Достижения культуры Руси IX – начала XII века




Учитель: Создание и развитие Древнерусского государства в IX – начале XII века означало, что на востоке Европы произошёл переход от первобытного общества к цивилизации. О стремительности этого движения свидетельствуют памятники культуры Древнерусского государства. Язык древнерусской народности стал основой для сохранения наиболее древних из них. Народная мудрость, память о важных событиях истории, фантазии и верования запечатлялись в легендах, былинах, сказках. Из поколения в поколение сказители и певцы передавали их из уст в уста. Сменялись столетия, а в простых избах долгими зимними вечерами, в богатых хоромах на шумных пирах звучали гусли и заводилась речь о страшном Соловье Разбойнике, о подвигах Ильи Муромца, о колдунье Бабе-Яге, о пирах князя Владимира, о тёмном Кощеевом царстве, о коварстве крылатого Змея, о силе Микулы Селяниновича, о мудрости Добрыни Никитича.

Ученый-архивариус: Использование после крещения азбуки Кирилла и Мефодия стало знаком приобщения Руси к достижениям культуры православного христианского мира. От времён Древнерусского государства сквозь пожары и войны многих столетий до наших дней дошло лишь около 100 рукописей (книг, грамот). Самая древняя из них – составленная из четырёх Евангелий книга, которую в 1056-1057 годах переписал диакон Григорий с помощниками для новгородского посадника Остромира (Остромирово Евангелие). Сохранилась грамота 1130 года о пожаловании князем Мстиславом Владимировичем земель Новгородскому Юрьевскому монастырю. Её текст написан золотыми буквами, а снизу на шнуре была привешена серебряная печать с изображениями Христа и святого покровителя князя. Грамоты на дорогом пергаменте – это памятники, оставленные духовенством или знатью древнерусского общества. Простые горожане для повседневных записей широко использовали берестяные грамоты, которые всё чаще в древних городах находят археологи. Купцы и ремесленники на обратной стороне берёзовой коры специальной палочкой продавливали буквы и даже рисовали. Надписи делались также на изделиях ремесла, камнях, выставляемых у дорог, и даже на стенах храмов.

О высоком уровне развития культуры в Древнерусском государстве свидетельствуют памятники письменности и устного народного творчества.

Памятники литературы Древнерусского государства. Если в устных былинах и сказках Руси ещё было живо древнее язычество, то в письменной литературе господствовала христианская вера. Первые русские писатели – «книжные мужи» - брали за образец православные византийские сочинения, где главное место уделялось христианскому подвигу, подавлению желаний тела, изучению человеческой души, проблеме борьбы в человеке добра и зла.

На первом месте здесь были жития святых. Самое известное из них – «Сказание о Борисе и Глебе» - «первых святых в Русской земле просиявших». Многие поколения воспитывались на этом сочинении. Пример братьев, пожертвовавших жизнью ради прекращения усобицы, предостерегал новых честолюбцев от исполнения коварных замыслов. Иным литературным жанром были хождения – описания путешествий. Не позднее 1113 года игумен одного из монастырей Даниил составил описание своего путешествия в Святую землю, в Иерусалим, где он поставил свечу в храме Гроба Господня за всех русских людей. В «Хождении игумена Даниила» описаны поля и виноградники, города и сёла, а также жители Палестины: арабы-мусульмане, рыцари-крестоносцы. Не менее часто составлялись поучения. Более всех известно «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Семидесятилетний правитель оглядывался на прожитую жизнь и наставлял сыновей – каким должен быть князь: «Всего более убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовице. Не позволяйте сильным губить человека… и не губите сами никакой христианской души. Не давайте причинять вред ни сёлам, ни посевам, чтобы люди не проклинали вас. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели».

Особыми литературными памятниками Руси были летописи. Они включали в себя и историческое повествование, и запись легенд, преданий, поговорок, и выписки из документов княжеского архива, и даже попытки научного осмысления событий истории. Летописи велись при городских соборах, крупных монастырях, княжеских дворцах. Со временем летописи, составленные в Киеве, Новгороде, других городах, стали сводить воедино. Так возникли летописные своды, освещающие события всей истории Древнерусского государства.

Около 1113 года монах Киево-Печёрского монастыря Нестор завершил свой многолетний труд – летописный свод «Повесть временных лет». Это произведение венчает собой развитие летописания Древнерусского государства. Нестор поставил перед собой задачу разобраться, «откуда есть пошла Русская земля». Свой ответ он начинает с расселения народов после «всемирного потопа», выделения славян из других народов, населявших Европу, и дальше ведёт свой рассказ к появлению первых князей, призванию варягов, объединению племён под властью Киева – «матери городов русских». Нестор изучает и сравнивает факты, подтверждает свою мысль документами. Из-под его пера выходят картины княжеских пиров, воинских сражений, народных бунтов. «Повесть временных лет» стала образцом для летописцев. Много столетий спустя, начиная свой труд, они вначале переписывали «Повесть…» Нестора, а потом дополняли её новыми событиями.

Сохранившиеся памятники летописания и литературы свидетельствуют о высоком мастерстве талантливых писателей Древнерусского государства.

Ученый-археолог:Памятники архитектуры называют застывшей в камне музыкой. Но большинство домов, крепостных стен, церквей в Древнерусском государстве возводилось из дерева, и ни одно из них не сохранилось до наших дней. Уцелели лишь основания княжеских дворцов, крепостных башен, а также некоторые храмы, построенные из камня и кирпича. От своих византийских учителей русские зодчие (архитекторы) переняли крестово-купольную форму православного храма. Однако на Руси византийским зодчим пришлось выполнять особые задания заказчиков (князей, епископов, монастырей), поэтому русские храмы отличались от византийских. Они должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни. Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, училищ, библиотек. Рядом строили крещальни для обращения к вере бывших язычников. Изменился и строительный материал. Вместо мрамора, наряду с тонким византийским кирпичом, стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны. Это придавало стенам храмов более суровый вид. Долгое время на Руси работали византийские артели строителей. Но со второй половины XI века в Киеве сложилась своя школа мастеров. А в начале XII века в Новгороде несколько храмов построила местная артель под руководством мастера Петра.

Человек, переступивший порог православного храма, должен был отрешиться от шума и суеты мирской жизни и почувствовать себя «словно на небесах». За его спиной над входом оставалась фреска, изображающая Страшный суд и муки грешников, как бы напоминая о коварстве дьявола, подкарауливающего душу человека на земле. Прямо перед прихожанином в полумраке храма сверкали золотым письмом иконы на алтарной ограде. Лики святых напоминали о дарованном людям пути спасения души. Прямо над алтарём – изображение Богоматери – заступницы людей, простирающей к ним руки. На четырёх столпах, поддерживающих своды «дома Господня», - изображения евангелистов Марка, Матфея, Иоанна и Луки, которые сохранили для людей «слово Божье». В самом верху, под куполом, в потоках льющегося из окон дневного света – изображение самого Спасителя, строго взирающего на людей.

В Древнерусском государстве преобладали деревянные постройки, но до наших дней сохранились только некоторые творения каменной церковной архитектуры.

 

Учитель: Язычество и христианство в искусстве Руси. После принятия христианства языческие идолы на Руси были уничтожены. Древних памятников скульптуры практически не сохранилось.Зато под влиянием Византии появились и стали быстро развиваться другие виды изобразительного искусства. В монастырях стали писать иконы. Монахи высушивали специальным образом доски, готовили краски. По православным византийским канонам искусство иконописца заключалось не в поиске телесного сходства людей и предметов, а состояло в том, чтобы отразить чистую душу святого, лик ангела, непостижимый образ Господа. Поэтому фигуры на иконах невесомы, они словно парят в золотых потоках божественного света. Именно такие византийские работы брали русские художники за образец. Самой известной из них является икона «Богоматерь Владимирская», написанная в Византии в начале XII века и вывезенная в Киев. Тем же художественным правилам подчинялись фрески и мозаики, которые размещались на стенах храмов для рассказа неграмотным о смысле христианской веры.

Совсем по-другому были выполнены фрески и мозаики, предназначенные для украшения княжеских покоев. В башнях и хорах Киевского Софийского собора сохранились изображения дочерей Ярослава Мудрого, сцен охоты, конских состязаний, плясок скоморохов. Лица княгинь индивидуально-неповторимы, наполнены жизненной силой и красотой. В движениях средневековых артистов чувствуется стремительный радостный ритм жизни столицы Руси, слышится оркестр гудков, бубнов и гуслей – тех, «бесовских» представлений, которые так стремилась запретить церковь.

Ещё больше языческих мотивов в произведениях ювелирного, декоративно-прикладного искусства. Каждая вещь, используемая в быту жителями Руси, украшалась рисунком, орнаментом магического содержания, который должен был оберегать хозяина от злых духов. На золотых эмалевых колтах (привесках к головному убору) изображались чудо-птицы, растения в виде «древа жизни». На одежде и чашах прорисовывали коня – символ доброго начала, сцены из былин.

Русские мастера X-XII веков, освоив многие виды изобразительного искусства, не только следовали православно-византийским правилам, но и сохраняли языческие народные традиции. После крещения Русь стала частью православного (восточнохристианского) мира. Развитие культуры и становление цивилизации происходило под сильным влиянием Византии – наиболее цивилизованной страны древнего Средневековья. Но на Руси православная культура переплеталась с языческими верованиями и обычаями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: