Педагогическое мастерство учителя




Для выполнения задания необходимо посетить 4 – 6 уроков одного учителя. Уроки одного учителя можно посещать в разных классах, в любой день в течение недели.

Предварительно необходимо получить у учителя разре­шение на посещение урока.

Во время посещения уроков одного учителя, с его разрешения, студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.

Во время урока ведется протокол по схеме:

Дата_______________________________________________________

Класс______ № урока (по расписанию)__________________________

Учитель____________________________________________________

Тема_______________________________________________________

Цель наблюдения: (например невербальное поведение)____________

 

Время Основные этапы и ход урока Наблюде­ния при­мечания
Отмечается начало каждого этапа урока Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими задачами и организационны­ми задачами (организационный момент, целеполагание, проверка домашнего задания, ак­туализация ранее изученного материала, пов­торение, изучение нового материала, первич­ная проверка усвоения изученного, закрепле­ние, применение, обобщение, контроль, инфор­мация о домашнем задании, подведение итогов урока). Описы­ваются отдельные характе­ристики общения (признаки стиля)

 

На каждом уроке оцениваются отдельные особенности процесса общения с исполь­зованием нижеприведенной шкалы, причем, на каждом уроке (кроме пробного) студенты изучают одну из характеристик общения.

Содержание наблюдений на уроках:

0 урок (пробный) - наблюдаются все нижеперечислен­ные характеристики, наблюдения записываются в графу «Примечания».

1 урок - общая характеристика стилей, темпера­мент учителя.

Для описания студент может воспользоваться любой классификацией. В случае если стиль общения определяется как либераль­ный, демократический, авторитарный, для наблюдений и анализа можно использовать следующие рекомендации:

а) демократический стиль. Наблюдается: побуждение к совместной деятельности, разделение ответственности «делегирование полномочий», уважение к говорящему, организация диалога. В речи - преобладание местоимения МЫ, конструкций «Давайте вместе...», «Кто считает иначе...» «Как вы считаете?» и т.д.

б) авторитарный стиль. Наблюдается: повелительная интонация, монолог, стремление к единоличной ответственности. В речи - ме­стоимение Я, конструкции «Я считаю», «Слушать!», «Пи­шите!»

в) либеральный стиль. Преобладание призывов, просьб, сокращение дистан­ции в общении с учениками - заигрывание, попытки ут­вердиться за счет других, демонстрация тождественности с учениками, ответственность перекладывается на учени­ков, встречаются нарушения педагогической этики. В речи - использование молодежного сленга.

г) непоследовательный - сочетает характеристики всех стилей, как правило, не подчинено определенной цели, смена стилей происходит ситуативно, стихийно.

Для определения и характеристики темперамента необходимо обра­титься к учебникам по психологии.

 

2 урок - речевое поведение.

В графе «Примечания» записываются все реплики учи­теля и делаются записи, характеризующие речь. Для этого можно: определить характеристики голоса - силу, тембр, высоту; особенности речи - темп, интонаци­онную гибкость, выразительность, использование пауз, дикцию. Наблюдая, необходимо выяснить, насколько речь учителя ясна, правильна, доступна, лаконична, логична, богат ли лексический запас, используются жаргонизмы, слова-паразиты.

3 урок - невербальное поведение.

В графе «Примечание» описывается жестовый рисунок урока (все жесты, мимика, телодвижения учителя). Наблюдая, необходимо определить, какие жесты чаще всего использует учитель (указательные, описывающие, вспомогательные, поддержки, угрозы, запрещающие), на­сколько они оправданы, каков характер жестикуляции (ак­тивная, не выражена, сдержанная).

Описать мимику учителя. В какой ситуации лицо учителя выражает радость, гнев, огорчение, сожаление, сочувствие, ожидание, внимание. Дать характеристику выразительности мимики (выразительная, не выражена, отсутствует).

4 урок - педагогический такт и этикет.

Описать этикетность ситуаций приветствия и проща­ния. Подсчитать количество использования этикетных формул, описать их виды (просьба, приветствие, прощание, извинение, одобрение, сожаление, благодарность). Определить, насколько учитель тактичен по отношению к детям, допускает ли проявления бестактности, как ведет себя в конфликтной ситуации.

 

 

5 урок - способы воздействия на учащихся.

Определить, какими способами учитель добивается дис­циплины на уроке, как формирует интерес к своему пред­мету. Описать приемы индивидуального и фронтального воздействия, оценить их целесообразность.

6 урок - способы оценивания учащихся.

Опишите предпочитаемые учителем способы оценки, одобрения (мимика, жесты, слово). Как часто используется качественная оценка, похвала. Соблюдает ли единство требований к оценке знаний учащихся. Соблюдает ли единство требова­ний к оценке учебной деятельности (сравните с пробным уроком). Существует ли у учителя предпочтения в оценке отдель­ных учащихся, класса.

7 урок - резервный. Урок используется для уточнения отдельных характе­ристик педагогического мастерства учителя.

 

Стилевые особенности поведения учителя в общении на уроке

(по А.А. Леонтьеву)

 

Отрицательное                 Положительное
  Просто называет тему, не пытается заинтересовать учеников                 Заинтересовывает, умело разъясняя тему, определяя цели
  Не следит за ходом обсуж­дения, допускает много­словие                 Не допускает отклонения от темы
  Не умеет прерывать повторения                 Пресекает повторение­ уже сказанного
  Не подводит частичных итогов в ходе урока                 Каждый этап урока завершает выводом
  Неполно подводит заключительный итог, не срав­нивает его с поставленной целью                 Обоснованно подводит заключительный итог урока
  Слишком рано прерывает, не умеет внимательно слушать                 Умеет внимательно слушать, не прерывая преждевременно
  Недостаточно активизиру­ет пассивных учеников                 Активизирует пассив­ных учеников
  Не умеет предупреждать и разрешать конфликты                 Умеет предупредить и разрешить конфликт
  Не вовлекает всех учени­ков в общение                 Вовлекает в общение всех учеников
  Не умеет создавать дело­вую атмосферу                 Может обеспечить де­ловую обстановку
  Много говорит сам, мало спрашивает и слушает                 Выясняет мнения, сам говорит по существу
  Грубый, бестактный, невежливый                   Вежливый, коррект­ный, деликатный

 

Инструкция:

· бланк заполняется при посещении уроков у одного учителя;

· цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 в бланке обозначают номер урока;

· оценки для каждой характеристики общения выстав­ляются

по вертикали (от 1 до 7 баллов);

· 0 баллов ставится в том случае, если качество не может наблюдаться объективно (например, качество слу­шания на контрольном уроке, при написании диктанта);

· если качество оценивается отрицательно, ставятся оценки от 1 до 3 баллов, положительно - от 5 до 7 баллов;

· в последней колонке подсчитывается среднее ариф­метическое по каждой из 12 характеристик отдельно (сло­жить все 7 баллов и разделить на 7);

· если представленное качество не может наблюдаться, то оно не оценивается (0 баллов); в этом случае среднее арифметическое высчитывается, исходя из имеющихся оценок;

· в п. 8 высокие оценки ставятся при отсутствии конф­ликтов.

Общий анализ педагогического мастерства учителявыполняется на отдельном листе и содержит в себе выводы по вышеперечисленным характеристикам общения на всех уроках одновременно с примерами из протоколов урока. В конце общего анализа делается вывод объектной продук тивности стиля и выделяются характерные черты индиви­дуальности стиля общения данного учителя (приложение).

Примеры анализа педагогического мастерства учителя приведены в приложении 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: