было поменять лошадей, переночевать, покушать, подремонтировать средство передвижения. Для доставки товара купцы использовали все виды гужевого транспорта. Санные перевозки были дешевле, так как на них нагружали вдвое больше чем на телегу.

Всё кардинально меняется с приходом к власти Петра Первого. Для строительства новой столицы требовались денежные средства. Поэтому император полностью берет ярмарки под контроль. Доход от торговли стал отходить казне. Были увеличены прямые налоги, таможенные и питейные сборы. Ярмарки огораживали забором и все входящие платили таможенный сбор. При Екатерине II торговля на ярмарке стала беспошлинной, правда всего на три дня. Если торговля была более трех дней то торговые люди были обязаны заключать контракты и брать билеты только на занимаемые ими лавки, балаганы, погреба и другие торговые помещения. Это способствовало резкому увеличению количеству ярмарок. Уже к началу 1830-х годов в России насчитывалось более 1700 ярмарок, а к концу столетия это число увеличилось втрое.

С развитием крупной промышленности и железнодорожного транспорта поменялись формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в менее развитых регионах. В крупных городах появились торговые фирмы с сетью стационарных магазинов и складов. Происходит смена торговых путей - доставка груза по железной дороге - дешевле. В связи с этим многие торговые центры превращаются в простые города и села. Экономика их подает. Рабочих мест становиться меньше. Население перебирается ближе к центральным городам. Тем не менее, в связи с государственными и церковными праздниками ярмарки повсеместно устраивались. Только значительно уменьшилось количество дней. «Из переписи ярмарок, сделанной в 90-х гг. XIX века, видно, что ярмарок было: однодневных - 64,29 %, от 2 до 7 дней - 32,56 %, а тех и других вместе 96,85 %, и только 3,15 % выпадало на долю ярмарок, длящихся более недели; абсолютное число последних не превышало 525; из них ярмарок, занимающих более месяца, только 11» [7].

С приходом XX века в нашей стране все меняется. Постоянные войны и революции уничтожают такое понятие как ярмарка. При новой власти теряет свою неприкосновенность частная собственность. В 1918 году во многих губерниях был бесплатно изъят товар у торговцев в пользу комитета бедноты. Имущий класс обложили непосильным налогом. Конечно, это привело к разорению торговцев, большинство уехало, а некоторых репрессировали. Также торговые люди лишились избирательского права и на них просто устраивались гонения. В 20-х годах была произведена коллективизация, это окончательно покончило с частной собственностью.

Повсюду появились, и стала широко распространяться мелкая торговля: цветы, фрукты, овощи, сладкая вода, пирожки и т.п. Можно было торговать только ненормированными продуктами, а продажей нормированных продуктов занималась и контролировала процесс новая власть. В стране начали появляться артели: «В Кирсанове, в октябре 1918 года, союз мясников после ликвидации в городе частной торговли, быстро организовал разрешенную артель ломовых извозчиков»[8]. Следом за новой властью пришли неурожайные годы. Это вынудило большинство жителей городов выйти на площади для продажи своих б\у вещей. На ярмарке было не позволительно торговать старьем. На ней продавали только новые, дефицитные и невиданные товары.

Ярмарки, в том смысле, в котором они существовали веками, исчезают за ненадобностью. Народу не до них, он начинает беднеть и голодать. Ведь именно ярмарки поддерживали производство почти в каждом населённом пункте, способствовали тому, чтобы каждый уезд нашел свою хозяйственную специализацию. Именно благодаря ярмарке, российская провинция имела потенциал, которого она лишилась за советский период, и многие малые города перешли на иждивенческое положение.

Торговые люди

 

Ярмарка способствовала развитию страны, она выступала катализатором внутренней торговли. Собирала множество разного народу. Большая часть - это покупатели, а остальные зрители и торговцы. Торговцев объединяют под общим названием - торговые люди. Они имели разный статус и положение в обществе.

Самым крупнейшим оптовым торговцем в государстве был сам царь. Царская торговля славилась многими товарами: стекло с царского завода, соль, хлеб, но больше всего приносило доход продажа вина. Должностные лица царя всегда первыми просматривали товар у иностранных купцов и отбирали все необходимое для царской казны. Иногда цари вводили монополию на заготовку и сбыт определенных товаров: соли, льна, юфти, пеньки, табака, хлеба, сала, воска и др.

Цари отправляли торговые экспедиции в разные страны. Алексей Михайлович, например, в 1663 году отправил торговую экспедицию в Персию, которая продолжалась три года, возглавлял её гость И.Панкратов. Увезли товару на 77 тысяч рублей, а на вырученные деньги закупили дорогие ткани и ковры для продажи в России и на царские нужды.

Кроме царя, оптовыми торговцами до определенного периода были монастыри, которые с ярмарок имели годовой доход иногда несколько годовых. Они держали лавки в других городах, которые сдавали в аренду. Главным их товаром была соль, зерновые злаки, иконы и церковная утварь. В 1764 г. императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных и монастырских владений. Монастыри стали беднеть и жить благодаря взносам прихожан.

Еще одним оптовым продавцом был купец. С детства нам знакомы строки из произведения Пушкина А.С. «Сказка о царе Салтане»:

«Князь Гвидон зовет их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Чернобурыми лисами…»[9].

Царь Салтан их называет гостями, в переводе с древнерусского означает «гостьба» - гостить, торговля. Так называли заграничных купцов и наших, которые вели торг в других странах. Гости были богатыми и знатными людьми у себя на родине.

Купеческое сословие, как и все российское общество, имело свою иерархию. Их интересы защищались Соборным уложением 1649 года. Во главе иерархии стояли купцы Строгановы, затем «государев гость», «гость», члены Гостиной сотни, Суконной сотни, низший разряд представляли жители слобод и черных сотен: «лутшие», средние, «молодшие». За «бесчестье» члена купеческого сословия налагался штраф: за Строгоновых - 100 рублей, за гостя - 50, за купца из Гостиной сотни от 10-20 рублей, за купца из Суконной сотни от 5 - 15 рублей.

С конца XVI века московские цари жалуют званием «государев гость» наиболее состоятельных торговых людей. Они ведали закупкой товаров на имя царя, назначались важнейшими таможенными чиновниками, заведовали казенными предприятиями, наряду с казенными операциями вели свою оптовую торговлю. Только «гости» занимались внешней торговлей, у них был свободный проезд за границу и льготы при уплате таможенных пошлин. К концу XVII века их насчитывалось около 30 человек. Это звание мог получить только торговец с торговым оборотом от 20 - 100 тысяч рублей. Сам «государев гость» и его члены семьи подвергались только царскому суду, освобождались от общинных служб, пошлин и повинностей. Они имели право получать вотчины и поместья. Например, за пределами Москвы гостям были отданы земли Замоскворечья. Эти поместья получили названия по фамилиям купцов: Ховрино, Тропорево, Софрино (купец Иван Сафарин).

В XVIII века купеческое сословие «сотни» было упразднено в гильдии. По «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», можно было записаться в купечество тем жителям города, кто объявит по совести капитал в рублях:

от 1 тыс. до 5 тыс. - 3 гильдия

от 5 тыс. до 10 тыс. - 2 гильдия

от 10 тыс. до 50 тыс. - 1 гильдия

Купец должен был платить 1% налога с объявленного капитала. Он имел право вести мелочный торг по городу и уезду, возить товар водой и сухим путём, иметь станы, речные суда, трактиры, бани, постоялые дворы. Обанкротивший купец из гильдии исключался.

При больших оборотах торговли, купцам приходилось нанимать себе помощников - приказчиков для выполнения различного рода получения и функции, им приходилось совершать дальние поездки по делам. Приказчик «трудился за положенное ему определённое годовое жалование или за часть прибыли…»[10]. Взаимные отношения приказчика и работодателя регулировались специальным документом, в котором обязательно имелся пункт, призванный оградить предпринимателя от злоупотреблений, нарушений и подрыва коммерческих интересов со стороны работника

Постоянно в лавке находился специальный человек - сиделец. Он вел всю торговлю, отчитывался хозяину о проделанной работе, по специальным книгам и записям в них. Их положение фиксировалось в «жилой записи». В таком документе обозначался срок службы работного человека, как правило, пять лет, и его основные обязанности. Таким сидельцем мог быть сын должника, отрабатывающий долг за отца.

Все выше перечисленные торговцы занимались оптовой продажей. Кроме них большой процент торговцев состоял из разряда стрельцов, пушкарей, ремесленников, крестьян и т.д. Это были мелкие торговцы, они торговали на сельских ярмарках. На которые они сходились из окрестных хуторов и деревень, для продажи излишков сельскохозяйственных продуктов или собственных изделий различных ремесел. Крестьянин, конечно, играл здесь главенствующую роль. Историк С.В. Бахрушин ввел для него специальный термин - «торговые крестьяне». Соборное уложение 1649 года ограничивало крестьянскую торговлю в городах. Иногда им разрешалось посещать ярмарку только до определённого часа. Ограничение крестьянской торговли было и в Европейских городах «…семь миль в окружности в дни ярмарки заставляли местных жителей прекращать всякую торговлю, и на границах этой территории, у мостов и проходов расставляли стражу…»[11]. После закрытия ярмарки торговать разрешалось в ранее разрешенных для этого местах.

Если говорить о самой продаже, то свой товар торговые люди могли обменять на соответствующий по цене или продать за деньги. Иногда они платили товаром за ночлег или за питание. Деньги не всегда играли важную роль, кому-то они нужны были только для уплаты налогов или в качестве материала для женских украшений.

Славяне в качестве денег долгое время использовали старые негодные, без шерсти шкурки белок, на Востоке уже в то время были в ходу золотые и серебряные монеты. «… 18 шкурок стоят по счету серебряный дихрем, они связывают в связку и называют её кун. И за каждую из таких шкурок дают отличный круглый хлеб… На них покупают любые товары: невольниц и невольников, золото, серебро…когда они испортятся, то их рваные несут в мешках…на известный рынок, на котором есть амели…амели нанизывают их на крепкие нити, которые восемнадцать в одну связку, и прикрепляют на конец нити кусочек черного свинца, и припечатывает его печаткой, на которой имеется изображение их царя…»[12].

В связи с ростом ярмарок и ростом торгово-денежных отношений, становиться неудобным, перевозить и хранить большие суммы денег. Купцы стали пользоваться денежными заемными и доверительными письмами, которые потом постепенно превратятся в векселя.

Для купцов, ярмарка - это образ жизни. От него требовалось многое. Например, купец первой гильдии «должен знать торговый и придворный этикет, быть толерантным к чуждым верованиям, нравам, обычаям, взглядом. Знать несколько языков, прежде всего торговых. Уметь писать, читать, считать, поэтому купец мог выступать в качестве дипломанта»[13]. Купец изучал во время ярмарок особенности каждого региона, и после изучения и анализа увиденного он знал, что нужно местному населению и как общаться с народом во время торговли. Но он не имел право раствориться в чужой культуре, а первую очередь сохранять свои характерные культурные особенности, связанные с происхождением и принадлежностью к тому или иному народу.

Лучшее представители купеческого сословия дослуживались до присвоения им дворянства за особые заслуги перед отечеством. Ведь он благодетель и покровитель. На собственные доходы купцы у себя в городах возводили храмы, строили ремесленные училища и облагораживали внешний вид города. Многие из них коллекционировали предметы роскоши, которые теперь можно наблюдать в современных музеях. Такой купец как Третьяков основал художественную галерею. Морозов С. Т. - организатор Музея кустарных изделий. Богатейшие Строгановы строили заводы, храмы, создали иконописную школу, школу золотого шитья, обучали местное население ремеслу и искусству, снаряжали экспедиции в Сибирь, тем самым открывали новые земли и увеличивали границы Государства Российского. Огромное количество больниц, театров, библиотек были построены на средства купцов. И не только в городах, но и в самых отдаленных уголках нашей страны.

Ярмарку любили. Народ нуждался в ней. Именно она пополняла его запасы, не хватающими продуктами в данной местности. Украшала его жилища, его самого и местность вокруг ярмарки. Человек начинал, завись от нее, и надеяться на неё. А она зависела от политики, правителей, войн и хорошего географического положения.

 

ГЛАВА II. Влияние ярмарки на местность и её население

 

 

Внешний вид ярмарки

 

Все торговые люди торговали на больших и маленьких ярмарочных площадях. На крупных ярмарках их было несколько: торговля в центре, крестьянские возы и торговля у «воды». Купцы занимали места согласно своему статусу: купцы первой гильдии и иностранцы вели оптовую торговлю в Гостином дворе, купцы второй и третьей гильдии торговали в торговых рядах, крестьяне на «лубянке».

Площадь имела форму прямоугольника или квадрата. В небольших селах она располагалась у храма или в поле на краю села. Большие ярмарки выносились на открытые места радом с городом или не далеко от святого места. Но так чтобы и те и другие друг другу не мешали.

Задолго до ярмарки местное население начинало готовиться. Особенно это касалось ремесленников и отходников, их занятие носило сезонный характер. Участие в подготовке принимала вся семья, у каждого была работа, которая соответствовала его возрасту. Одни подготавливали материал, другие изготавливали изделие, а третьи подготавливали его к продаже. Некоторые ярмарки имели специализацию, которая предлагала населению конкретный вид ремесла или промысла. Это могло быть: добыча и обработка шкур, гончарное ремесло, изготовление деревянных ложек и т.п. Чаще всего на это указывало название. Например, была Грибная ярмарка в г. Парфеньтьев, сушкой грибов занимались все, кроме крепких мужиков. Благодаря ярмарке сложился особый быт жителей, которых всегда узнавали по едкому запаху сушеных грибов. «В день несколько раз сбегают за грибами и возвращаются поздно, при этом дома остается кто-нибудь для чистки, просушки и нанизывания на нити одних «чёрных» или белых грибов… Каждая хозяйка выхаживает за лето грибов на 25 - 30 рублей, а считая семью из пяти человек получает в подспорье хозяйству ровно такую сумму: 150 - 200 рублей, которая кормит дом круглый год»[14].

В ярмарочных селах было всё подчинено этому празднику. Дома строились с расчетом на ярмарочных постояльцев. Фасады обшивали доскою, красили, расписывали росписями. Жители прибирали территорию, обновляли лавочки и забор на улице, высаживали красивые кусты и цветы перед домом. Все пригодные помещения для проживания занимались приезжими: комнаты, повить, сараи, бани, хлев с сеновалом. Часто бывало, что торговые люди останавливались каждый год в одной и той же избе. Хозяева их ждали как самых желанных родственников, наводили чистоту и красоту в «их» комнатах. Обделяли себя лишь бы им «в угоду». Население в это время увеличивалось в десятки раз. Например, в г. Котельниче где количество жителей в разные годы «составляет от полутора, до 3.5 тысяч человек… Были периоды, когда приезжали до 20 тысяч человек ежедневно. Ярмарка продолжалась 21 день. Перемножим эти цифры, и получим 250 тысяч приезжих, пропускал через себя город во время мартовского торга»[15].

К празднику нужно было подготовиться и самим. Доставалось все самое лучшее из сундуков. Нужно было выглядеть красиво и достойно. Особенно девушкам на выданье - ярмарка была большим смотром невест. Девушку, которая приехала на Сорочинскую ярмарку, заприметил парубок еще утром на возе, когда она с отцом ехала на ярмарку. А через несколько часов, уже её просватал и отправился по рядам, покупать свадебные подарки невесте, тестю и всем кому полагается. Закрепили они свой сговор в известной ярмарочной ресторации. Также приезжие торговки могли остаться в селе после ярмарки, в Архангельской области их называли «приплавухами».

Утром в день открытия ярмарки, торговые люди занимали свои места в торговых рядах. На сельских ярмарках они были смешанные. На больших ярмарках, все ряды имели название: бакалейный, сундучный, чайный, посудный, ковровый и т.д. Ряд состоял из множество лавок, которые были повернуты друг к другу и образовывали улицу. Такие улицы заполняли всю площадь. Число их доходило иногда до пятидесяти.

Деревянные лавки были двух видов. Первый вид лавок белее простой состоит из одного этажа, который делиться на две части: склад и место для торговли. Этот вид лавок встречается в небольших селах и уездных городах.

Второй вид «состоит из нижнего этажа, где размещаются лавки и магазины, и верхнего, выступающего со стороны фасада над первым и поддерживаемого сваями… Этот этаж и сваи, на которые он опирается, образуют перед витринами лавок крытую галерею, идущую вдоль всей улицы»[16]. На первом этаже этой лавки, находилось торговое место и небольшой склад для хранения товара. На втором этаже жил купец и его помощники, число последних иногда доходило до тридцати человек и более. На Востоке такую лавку называли «Фундук». Это вид лавки был распространен на губернских и крупных ярмарках. Чаще всего они были каменные, беленые или крашенные.

На крупных ярмарках симметрия рядов нарушалось - торговцы начинали пристраивать всевозможные пристройки. Получалась большая неразбериха, порой сами торговцы не знали где какой товар можно купить или просто не хотели знать. Такая неразбериха касалась не всех рядов. Были так называемые «панские ряды». Они находились в центре у гостиного двора. Панская линия - была каменная, крытая галерея с лучшими магазинами по обеим сторонам, «ее - каждый день устилали зеленой травой и поливали, отчего здесь было прохладно, и воздух был чистый»[17]. Выходили ряды к маленьким площадям, иногда с фонтанами и лавочками, где можно отдохнуть, посидеть. На таких улицах были товары первого сорта, и в основном заграничные: испанская мантилья (кружевная накидка), тонкие брюссельские кружева, черкесские седла, бриллиантовые браслеты, золотые кольца, иконы в богатом окладе, парфюмерные изделия, часы, подзорные трубы и всякого редкого товара. Покупали их: помещики, дворяне, купцы, митрополиты, чиновники, князья и другие высшие сословия российского общества. Босякам и крестьянам вход сюда был не доступен.

У крестьян была своя специальная «площадь». Деревянных лавок здесь не было - за лавку нужно было платить. Они создавали свои ряды, но из возов, которые растягивались на километры и образовывали улицы. Эти места в народе прозвали Лубянками. Такая была в Москве, на Нижегородской ярмарке. Товары в этих рядах были от производителей. Это в основном: излишки продуктов питания, ремесленные изделия, сено и другое. Домашний скот, лошадей, птицу продавали на окраине ярмарки в отдельной зоне.

С хранением товара всегда было много проблем. Особенно для иностранных купцов. Для этих целей они приспосабливали помещения своих церквей. «В немецкой церкви святого Петра в Новгороде, внизу, в сводах, помещались бочки, тюки полотен и вообще все громоздкие вещи, привезённые с Запада; здесь же хранили выменянные у русских меха; в нутрии церкви стояли ящики с товаром, а для вина было отведено привилегированное место при алтаре…»[18]. Русские купцы никогда себе не позволяли хранить товары внутри православных храмах. Доход с аренды лавок и помещений отходил монастырю или церкви. И только при Петре Первом начали строится государственные балаганы и дворы, а доход с ярмарок стал отходить казне.

С увеличение товарооборота и ростом торговли появилась нужда в отдельном месте для хранения товаров. Стали повсеместно строить гостиные дворы. Свое название они получили от слова «гость» - иностранный купец. Здесь хранили свой товар, жили и вели оптовую торговлю. Возводились дворы с учетом национальных признаков купцов: немецкий, голландский, греческий, русский, еврейский и т.д.

Территория двора была обнесена крепким забором, иногда были наблюдательные башни. Из-за частых пожаров начали воздвигать каменные дворы. Внутри них находилась таможня, площадка с весами, постоялые избы, баня, кабак, торговые лавки, харчевни, конские сараи строились ближе к выходу. Большую территорию двора занимали амбары, в которых хранили товар. Строительством и восстановлением гостиных дворов занимались самые знаменитые архитекторы разных времен: Ф. Е. Емельянов в Казани, С. А. Воротилов в Костроме, А. Д. Заха́ров и Августин де Бетанкур с Огюстом Монферраном в Нижнем Новгороде и другие.

Когда ярмарка превращалась в целый ярмарочный город, то её благоустройство достигало высшего уровня. Таким местом была Нижегородская ярмарка. Она «…представляет две торговые зоны: одна на суше - 16840 магазинов и торговых складов на миллиард рублей, другая на воде - караван в 3000 судов, стоящих у пристани»[19]. Застройка на ее территории была плотной и четко спланированной. В архитектурный ансамбль ярмарки входил Спасский собор, колокольня, Гостиный двор, армянская церковь, часовни, театр, мечеть и многое другое. Мечеть была так построена, что не выделалась из общего архитектурного ансамбля.

Благоустройство нижегородской ярмарки было на уровне обеих столиц. Здесь был самый длинный наплавной мост того времени. Он соединял ярмарку с городом через реку Оку, его длина была 510 метров. Курить, на ярмарке было запрещено - курили в туалетах. Здесь появились революционные для своего времени торговые ряды, в центральной части ярмарки был проведен водопровод, первая сводчатая канализация в России, промываемая речной водой. По плану архитектора А. Бетанкура ярмарка должна была напоминать «Маленькую Венецию». В 1860 году установлено 650 уличных фонарей, а через двадцать лет появилось электричество в зданиях и на улицах. На всей территории находились бани, цирюльни, прачечные - для разных слоев населения.

Все ярмарочные заведения имели вывески. Обычно она была сделана их доски, которую приколачивали к стене здания или подвешивали. Надпись крупными буквами оглашала всем проходящим о внутреннем содержании заведения. Самые красочные вывески были у балаганов. Они освещали для публики не только название «Тульский театр», но иногда вывешивали целые картины с кратким содержанием спектакля. Картину устанавливали на верху балагана, рядом с ней находился зазывала и красочно описывал все «несправедливости» в жизни главных героев.

Для надлежащего порядка во время ярмарки направлялось часть городской полиции, а иногда, и солдат. На территории ярмарки открывалось временное отделение коммерческого банка, почтовой конторы и почтовой станции, полиции, пожарной части, нотариуса, земского суда, который чаще всего располагался в гостином дворе. Также устраивалась временная больница, где был врач и аптекарь. «Врач в присутствии частного пристава производил медико-полицейский осмотр в лавках всех питейных и съестных припасов»[20]. А ветеринарный врач следил за качеством мясной продукции на прилавках.

Ярмарка нуждалась в полиции, так как притягивала к себе не только обычный люд, но и воров, шулеров, нищих и безработных. Которые совершали небольшие и незаметные преступления, за которые иногда всё же несли ответственность.

На общем фоне праздника были не заметны минусы ярмарки. Например, ярмарка плохо влияла на торговлю в местных лавках. Цены на ярмарке были ниже, чем в магазинчике. Поэтому местное население ходило в них только за стратегическими продуктами. Торговля здесь вставала на пару месяцев до ярмарки, и на полгода после. За время ярмарки местные жители старались закупить всё нужное в таких количествах, что бы хватило на весь год до следующей ярмарки. Местные торговцы несли убытки. Им приходилось закрывать свои лавки на это время или вывозить товар на более мелкие ярмарки и торжки проходившие в округе, еще лучше, если они будут в труднодоступных местах. Тогда купец восполнит свои убытки в несколько раз.

В таких отдаленных селах всякий товар расходился всегда. Особенно если к товару добавлялась грамотная речь торговца о ценности товара и большой редкости: «Осталось всего одна штука, такое будет только у Вас!». Поскольку времени было мало на раздумье, а людской поток тебя продвигал дальше по ряду, товар покупался. После, оказывался он вовсе не пригодный ни к чему. Хорошо если это что-то из съестного, можно скормить скотине. Например, пряники: «они покрыты сладкой ржавчиной и плесенью. Покупайте эти пряники, но держите их, пожалуйста, подальше ото рта, не, то быть беде! Тоже можно сказать и о сушеных грушах, о карамели. Несчастные баранки покрыты рогожей, покрыты также и пылью. Бабам всё нипочем. Брюхо не зеркало»[21]. Иногда грамотная речь торговца была так подана, что покупатель думал, что так и должно быть.

Как мы уже говорили, ярмарка подчиняла себе все местное население. Они старались работать в тех областях ремесла ил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: