Движение материальных потоков и его результаты неразрывно зависят от движения связанных с ними информационных потоков.
Экономическая информация — совокупность функционирующих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.
Логистическая информация — это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации.
Без своевременного обмена информацией невозможно осуществление логистической деятельности. Информация способствует скоординированное™ работы подразделений. Ни одно из направлений логистики не смогло бы выполнять свои задачи, если бы не имело необходимой информации.
Логистические исследования, представляющие собой систематический сбор и анализ данных по проблемам товародвижения, являются незаменимым средством для принятия эффективных управленческих решений.
Изучение информации, как функция управления предприятием в условиях рынка, дает проверенные практикой рецепты выхода с минимальными рисками на положительные коммерческие результаты логистической деятельности. Чтобы нормально функционировать, предприятие должно получать полную и качественную информацию до и после принятия его руководством управленческих решений.
|
Информационная логистика отвечает за информационное обеспечение логистического процесса, организацией и управлением информационными потоками в логистических системах.
Основной тенденцией в совершенствовании современных процессов управления является признание приоритетности его информационной сущности.
Многие аналитики сегодня процесс управления трактуют как процесс управления информационными ресурсами. Особенно актуальна такая трактовка для логистических систем, учитывая их особенности, связанные с необходимостью интеграции и координации именно информационных потоков
1. Основные понятия
• Данные — первичные сведения, получаемые в результате прямого наблюдения за событием в каком-либо объекте, в виде чисел, символов, знаков и слов.
• Информационная логистика — наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил.
• Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети.
• Информационный процесс — процесс, в котором информация рассматривается в качестве основного объекта с определенной последовательностью изменений.
• Информация — сведения, полученные после соответствующей переработки данных, которые раскрывают содержание чисел, символов или слов, описывающих то или иное событие.
• Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.
|
• Логистическая информационная система (ЛИС) — целостный комплекс программно-технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.
• Логистический информационный поток — сложившееся или организованное в пределах ЛИС движение информации в определенном направлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного
• звена логистической системы (отдел закупок) — источника в другое (производственный отдел) — адресат).
• Электронный бизнес — осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, с помощью электронной торговли, осуществляемой через он-лайновые сетевые службы).
Приоритетными носителями управленческого воздействия в любых организационных структурах являются информационные процессы, распространяющиеся в пространстве и во времени. Информационные модели бизнес-деятельности организации и ее окружения определяют возможность эффективного взаимодействия и направленности на конечный результат. Но именно в логистических системах актуализируется необходимость информационного взаимодействия участников цепи поставок в реальном масштабе времени с оптимальными затратами. Решение обозначенной проблематики реализуется в относительно новой отрасли научных знаний — информационной логистике.
Говоря об информационной логистике, следует прежде всего определиться с сутью данного понятия, тем более что разные исследователи по-разному подходят к этому вопросу.
|
Информационную логистику можно рассматривать, с одной стороны, как систему управления информационными ресурсами предприятия, базирующуюся на основных логистических принципах (согласованность, рациональность и точный расчет), и, с другой стороны, как поддерживающую функцию или функциональную область логистического менеджмента.
Эти два подхода ни в коей степени не являются противоречивыми и могут трактоваться в качестве определений информационной логистики в широком и узком смысле слова.
В первом случае информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. Объектом ее изучения являются информационные потоки, сопутствующие материальным потокам, а основной целью — обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.
Во втором случае информационная логистика является системой, обеспечивающей всю организацию в целом информацией исходя из логистических принципов (рациональность, своевременность, точный расчет).
Всесторонний анализ рассмотренного понятийного аппарата позволил нам сформулировать понятие информационной логистики как науки о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).
Общепринятое определение общих целей логистических функций таково, что организация должна получать и реализовывать необходимый по качеству и количеству материально-технический ресурс в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика и надежному потребителю, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
При формировании системы целей деятельности организации должно быть обеспечено соблюдение требований соподчиненности целей, их полноты, сопоставимости, взаимосвязанности, непротиворечивости, определенности, реальности.
Таким образом, цель информационной логистики может быть сформулирована как рациональное управление информационным потоком по всей логистической сети и на всех иерархических уровнях.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить достижение совокупности взаимосвязанных задач, определяющих области и целевую направленность достижения цели
Основные задачи информационной логистики:
1. Организация эффективного функционирования информационного потока логистической системы;
2. Рациональное обеспечение организованного информационного потока необходимыми ресурсами (технические средства, программные средства, коммуникации, персонал);
3. Координация и регулирование эффективного функционирования информационного потока.
2. Логистические информационные системы
Основополагающим отличием логистических систем от других видов информационных систем является уровень интеграции информационного пространства.
В этом случае информационные потоки при организации бизнеса должны формироваться исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности всей цепи, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем попадает конечному потребителю.
Таким образом, логистическая информационная система – это целостный комплекс программно- технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.
Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируют в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов.
Эволюция развития методологических концепций информационных систем по степени интеграции управляемых ресурсов приведена на рис. 1.
АРМ MRP/ MRP II ERP ERP II: IRM PLM
DRP DRP II
1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010
Рис. 1. Эволюция развития методологических концепций информационных систем по степени интеграции управляемых ресурсов
С точки зрения развития ЛИС особую важность приобретает вопрос сравнительного анализа данных концепций, приведенный на таб. 2
Таблица 2
Сравнительный анализ
концепций информационных систем с позиций адекватности уровню интеграции информационного пространства логистики
Тип концепции | Содержание данного типа концепции | Оценка адекватности отражения особенностей ЛИС |
Система MRP / DRP (Material Requirements Planning / Distribution Requirements Planning) | Система автоматизации процесса планирования потребности / распределения материальных ресурсов | Не отражает требования рационального управления всеми видами ресурсов |
Система MRP II / DRP II (Manufacturing Resources Planning / Distribution Resources Planning) | Интегрированная методология планирования / распределения материальных и производственных ресурсов; MRP II = MRP + CRP (Capacity Requirements Planning — планирование потребности в производственных мощностях) | Не содержит анализа и планирования финансовых ресурсов организации, в силу чего нарушается комплексность охвата всех звеньев системы |
Система ERP (Enterprise Resources Planning) | Интегрированная методология управления всеми ресурсами организации; ERP = MRP II + FRP (Finance Resources Planning) | Не отражает системы поставки и распределения готовой продукции за рамками организации |
Система CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) | Интегрированная методология управления ресурсами организации, синхронизированная с потребностями рынка (покупателя): CSRP = ERP + Marketing | Не включает систему межорганизационных поставок |
Система CRM (Customer Relationship Planning) | Интегрированная методология управления взаимоотношениями с заказчиками (потребителями) | Не взаимоувязана с другими модулями информационной системы |
Система SCM (Supply Chain Management) | Интегрированная методология управления цепочками поставок, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю. SCM = CSRP + поставки | Наиболее адекватно отражает особенности ЛИС |
Система IRP (Intelligent Resource Planning) | Перспективная концепция, охватывающая все задачи автоматизированного управления ресурсами организаций на базе систем управления знаниями и нейронных сетей | В настоящее время не имеет программно-технологической реализации |
Система PLM (Product Lifecycle Ma nagement) | Перспективная концепция, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолёты и ракеты, компьютерные сети и др.). Информация об объекте, содержащаяся в PLM-cистеме является цифровым макетом этого объекта | Отражает все основные особенности ЛИС В настоящее время не имеет программно-технологической реализации |