Такую таблицу можно повесить рядом с доской, чтобы дети учились так рассуждать.




Александровой Софьи НОЛк-219

 

Практическое занятие

Тема: «Методика изучения приемов внетабличного умножения и деления.

Приемы деления с остатком».

План.

5. Методика ознакомления учащихся со смыслом деления с остатком. Приведите примеры упражнений, которые полезно использовать при ознакомлении учащихся со смыслом деления с остатком (свои и из различных учебников).

6. С каким правилом знакомят учащихся в этот период? Каким образом? Найдите эти страницы в учебниках математики. Приведите примеры заданий для вывода и закрепления этого правила.

7. Найдите в различных учебниках математики страницы, на которых изучают алгоритмы (приемы) деления с остатком. Сделайте сравнительный анализ методических подходов к изучению данных приемов в различных учебниках математики для начальных классов.

 

 

ВОПРОС

Методика ознакомления учащихся со смыслом деления с остатком. Приведите примеры упражнений, которые полезно использовать при ознакомлении учащихся со смыслом деления с остатком (свои и из различных учебников).

Определение: Разделить с остатком число а на число b – это значит найти такие q и r, что а=bq+r, где b>r>0.

По программе М.И.Моро эту тему изучают в М3М, ч.2, стр.26, по программе Н.Б. Истоминой в 4 классе.

На первом уроке М3М, ч.2, стр.26 рассматривают конкретный смысл деления с остатком.

Для этого берут задания на деление по содержанию и разбирают его, составляя графическую модель и запись.

 

17:3

Надо узнать, сколько раз по 3содоржится в 17?

 

 

В 17 содержится 5 раз по 3 и еще остается 2. Решение записываем так:

17:3=5 (ост. 2) или так _17 3.

15 5

Таким образом, в результате получили 2 числа – частное и остаток.

После объяснения предлагают упражнения на закрепление, в которых, чтобы найти результат деления с остатком, надо выполнить модель.

Это такие задания:

1. По рисунку составь запись.

(9:2=4 (ост. 1))

 

2. По записи составь рисунок.

9:2=4 (ост. 1)

3. Установите соответствие между несколькими записями и несколькими рисунками.

 

4. Исправь ошибку в записи, чтобы она соответствовала рисунку.

Дана запись 13:3=3 (ост.4). Соответствует ли запись рисунку?

5. Исправь ошибку в рисунке, чтобы он соответствовал записи.

Дана запись 13:3= 4(ост.1). Подходит ли рисунок к математической записе.Обоснуйте ответ.

6. Закончи рисунок по этой записи.

7. Закончи запись по этому рисунку.

 

Учебники:

1. М3Демидова,.. 1 часть, страницы 60, 61

2. М3Дорофеева, 2 часть страница 79

3. М4Ч 1 часть страницы 54-57

4. М4И 1 часть страницы 38-44

 

5. М3А 1 часть страницы 46, 48, 53

ВОПРОС

С каким правилом знакомят учащихся в этот период? Каким образом? Найдите эти страницы в учебниках математики. Приведите примеры заданий для вывода и закрепления этого правила.

На следующем уроке М3М, ч.2, стр.27 выводят правило:

«При делении остаток всегда меньше делителя».

Для доказательства этого правила предлагаем детям выполнить задания:

а) Найди остатки при делении на 2. Сделай рисунки и закончи каждую запись.

9:2

10:2

11:2

Дети по рисунку заканчивают записи, затем сравнивают получившиеся остатки с делителем 2. Это 0 и 1, они < 2, следовательно, остаток меньше делителя.

б) Аналогично делим на 3 и для этого строим модели в тетради или на парте.

6:3

7:3

8:3

9:3

Сравниваем остатки с делителем (получаем 0, 1, 2 < 3), следовательно, получаем такой же вывод: остаток меньше делителя.

в) Аналогично делим на 4 и для этого строим модели.

8:4

9:4

10:4

11:4

Сравниваем остатки с делителем (0, 1, 2, 3< 4), следовательно, получаем такой же вывод.

г) Делаем общий вывод: остаток всегда меньше делителя.

Затем предлагаем задания на закрепление этого вывода:

- Может ли при делении на 6 получиться остаток 7? (нет, так как остаток всегда меньше делителя).

- Какие остатки могут получиться при делении на 8?

и т.д.

Учебники:

1. М3Демидова,. 1 часть страница 61

2. М4Ч 1 часть страницы 56, 57

3. М3Дорофеева,.. 2 часть страницы 80, 81

4. М3П 2 часть страницы 92, 93

5. М4И 1 часть страницы 38-42

6. М3А 1 часть страницы 36, 41, 47, 48

 

ВОПРОС

Найдите в различных учебниках математики страницы, на которых изучают алгоритмы (приемы) деления с остатком. Сделайте сравнительный анализ методических подходов к изучению данных приемов в различных учебниках математики для начальных классов.

На страницах М3М, ч. 2, стр. 28 - 29 детей знакомят с алгоритмами деления с остатком. До этой страницы результат находили практическим путём, но это неудобно.

М3М, ч. 2, стр. 28

 

М3М, ч. 2, стр. 29

ПРИЕМ 1.

32:5=

1) 32 не делится на 5 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 32 делится на 5 без остатка. Это 30.

2) Найдем частное: 30:5=6

3) Найдем остаток: 32 – 30=2; 2<5, следовательно, частное и остаток нашли правильно.

32:5= 6 (ост. 2)

Т. О.: 1) Таблица умножения и деления.

2) Правило: при делении остаток всегда меньше делителя.

3) Вычитание в пределах 100.

Такую таблицу можно повесить рядом с доской, чтобы дети учились так рассуждать.

ПРИЕМ 2.

34:9=

Если трудно вспомнить самое большое число до 34, которое делится на 9 без остатка, то частное можно найти способом подбора.

Надо 34 разделить на 9. Попробуем в частном 2. Проверяем: 9*2= 18. Найдем остаток и сравним его с делителем. 34-18=16, 16>9, значит 2 мало.

Пробуем в частном 3. Проверим: 9*3= 27. 34-27=7, 7<9, значит частное 3, а остаток 7. Значит, 34:9= 3 (ост. 7)

Т. О.: 1) Таблица умножения и деления.

2) Правило: при делении остаток всегда меньше делителя.

3) Вычитание в пределах 100.

Далее дают упражнения на закрепление.

Результат находят с помощью 1 или 2 алгоритма. Найти в учебниках самостоятельно.

На стр. М3М, ч. 2, стр. 31 разбирают частный случай, когда делимое меньше делителя.

_3 4 3:4=0 (ост. 3)

0 0

Объясняем либо по 1 приёму, либо по 2.

На стр. М3М, ч. 2, стр. 32 разбирают проверку деления с остатком.

85:15=5 (ост. 10)

Проверка: 1) 10<15 (проверили остаток)

2) 15*5 + 10=85

Если частное умножить на делитель и добавим остаток, то получим делимое.

Эта тема является подготовка к письменному делению столбиком, поэтому по программе Истоминой Н.Б. идёт в 4 классе.

Учебники:

1. М3Демидова,.. 1 часть страница 62

2. М4Ч 1 часть страницы 56, 57

3. М3Дорофеева,.. 2 часть страница 80

4. М3П 2 часть страница 92

 

 

5. М4И 1 часть страницы 38-42

6. М3А 1 часть страницы 41, 48

 

   

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: