Правовое регулирование геологической информации




 

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр (Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ст. 27).

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях.

Должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» предусмотрено, что государственную тайну составляют в том числе сведения о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации).

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.

Определяющим условием права собственности является источник финансирования получения информации. Это могут быть либо государственные средства, либо средства недропользователя. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. В качестве пользователя недр в данном случае могут выступать либо государственные предприятия, либо предприятия, ведущие работы на условиях подряда за счет государственных средств.

В этом случае порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ.

В случае ведения геологоразведочных работ недропользователем самостоятельно вся геологическая и иная информация, полученная им за счет собственных средств, является собственностью недропользователя. Однако закон вводит определенные ограничения на ее оборотоспособность, обязывая недропользователя предоставлять геологическую информацию по установленной форме в федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации. При этом за ним, как за собственником, сохраняется право определять условия ее пользования, в том числе и в коммерческих целях. Право государства требовать предоставления ему геологической информации, принадлежащей недропользователю, причем без оплаты, основано на его праве собственности. Предоставляя недра в пользование, государство, как рачительный хозяин, вправе знать, каким образом осуществляется пользование. При этом в соответствии с законом должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность хранения и использования предоставляемой им информации. Они также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Анализ положений статьи 27 Закона о недрах позволяет сказать, что к геологической информации относится:

· информация о геологическом строении недр;

· информация о полезных ископаемых, находящихся в недрах;

· информация об условиях разработки полезных ископаемых;

· информация об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах.

На основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, также представляемой в эти фонды, составляется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 14.07.2009 г. N 207 утвержден "Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса". Руководствуясь названным регламентом, Роснедра в срок не более 30 дней с момента сдачи в установленном порядке геологического отчета в федеральный и территориальный ФГИ вносит сведения в Государственный кадастр.
Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчетным, а в срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, составляет Государственный баланс по состоянию на 1 января указанного года.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г. N 215 (далее - Порядок N 215). Названный порядок регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых.

Порядок N 215 является обязательным для всех юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей (далее - организации), осуществляющих разведку месторождений и добычу полезных ископаемых.
Государственная отчетность в фонды геологической информации (далее - ФГИ) представляется по состоянию на 1 января каждого года. Отчетность представляется по запасам основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, выявленным в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшим государственную экспертизу или получившим геолого-экономическую оценку и поставленным на учет в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и компонентов, по которым представляется государственная отчетность, определяется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Государственная отчетность по каждому месторождению полезных ископаемых или иному объекту недропользования должна содержать следующую информацию:

· количество и качество запасов полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов:

· добытых из недр;

· потерянных при добыче;

· добытых и направленных в спецотвалы:

· приращенных в процессе разведки, доразведки и эксплуатационной разведки;

· списанных в установленном порядке вследствие утраты промышленного значения:

· не подтвердившихся в результате последующих работ по переоценке, разведке и разработке месторождения;

· переданных от одного недропользователя другому при выдаче или переоформлении лицензий на право пользования недрами;

· подлежащих корректировке при изменении технических границ и по другим причинам;

· годовые проектные и фактические показатели обеспеченности организаций разведанными запасами полезных ископаемых, а также по объемам их добычи, потерям, разубоживанию;

· степень промышленного освоения, тип месторождений и способ их отработки, тип (сорт, мартка) полезного ископаемого;

· основные параметры пластов (залежей), горнотехнических, гидрогеологических и других условий отработки;

· сведения об использовании полезных ископаемых при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства:

· объем и качество минерального сырья, поступившего на первичную переработку;

· извлечение полезных компонентов при первичной переработке;

· количество и качество выпускаемых товарных руд, концентратов и другой продукции;

· количество и качество запасов полезных ископаемых и полезных компонентов во вскрышных породах, в отходах горнодобывающего и связанного с ним обогатительного производства, а также данные об их использовании.

 

Геологическая информация о недрах представляется в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, как правило, в виде[1]:

1) текстовой информации на бумажных носителях (геологические отчеты и приложения к ним, проектная и технико-экономическая документация, протоколы заседаний комиссий, формы статистических наблюдений, методические, нормативные и информационные документы, полевые журналы и пр.);

2) картографической информации на бумажных носителях любых форматов или металлических основах (геологические карты, планы, разрезы, профили и другие отображения информации на плоских планах и пр.);

3) фактографической информации (керн, шлифы, образцы пород, руд, ископаемых флоры и фауны, пробы жидкостей и газов, кино-, фотоматериалы, слайды и пр.);

4) цифровой геологической информации на электронных, магнитных, магнитооптических и других машинных носителях (банки данных, базы данных, файлы, содержащие геологические данные, текстовые, табличные и графические документы, геологические карты, планы, разрезы, геофизические профили и пр.).

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О недрах" должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Геологическая информация предоставляется в пользование через:

а) ознакомление с ее содержанием с правом выписок и выкопировок;

б) предоставление копий информационных документов и материалов[2].

Для получения в пользование геологической информации в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или в его подведомственную организацию направляется заявка, оформленная в соответствии с приложением 1 к приказу МПР РФ от 12 декабря 2005 г. N 340 «Об утверждении порядка и условии использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью».

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения направляют в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или в его уполномоченную подведомственную организацию заявку, подписанную руководителем (его заместителем) или уполномоченным им должностным лицом.

Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или его подведомственная организация в течение 10 рабочих дней с даты регистрации заявки предоставляет запрашиваемую геологическую информацию или направляет мотивированный отказ в предоставлении геологической информации, содержащий изложение его причин.

Отказ в предоставлении геологической информации, указанной в заявке, может последовать в следующих случаях:

1) заявка подана с нарушением установленных пунктом 9 настоящего приказа МПР требований;

2) заявитель не имеет допуска к информации ограниченного доступа в соответствии с установленным порядком.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к геологической информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд[3].

Все недропользователи обязаны предоставлять, помимо общей статистической отчетности, специальную отчетность о состояния запасов и добыче полезных ископаемых.


 

Заключение

 

Таким образом, в процессе написания данного реферата мы узнали понятие геологической информации, ее классификацию, правовое регулирование геологической информации.

Эти знания помогут нам в нашей дальнейшей практической деятельности.

 


 

Список литературы

Нормативные акты:

1. Конституция РФ, 1993

2. ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1

3. НК РФот 31.07.1998 N 146-ФЗ

4. ГК РФ, Часть четвертая

5. N 207 «Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» от 14.07.2009 г.

6. Приказ МПР РФ от 12 декабря 2005 г. N 340 «Об утверждении порядка и условии использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью»

7. Постановление N 110 "Об утверждении статистического инструментария для организаций МПР Российской Федерации статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды", от 13.11.2000

Научная литература

1. Агафонов В. Б. Правовой режим геологической информации о недрах. – М.:ООО «ПравоТЭК», 2010. – 240 с.


[1] Приказ МПР РФ от 12 декабря 2005 г. N 340 «Об утверждении порядка и условии использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью», ст. 9

[2] Приказ МПР РФ от 12 декабря 2005 г. N 340 «Об утверждении порядка и условии использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью», ст. 6

[3] Приказ МПР РФ от 12 декабря 2005 г. N 340 «Об утверждении порядка и условии использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью», ст. 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: