Защита прав отдельных категорий граждан (2 час.)




Дисциплина «Защита прав и свобод человека и гражданина»

Структура дисциплины

Система основных прав и свобод человека и гражданина (2 час.)

11. Понятие и сущность прав человека

1.2. Классификация прав человека

1.3. Система конституционных (основных) обязанностей человека и гражданина в РФ

1.4. Гарантии прав человека

1.5. Ограничение прав и свобод человека

 

Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина (4 час.)

2.1. Способы и формы защиты прав человека

2.2. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления

2.3. Судебная защита прав граждан

2.4. Публичные выступления граждан как способ защиты прав

2.5. Адвокатура и нотариат в правозащитном механизме

 

3. Защита прав человека органами власти в РФ (2 час.)

3.1. Система и виды органов государства по защите прав граждан

3.2. Президент РФ – гарант прав человека и гражданина

3.3. Парламент в системе органов по защите прав человека в России

3.4. Правозащитные функции органов исполнительной власти

3.5. Деятельность органов конституционной юстиции по защите прав граждан

3.6. Правозащитная функция прокуратура

3.7. Защита прав человека органами местного самоуправления

 

4. Институт уполномоченных по защите прав личности (2 час.)

4.1. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ

4.2. Институт Уполномоченного по защите прав ребенка

4.3. Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в России и субъектах РФ

 

Международная защита прав человека (2 час.)

5.1. Международный билль о правах человека как основа международной защиты прав человека

5.2. Сотрудничество государств в области прав человека в рамках ООН

5.3. Международные региональные системы защиты прав человека

5.4. Европейский суд по правам человека

5.5. Механизм защиты прав человека в рамках СНГ

 

Институты гражданского общества в системе защиты прав человека (2 час.)

6.1. Защита прав человека в деятельности общественных палат

6.2. Общественные советы при органах государственной власти

6.3. Защита прав человека в деятельности СМИ

6.4. Некоммерческие правозащитные организации

6.5. Юридические клиники в системе защиты прав граждан

 

Защита прав отдельных категорий граждан (2 час.)

7.1. Защита прав несовершеннолетних

7.2. Защита прав лиц с ограниченными возможностями здоровья

7.3. Защита прав ли, находящихся в местах лишения свободы

7.4. Защита прав мигрантов, находящихся на территории России

 

1.Множество определений категории «права человека». Две группы ученых: приверженцы естественного права, которые принадлежат каждому с момента рождения. Другая группа ученых – человек – субъект социальных отношений, права человека могут существовать только в отношениях с другими людьми. Позитивистская теория прав человека. Источник происхождения прав человека является государство.

Права человека – это сложное, многоаспектное явление. Потребности и интересы человека обуславливают его запросы, притязания, требования к государству Пирамида потребностей Абрахама Маслоу (Мотиваци и личность): в ее основе лежат физиологические потребности (пища, отдых, тепло). На втором месте – потребности в безопасности жизни людей (защита от внешних и внутренних угроз). После удовлетворения этих потребностей на 60-70% возникают социальные потребности – в дружбе, любви, уважении, совместной деятельности. Затем потребность в самоуважении как желание адекватной оценки собственных усилий со стороны других людей. На вершине пирамиды – желание достичь духовного совершенства, реализация своего творческого потенциала.

Правовой статус личности: общий, специальный, индивидуальный и международно-правовой.

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ:

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ

 

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и другими видами социальных норм и называется общественным статусом.

Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности с государством и с обществом в целом. Но статус человека характеризует одновременно и его связь с государственно-организованным обществом. Если человек - это разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие "личность" как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношений с обществом. Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Конституционно-правовой статус личности - это задаваемое нормами национального права действительное, юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с государством и обществом.

Конституционный статус личности - это ядро правового статуса личности, определяемое конституционными нормами. Конституционно-правовой статус закрепляется нормами всех отраслей российского права. Дело в том, что основные права, свободы, обязанности людей определяют содержание всех других их юридических прав, обязанностей, должны в них развиваться. Так, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) раскрывается в совокупности прав наемных работников, государственных и муниципальных служащих, лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, и др. Различают также правовой и фактический статус личности в обществе. Фактический статус помимо права задается иными регуляторами (мораль, религия), соображениями целесообразности.

Существуют несколько подходов к определению структуры правового статуса личности, в соответствии с которыми она включает различный набор элементов. Одни ученые включают непосредственно в правовой статус личности гражданство <1>. Другие считают гражданство как определенное политико-юридическое состояние предпосылкой, определяющей правовой статус индивида в полном объеме, без каких-либо изъятий <2>.

--------------------------------

<1> См.: Конституция РФ. Комментарий. М., 1994. С. 76.

<2> См.: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 29.

 

Представители широкого подхода в структуру правового статуса включают также общую правоспособность, гарантии правового статуса <1>, законные интересы <2>, юридическую ответственность <3> и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С. 21 - 26.

<2> См.: Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29.

<3> См.: Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.

 

Н.В. Витрук, представитель дуалистического подхода, разводит категории "правовой статус", включая в него юридические права, обязанности и законные интересы, и "правовое положение", включающее дополнительно гражданство, правосубъектность, юридические гарантии. Считается, что в правовой статус должны входить гарантии, без которых невозможно реализовать права, свободы и обязанности личности. Это обосновывается тем, что Конституция РФ включает нормы-гарантии в одну главу с правами и свободами личности, а содержащиеся в ней положения характеризует как основы правового статуса человека и гражданина РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 37.

См.: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 30.

 

Некоторые правоведы ряд дополнительных элементов правового статуса считают либо его предпосылками (гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям, без обязанности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Поэтому в литературе предлагается ограниченный подход, который сводит конструкцию правового статуса личности к системе прав, свобод и обязанностей (М.В. Баглай, Е.А. Лукашева) и не позволяет четко выделить его структуру. Представляется, что нельзя сводить правовой статус личности к правам и свободам человека и гражданина, хоть и занимающим в нем стержневое место. Содержание рассматриваемой категории намного шире и потому имеет универсальную структуру.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации представляет собой комплексный институт конституционного права, включающий следующие элементы:

1) правосубъектность, в которую входят правоспособность и дееспособность;

2) конституционные права, свободы и обязанности личности;

3) гражданство или иную политико-правовую связь лица с государством;

4) конституционные гарантии и ответственность;

5) принципы правового статуса личности.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 - заключительной статье главы 2 Конституции РФ, где отмечается: "Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации".

Конституционно-правовой институт основ правового статуса личности отражает наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

Зачастую под правовым положением личности понимаются ее основы, употребляются термины "конституционный статус", "конституционное положение", объединяющиеся понятием "основы правового положения (статуса) личности".

Основы правового положения личности представляют собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности граждан <1>.

--------------------------------

<1> См.: Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 13, 28.

 

Основы правового положения личности выделяют из всей совокупности отношений, образующих в целом правовое общение человека и гражданина в государстве, потому что их содержание определяется Конституцией РФ. Однако между двумя близкими по содержанию понятиями - "конституционный статус" и "основы правового положения личности" - существуют как единство, так и различие. Единство состоит в общности исходных положений: как конституционный статус, так и его основы опираются на одни и те же устои. Вместе с тем если конституционный статус включает в себя лишь конституционные положения (нормы), то основы статуса наряду с ними развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 13, 28.

 

Для характеристики правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.

Принципы правового статуса - признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются реализация прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей. В Конституции РФ закреплен ряд принципов правового статуса личности:

1. Приоритет прав и свобод личности в отношениях с государством (ст. 2, 18 Конституции РФ): человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции), тем самым интересы личности становятся приоритетными по отношению к классовым, национальным, региональным, государственным и прочим интересам.

2. Презумпция неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса (ст. 19 Конституции РФ).

4. Единство прав и обязанностей. Любому праву всегда должна корреспондировать определенная обязанность. Статья 6 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин обладает на территории России всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Например, ч. 2 ст. 38 допускает совпадение прав и обязанностей, ст. 42 и ст. 58 корреспондируют право и обязанность в отношении охраны и состояния окружающей среды.

5. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ (ст. 2) устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В статьях 17, 19 также предусмотрено, что в России гарантируются права и свободы гражданина.

6. Учредительный характер основ правового статуса личности.

Таким образом, правовое положение человека и гражданина - положение человека и гражданина в обществе и государстве, урегулированное нормами права. Конституционное положение (статус) - задаваемое конституционными нормами положение человека и гражданина в обществе и государстве.

 

 

§ 2. Человек, его права и свободы как высшая ценность

 

В основе любой конституционной модели отношений государства и общества лежит сложный набор идей и концепций, отражающих динамично меняющееся понимание "должного" баланса таких ценностей, как свобода и ответственность, права и обязанности, интересы личности и общества, интересы общества и государства и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее в Электронном музее конституционной истории России (https://www.rusconstitution.ru/term/102/) тексты основных актов конституционного права о правах и свободах человека и гражданина.

 

Как справедливо указывает В.Т. Кабышев, "советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата "государство - общество - личность". Во главу угла российского конституционного строя положена принципиально иная концепция - "человек - общество - государство" <1>. Поэтому конституционный строй России утверждает права и свободы человека как высшую ценность. Не власть, а человек - главное достояние демократической России. Не человек должен служить власти, а власть должна ему служить и стоять на защите прав и свобод человека. Долгое время в советский период человека провозглашали высшей социальной ценностью. Лейтмотивом идеологии "государственного социализма" был лозунг: "Все во имя человека, все для блага человека". Однако практика реального социализма, в сущности, на первое место ставила интересы государства, его могущество. Теперь в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека состоит главная обязанность государственной власти. Такова одна из основ конституционного строя Российской Федерации.

--------------------------------

<1> См.: Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России. Саратов, 1993. С. 5; Конституционное право РФ: Лекции / Отв. ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995. С. 54.

 

Впервые в истории нашей страны отечественная конституционная модель действительно выстроена на главном императиве современного мира - гуманизм и права человека. Закрепляя в ст. 2 принципиальное положение, согласно которому "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства", Конституция РФ тем самым декларирует отличное от советских времен понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 94.

 

В основу действующей российской Конституции положена доктрина естественного происхождения прав и свобод человека. Гражданин Российской Федерации получает свои права в силу рождения, а не потому, что они дарованы государством. Из этого следует, что в отличие от прежних времен государство не может лишить прав своих граждан, в том числе не может лишить гражданства (тогда как в СССР подобная практика существовала повсеместно).

При этом неотчуждаемость основных прав и свобод означает, что они составляют минимальную неотъемлемую свободу и отчуждение хотя бы части этой свободы в пользу власти приводит к несвободе, является опасным для свободы, делает власть деспотической. Конституционность Российского государства предполагает, что государственная власть не может обладать полномочиями, приобретенными за счет основных прав и свобод человека. Естественные и неотчуждаемые права и свободы - это безусловные притязания на свободную самореализацию индивида в обществе и государстве <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 28 - 29.

 

Как подчеркнул в своем Постановлении Конституционный Суд РФ, "все субъекты права законодательной инициативы, наделенные властными полномочиями, включая законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, обязаны в процессе осуществления своих полномочий действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу стабильность установленных Конституцией Российской Федерации государственно-правовых форм жизнедеятельности общества и должный баланс общественных интересов" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5371.

 

Если в конституциях авторитарных режимов приоритет в отношениях государства и общества был отдан государству, которое на практике стремилось к бесконечному распространению контроля над жизнью общества, вплоть до контроля над каждой личностью, то в демократических конституциях на первом месте стоят интересы общества и человека, а государство является инструментом общественного управления и обеспечения гарантий прав и свобод граждан.

Как отмечает Б.С. Эбзеев, отечественная конституционная реформа конца 1980-х - начала 1990-х годов была призвана прежде всего юридически высвободить общество из-под диктата государства. При этом было необходимо не только конституционно закрепить, но и обеспечить реальный приоритет гражданского общества и определить формы его самоуправления <1>.

--------------------------------

<1> Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. М., 2013. С. 76.

 

На практике становление должного баланса отношений личности - гражданского общества и государства происходит достаточно сложно и противоречиво, особенно в странах, переживающих переход от авторитарных режимов к демократии. Не последнюю роль в этом играет то обстоятельство, что в общественном сознании часто сливаются воедино два понятия - государство как высшая ценность и государство как аппарат управления, как бюрократия. В результате нередко происходит подмена смыслов, которая ведет к "провалам" демократии и ослаблению государства.

С одной стороны, бюрократия, стремясь избежать контроля со стороны общества, пытается поставить знак равенства между собой и государством, между частными интересами отдельных лиц и интересами государства. Следствием бесконтрольности и неприкосновенности чиновничьего аппарата являются неэффективность государственного управления, отсутствие свободы и несправедливость в общественных отношениях. Как писал нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен, "такие черты, как фаворитизм, дискриминация (как в пользу, так и против отдельных лиц), произвольная классификация граждан по тому или иному признаку, почти неизбежно присущи любой системе, ставящей людей в зависимость от бюрократов..." <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Нуреев Р.М. "Угроза Левиафана" // Бьюкенен Дж. Сочинения / Пер. с англ. Сер. "Нобелевские лауреаты по экономике". М., 1997. Т. 1. С. 471.

 

С другой стороны, проактивно <1> настроенная общественность в своей справедливой борьбе с диктатом бюрократии способна дойти до отрицания ценности государства. Но государство - это не просто органы власти или система управления. Как отмечает С.В. Степашин, государство - это прежде всего основа идентичности российского народа и ценность, которую следует оберегать и защищать. И если в отечественной традиции такие термины, как "бюрократия", "чиновники", "аппарат", несут с собой отчетливо негативный оттенок, то понятие "государство" сопряжено с целым комплексом позитивных смыслов и положительных эмоций <2>.

--------------------------------

<1> Проактивность - способность активно осуществлять выбор цели, средства ее достижения, адекватные цели, подчинять этой цели свои стремления, мысли, чувства, действия, проявлять инициативу, отвечать за себя, за действия своих последователей, за осуществление поставленной цели и решение соответствующих ей задач (см.: Социологический словарь Socium (Электронный ресурс). 2003).

<2> Степашин С.В. Конституционный аудит. М., 2006. С. 35.

 

Фактически в советских конституциях на самом высоком уровне был закреплен не диктат государства как такового, а диктат партийного и административно-бюрократического аппарата. История последних лет существования СССР наглядно показала, что не государство, а именно правящая бюрократия в конечном счете не смогла справиться с масштабным социально-экономическим и политическим кризисом в стране. Более того, именно она вызывала главное раздражение и недовольство общественности.

Как вспоминал В.А. Медведев, "осуществление нового политического курса во многом упиралось в необходимость кадровых перемен в центре и на местах... Нужны были новые люди, не отягощенные старыми представлениями, формами и методами работы" <1>.

--------------------------------

<1> Медведев В.А. В команде Горбачева: взгляд изнутри. М., 1994. С. 69.

 

Или, к примеру, 18 сентября 1990 г. в приложении к газете "Комсомольская правда" вышла в свет знаменитая работа лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына "Как нам обустроить Россию. Посильные соображения", в которой писатель-публицист заявлял, что "часы коммунизма пробили", и страстно призывал к переменам: "зачем нам еще цепляться за централизованную холостую, идеологически "регулируемую" экономику, приведшую всю страну к нищете? - только чтобы содержать паразитический аппарат, иначе ему не останется и последнего оправдания?" <1>.

--------------------------------

<1> Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения // Комсомольская правда. 1990. 18 сентября. Приложение. Специальный выпуск.

 

Однако борьба с диктатом КПСС и административно-бюрократическим стилем управления, объективно необходимая для выживания страны в условиях масштабного социально-экономического кризиса, привела к непредвиденному результату - слабеющая партийная бюрократия попыталась воспользоваться механизмами государственного принуждения, для того чтобы сохранить систему в неизменности, но попытка государственного переворота, предпринятая ГКЧП, стала катализатором мгновенного распада СССР. Россия также была затронута последствиями этого распада, поэтому многие проблемы, связанные с качеством и эффективностью реформ 1990-х годов, в основе своей имеют объективную слабость государственных институтов того времени, поскольку систему государства приходилось выстраивать и укреплять непосредственно в процессе работы по реформированию экономики и общественных отношений.

По мнению известного политического экономиста Ф. Фукуямы, либеральные реформы во многих странах не принесли желаемых результатов именно потому, что в погоне за максимальной либерализацией ученые и политики смешивали два измерения государства - его дееспособность (способность эффективно выполнять свои функции) и его силу (способность к ничем не ограниченному властному принуждению). Стремясь максимально "сократить государство", чтобы обеспечить необходимый "прирост свободы", реформаторы упускали из виду, что либерализация вне рамок эффективно функционирующих сильных государственных институтов чаще всего проваливается.

Как отмечал Ф. Фукуяма, одной демократии для создания эффективного государства, способного осуществить необходимые социально-экономические трансформации, абсолютно недостаточно. Если в наличии нет эффективных институтов, работоспособной политической системы и необходимого набора базовых общественных ценностей, то результатом самых демократических выборов становится возникновение формально легитимных, но абсолютно бесполезных структур <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Волошин О. Государство только начинается (О круглом столе журнала "Эксперт" с участием Фрэнсиса Фукуямы) // Эксперт - Украина. 2006. 23 октября. N 41 (90).

 

В юридическом оформлении конституционных и иных прав граждан важную роль играет международное сообщество народов в лице их государств, выработавшее общепризнанные принципы и нормы международного права, действующие в России в соответствии с ее Конституцией. Как отмечает В.А. Четвернин, в области прав человека сложилась и действует система международных соглашений и механизмов контроля за их исполнением. Важнейшими для доктрины и практики прав человека в России являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., другие пакты о правах человека и особенно Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В силу положений ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ это позволяет воспринимать содержание Конституции с позиции международных стандартов права в области прав человека <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / А.С. Автономов, Н.С. Бондарь, А.М. Ковалев и др.; Рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. С. 27.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: