ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА




Движение материальных потоков и его результаты неразрывно зависят от движения связанных с ними информационных потоков.

Экономическая информация — совокупность функциониру­ющих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребле­ния материальных благ и услуг), которые можно фиксиро­вать, передавать, преобразовывать и использовать для осуще­ствления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

Логистическая информация — это целенаправленно соби­раемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.

Информационное обеспечение логистики на предприя­тии представляет собой деятельность по прогнозу, перера­ботке, учету и анализу информации.

Без своевременного обмена информацией невозможно осуществление логистической деятельности. Информация способствует скоординированное™ работы подразделений. Ни одно из направлений логистики не смогло бы выполнять свои задачи, если бы не имело необходимой информации.

Логистические исследования, представляющие собой сис­тематический сбор и анализ данных по проблемам товаро­движения, являются незаменимым средством для принятия эффективных управленческих решений.

Изучение информации, как функция управления пред­приятием в условиях рынка, дает проверенные практикой рецепты выхода с минимальными рисками на положитель­ные коммерческие результаты логистической деятельности. Чтобы нормально функционировать, предприятие должно получать полную и качественную информацию до и после принятия его руководством управленческих решений.

Информационная логистика отвечает за информационное обеспечение логистического процесса, организацией и управлением информационными потоками в логистических системах.

Основной тенденцией в совершенствовании со­временных процессов управления является признание приоритетности его информационной сущности.

Многие аналитики сегодня процесс управления трактуют как процесс управления информационными ресурсами. Особенно актуаль­на такая трактовка для логистических систем, учитывая их особенности, связанные с необходимостью интеграции и координации именно инфор­мационных потоков

1. Основные понятия

• Данные — первичные сведения, получаемые в результате прямого наблюдения за событием в каком-либо объекте, в виде чисел, символов, знаков и слов.

• Информационная логистика — наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хо­зяйственных системах и их окружении на основе логистических правил.

• Информационные стандарты характеризуют структуру и вид доку­ментов, которые должны быть переданы по информационной сети.

• Информационный процесс — процесс, в котором информация рас­сматривается в качестве основного объекта с определенной последова­тельностью изменений.

• Информация — сведения, полученные после соответствующей пере­работки данных, которые раскрывают содержание чисел, символов или слов, описывающих то или иное событие.

• Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.

• Логистическая информационная система (ЛИС) — целостный комп­лекс программно-технических средств и регламентов их функционирова­ния для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.

• Логистический информационный поток — сложившееся или орга­низованное в пределах ЛИС движение информации в определенном на­правлении при условии, что у этих данных есть общий источник и общий приемник (например, совокупность сведений, передаваемых из одного

• звена логистической системы (отдел закупок) — источника в другое (про­изводственный отдел) — адресат).

• Электронный бизнес — осуществление организацией большей части бизнес-функций электронными средствами (в частности, с помощью элект­ронной торговли, осуществляемой через он-лайновые сетевые службы).

Приоритетными носителями управленческого воздействия в любых организационных структурах являются информационные процессы, рас­пространяющиеся в пространстве и во времени. Информационные модели бизнес-деятельности организации и ее окружения определяют возможность эффективного взаимодействия и направленности на конечный результат. Но именно в логистических системах актуализируется необходимость инфор­мационного взаимодействия участников цепи поставок в реальном масшта­бе времени с оптимальными затратами. Решение обозначенной проблема­тики реализуется в относительно новой отрасли научных знаний — инфор­мационной логистике.

Говоря об информационной логистике, следует прежде всего опреде­литься с сутью данного понятия, тем более что разные исследователи по-разному подходят к этому вопросу.

Информационную логистику можно рассматривать, с одной стороны, как систему управления информационными ресурсами предприятия, бази­рующуюся на основных логистических принципах (согласованность, рацио­нальность и точный расчет), и, с другой стороны, как поддерживающую функцию или функциональную область логистического менеджмента.

Эти два подхода ни в коей степени не являются противоречивыми и могут трактоваться в качестве определений информационной логистики в широком и узком смысле слова.

В первом случае информационная логистика является обеспечиваю­щей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. Объектом ее изучения являются информационные по­токи, сопутствующие материальным потокам, а основной целью — обес­печение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

Во втором случае информационная логистика является системой, обеспечивающей всю организацию в целом информацией исходя из логис­тических принципов (рациональность, своевременность, точный расчет).

Всесторонний анализ рассмотренного понятийного аппарата позволил нам сформулировать понятие информационной логистики как науки о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).

Общепринятое определение общих целей логистических функций та­ково, что организация должна получать и реализовывать необходимый по качеству и количеству материально-технический ресурс в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика и надежному потребителю, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.

При формировании системы целей деятельности организации должно быть обеспечено соблюдение требований соподчиненности целей, их пол­ноты, сопоставимости, взаимосвязанности, непротиворечивости, опреде­ленности, реальности.

Таким образом, цель информационной логистики может быть сформу­лирована как рациональное управление информационным потоком по всей логистической сети и на всех иерархических уровнях.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить достижение сово­купности взаимосвязанных задач, определяющих области и целевую на­правленность достижения цели

Основные задачи информационной логистики:

1. Организация эффективного функционирования информационного потока логистической системы;

2. Рациональное обеспечение организованного информационного потока необходи­мыми ресурсами (технические средства, программ­ные средства, коммуникации, персонал);

3. Координация и регулирование эффективного функционирования информационного потока.

 

2. Логистические информационные системы

 

Основополагающим отличием логистических систем от других видов информационных систем является уровень интеграции информационного пространства.

В этом случае информационные потоки при организации бизнеса должны формироваться исходя из особенностей производственно-хозяйственной деятельности всей цепи, по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем попадает конечному потребителю.

Таким образом, логистическая информационная система – это целостный комплекс программно- технических средств и регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности логистической цепи.

Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируют в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов.

Эволюция развития методологических концепций информационных систем по степени интеграции управляемых ресурсов приведена на рис. 1.

АРМ MRP/ MRP II ERP ERP II: IRM PLM

DRP DRP II

1960 1970 1980 1990 2000 2005 2010

 

Рис. 1. Эволюция развития методологических концепций информационных систем по степени интеграции управляемых ресурсов

С точки зрения развития ЛИС особую важность приобретает вопрос сравнительного анализа данных концепций, приведенный на таб. 2

Таблица 2

Сравнительный анализ

концепций информационных систем с позиций адекватности уровню интеграции информационного пространства логистики

 

Тип концепции Содержание данного типа концепции Оценка адекватности отражения особенностей ЛИС
Система MRP / DRP (Material Requirements Planning / Dist­ribution Requi­rements Plan­ning) Система автоматизации процесса планирования потребности / распре­деления материальных ресурсов Не отражает требования рационального управления всеми видами ресурсов
Система MRP II / DRP II (Manufacturing Resources Plan­ning / Distribu­tion Resources Planning) Интегрированная методология планирования / распределения материальных и производственных ресурсов; MRP II = MRP + CRP (Capacity Requirements Planning — планиро­вание потребности в производствен­ных мощностях) Не содержит анализа и плани­рования финансовых ресурсов организации, в силу чего нару­шается комплексность охвата всех звеньев системы
Система ERP (Enterprise Resources Planning) Интегрированная методология управления всеми ресурсами организации; ERP = MRP II + FRP (Finance Resources Planning) Не отражает системы поставки и распределения готовой продукции за рамками организации
Система CSRP (Customer Synchronized Resources Planning) Интегрированная методология управления ресурсами организации, синхронизированная с потребностя­ми рынка (покупателя): CSRP = ERP + Marketing Не включает систему межорга­низационных поставок
Система CRM (Customer Relationship Planning) Интегрированная методология управления взаимоотношениями с заказчиками (потребителями) Не взаимоувязана с другими модулями информационной системы
Система SCM (Supply Chain Management) Интегрированная методология управления цепочками поставок, по которой товар из сырья превращает­ся в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конеч­ному потребителю. SCM = CSRP + поставки Наиболее адекватно отражает особенности ЛИС
Система IRP (Intelligent Resource Planning) Перспективная концепция, охваты­вающая все задачи автоматизирован­ного управления ресурсами органи­заций на базе систем управления знаниями и нейронных сетей В настоящее время не имеет программно-технологической реализации
Система PLM (Product Lifecycle Ma nagement) Перспективная концепция, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации. При этом в качестве изделий могут рассматриваться различные сложные технические объекты (корабли и автомобили, самолёты и ракеты, компьютерные сети и др.). Информация об объекте, содержащаяся в PLM-cистеме является цифровым макетом этого объекта Отражает все основные особенности ЛИС В настоящее время не имеет программно-технологической реализации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: