Доводы дозволенности мавлидов.





Аль-Хафиз Абу аль-Хайр ас-Сахави, да смилуется над ним Аллах, в своей книге о фетвах сказал следующее: «Что касается совершения мавлидов [в известной нам сегодня форме], не передавалось никем из благочестивых предков первых трёх столетий Ислама. Они появились позже.

Потом стали мусульмане праздновать и собираться в месяц рождения Пророка в разных странах, в больших городах, совершая великолепные изумительные угощения, сопровождающиеся великой радостью и восторгом. Раздавая милости в эти ночи, проявляя радость и приумножая благодеяния, усердно читая мавлиды. Тем самым выявляется над ними благодать Посланника Аллаха .

В книге «Аль-Фатх аль-Мубин фи шархи аль-Арбаин» на стр. 224 Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:

«Имам Абу Шамат, который был шейхом имама ан-Навави, сказал: «Одно из самых прекрасных, наилучших нововведений (бид ‘а) нашего времени - это то, что совершается каждый год в день рождения Посланника Аллаха : это раздача милостыни (садака), проявление добра, красоты и радости. Воистину, это всё вместе с тем, что проявляется забота (внимание) к бедным, показывает в сердце того, кто это совершает, любовь и уважение к Пророку .

Также этим проявляется воздаяние хвалы – шукру (т. е. благодарности) Аллаху за то, что Он оказал Свою милость тем, что создал Посланника Аллаха , которого послал, как милость для миров».

Имам ан–Навави в книге «Тахзиб аль-Асмаъ ва ал-Лугат» на стр. 994–996 пишет:

«Бид‘а, т. е. нововведение в Шариате, – это совершение чего-либо из того, что не совершалось во время Посланника Аллаха . И оно разделяется на хорошее и дурное (плохое). Шейх, имам Абу Мухаммад Абд аль-Азиз ибн Абдус-Салам в книге «Аль-Каваид» пишет, что бид‘а разделяется на обязательное, запретное, желательное, порицательное, дозволенное. Он сказал: «Метод определения, к какой категории относится нововведение «бид‘а», – это чтобы сопоставили (сравнили) его соответствие нормам Шариата. Если оно будет соответствовать основам обязательного, то и совершение такого нововведения будет обязательным. Если же оно будет соответствовать основам запрета (харам) – то и подобное нововведение будет запретным (харам). А если желательному – то желательное. А если порицаемому – то порицаемым. А если дозволенному (мубах) – то дозволенным. Для каждого из видов нововведений есть свои примеры.

Примером же для обязательного нововведения служит отдельное изучение грамматики (т. к. она не изучалась во время Пророка ), посредством которой понимается речь Всевышнего и Его Посланника . А понимание их речи является обязательным – ибо в этом есть сохранение Шариата, ведь невозможно сохранить Шариат без этого и невозможно понимать Книгу Аллаха – Коран – и Сунну Пророка , если не знать арабскую грамматику. А всё то, посредством чего исполняется обязательное, становится обязательным.

Второе – это изучение незнакомых слов Корана и Сунны.

Третье – это написание книг, разъясняющих основы мусульманской религии и основы мусульманского права (фикх).

Четвёртое – написание книг, опровергающих или подтверждающих истинность и правдивость, степень достоверности передатчиков хадисов Посланника Аллаха , а также распределение (распознание) достоверных хадисов Пророка – от недостоверных. Ведь доводы Шариата указывают на то, что обязательно сохранять Шариат, а это невозможно, если для этого не использовать всё то, что необходимо.

Для запретного нововведения примером служит появление таких вероубеждений, как у кадаритов, джабаритов, мурджитов, муджасимитов. Отвечать таким убеждениям, выявляя их заблуждения, входит в число обязательных нововведений.

Для желательного нововведения примером служит появление таких мест, как постоялые дворы, медресе, – всего того благого, что приносит пользу людям, но чего ещё не было во время первого столетия по хиджре. Сюда относятся совершение таравих-намазов (в мечети с джамаатом), ведение речи о тонкостях тасаввуфа, ведение прений, созыв собраний для рассуждений, выводов, доказательств – если это совершается ради Всевышнего. Для порицательного нововведения примером служат окрашивание (декорирование) мечетей узорами, орнаментирование Коранов.

Для дозволенного нововведения примерами служат рукопожатие после утренней и послеобеденной молитвы, употребление разнообразных блюд и напитков, надевание наилучших одежд, строительство больших домов, ношение одежды из атласа, широкие рукава в одежде. В определении некоторых из этих явлений есть разногласия среди алимов: одни посчитали некоторые из их числа порицаемыми формами нововведений, а другие посчитали желательными, которые ещё не совершались во время Посланника Аллаха и после него, подобно произнесению «АузубиЛляхи мина-ш-шайтани раджим» и «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» в намазе» (См.: «Тахзиб аль-Асмаъ», стр. 995).

Аль-Байхаки приводит по цепочке передатчиков, что в книге «Манакибу аш-Шафии» написано:

«От имама аш-Шафии передают, что он сказал: «Нововведения разделяются на две категории. Первое – всё, что привнесено из нововведений и противоречит Корану, Сунне, асару, иджме – это «аль-бид'а аз-залала» (т.е. это нововведение, ведущее к заблуждению).

Второе – это всё благое, что привнесено из нововведений и приносит пользу людям, насчет чего нет разногласий среди алимов, – это не порицаемое нововведение. Ведь сказал праведный халиф Умар по поводу объединения людей в мечети, чтобы совершить коллективно намаз-таравих: «Это хорошее нововведение!» Имеется в виду, что это было новшество, которое не практиковалось ранее.

Эти высказывания о том, что нововведение бывает хорошим и не противоречит слову Пророка : «Остерегайтесь новых привнесений, воистину, каждое нововведение есть заблуждение», - или другое высказывание Посланника Аллаха : «Если кто-нибудь привнесёт в наше дело (имеется в виду Шариат) нечто новое, не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд Ибн Маджа), - эти высказывания несут общий характер.

В книге «Аль-Фатава аль Хадисия» на стр. 265 Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал:

«Мавлиды и азкары, которые совершаются в наше время, в большинстве своём, охватывают благое – это раздача милостыни, поминание Аллаха (зикр), благословение и восхваление Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) – салават».

В этой же книге сказано: «Ибн Хаджара спросили, разрешается ли объединение людей для совершения дозволенного нововведения?» – «Да, разрешено!» – ответил он…

А что касается того, что говорится в хадисе «Каждое нововведение есть заблуждение, а каждое заблуждение будет в аду», – то в этом хадисе имеется в виду запретное нововведение, а не другое.

Если же будет происходить что-либо запретное в том месте, где собрались для поминания Аллаха (зикр), или для совершения коллективного намаза-таравих, или для других подобных мероприятий, – то в этих случаях каждый, кто может, обязан предостерегать людей от этого, другие же должны воздержаться от посещения подобных мест (где происходит харам) – не то они сами будут их соучастниками («Аль-Фатава аль-Хадисия», стр. 265–268).

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал:

«Суть всего в том, что нет разногласий среди алимов в том, что совершение хорошего нововведения – по-арабски «Аль-Бид ‘а аль-хасана» – является делом, к которому следует побуждать человека». Совершение же мавлида и собрание людей для этого – являются таковыми, то есть – это хорошее нововведение».

Имама ас-Суюти спросили о совершении мавлида Пророка в месяце Рабиуль-Авваль, каково решение в Шариате насчет этого. Это восхваляется или порицается? Получает ли воздаяние тот, кто совершает его, или нет? Имам ас-Суюти в книге «Аль-Хави филь-Фатава» (том 1, стр. 181–182) на этот вопрос ответил так:

«Мне близко совершение мавлида, которое представляет собой собрание людей ради чтения аятов Корана, рассказов из истории о начале пророчества, а также о чудесах, связанных с рождением Пророка Мухаммада . Как хорошо потом расставить собравшимся угощения – вот такое собрание является хорошим нововведением, т. е. «аль-бид‘а аль-хасана», за которое получает вознаграждение тот, кто организовал его, так как в этом есть возвеличение и почтение степени Пророка , проявление радости его рождению. Первым же, кто начал совершать мавлид таким образом, был правитель Ирбиля аль-Музафар Абу Саид Кавкабарий. Он был одним из знатных и щедрых правителей».

 

Ибн Касир в книге «Аль-Бидаят ва ан-Нихаят» пишет, что правитель Ирбиля совершал мавлид каждый год в месяц Рабиуль-Авваль. Он собирал для этого огромное количество людей. Сам он был алимом, справедливым и очень сильным, смелым и умным правителем. Он раздавал милостыню во всех местах, где совершались поклонения Всевышнему, в частности, в обеих мечетях аль-Харам.

Каждый год он освобождал путём выкупа многих пленных мусульман у французов: говорят, что общее число выкупленных им пленных составляет около 60 тысяч человек. Его жена Рабиату Хатун, дочь Аюба, сказала: «Его одежда не стоила даже пяти серебряных монет (дирхамов). Он как-то на вопрос об этом ответил: «Надевать платье за пять дирхамов, а остальное раздать, как садака (милостыню), – лучше, чем если я надену дорогую одежду и оставлю в нужде бедного и нуждающегося». Он расходовал на совершение мавлида каждый год по 300 тысяч динаров (золотых монет). На дом гостей и путников тратил по 100 тысяч динаров. На обе мечети аль-Харам, а также на обеспечение водой «дороги Хиджаза» (то есть пути паломников в Мекку) – 30 000 динаров. И это всё, не считая пожертвования, которые он совершал скрытно! (См. том 13, стр. 158).

В книге «Фикх аль-Ибада» написано, что по мазхабу имама Малика порицается соблюдать желательный пост в день рождения Пророка , ибо этот день присоединяется к дням праздников. Подобное же написано и в книге «Фикх аль-Ислам ва Адилатуху» (том 3, стр. 21) и в книге «Фикх ала Мазхаби аль-Арбаати» (том 1, стр. 889).

У шейхуль-Ислама аль-Хафиза Ахмада ибн Хаджара аль-Аскаляни, автора многотомного толкования достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» «Фатху аль-Бари», спросили о совершении мавлида. Он ответил:

«Основой совершения мавлида является нововведение «бид'а», которое не передалось ни от кого из предшественников трёх первых столетий. Всё же совершение мавлида содержит (охватывает) хорошее и плохое.

И если стараться соблюдать в совершении мавлида дозволенное и отдалиться от запретного – оно будет считаться хорошим нововведением «аль-бид‘ату аль-хасана», а если не сторониться запретного – то нет».

Далее он сказал:

«Воистину, я нашёл основу для дозволенности совершения мавлида в достоверных источниках "Сахих" аль-Бухари и Муслима».

Вспомните: когда Пророк прибыл в Медину, он нашёл, что иудеи соблюдают пост в день Ашура. Он спросил о причине соблюдения ими поста в этот день, и они сказали, что в этот день Аллах утопил Фараона и спас пророка Мусу . И они соблюдали в этот день пост в знак воздаяния хвалы Всевышнему. Из этого хадиса можно извлечь пользу в том, что разрешается тому, кого Аллах наделил в один из дней какой-либо милостью или избавил от какой-либо беды, совершить хвалу Всевышнему и совершать воздаяние этой милости именно в этот же день каждого года. Воздаяние же хвалы Аллаху происходит посредством разных видов богослужения (ибада), подобно совершению земного поклона (сужда), соблюдению поста, раздачи милостыни садака, чтением Корана. А разве есть в этот день (то есть в день, когда родился Пророк Мухаммад ) более великая милость, чем появление на свет Пророка – Пророка милости?! Согласно сказанному, следует проявлять усердие, чтобы отметить рождение Пророка именно в день его рождения, чтобы это соответствовало истории, произошедшей с Пророком Мусой в день Ашура (то есть соблюдение поста иудеями в день Ашура – в знак воздания хвалы Всевышнему за спасение Мусы и его общины от Фараона). Тот же, кто не обращает внимания именно на этот день, может совершать мавлид в любой день года. Всё сказанное является основой дозволения совершения мавлида.

А всё, что касается совершаемого во время празднования мавлида, то следует ограничиться совершением таких вещей, посредством которых выявляется воздаяние хвалы-шукр Аллаху. Также и то, что было перечислено выше: это чтение Корана, угощение едой, раздача милостыни, чтение стихов, восхваляющих Пророка , или вселяющих аскетизм, отдаляющих от мирского, побуждающих сердца к совершению благого или полезного для иного мира («Аль-Хави филь Фатава», том 1, стр. 188).

В книге «Ас-Сирра аль-Халабия», автором которой является выдающийся учёный Абу аль-Фарадж Нуруддин Али ибн Ибрахим, написано: весьма полезным считается, когда большинство людей встают на мавлидах при описании рождения Пророка , проявляя тем самым уважение и возвеличивая Пророка .

Подобное же вставание является нововведением, не имеющим под собой основы. Однако оно считается хорошим нововведением, ведь не каждое нововведение считается порицаемым. Воистину, подобное вставание при упоминании рождения Пророка было совершено великим алимом нашей уммы, тем, за кем следуют имамы в набожности и понимании религии, – это был имам Такиюддин ас-Субки. В этом за ним последовали великие алимы Ислама его времени. Передают, что как-то возле имама ас-Субки собралось много алимов его времени, и воспевавший стихи в честь Посланника Аллаха произнёс слова:

«И чтобы приподнялись благородные, когда услышат восхваления Пророка вставанием ровными рядами или привстали на колени, если они верхом!»

Услышав эти слова, привстал имам ас-Субки, да смилуется над ним Аллах! Также встали все, кто был на этом собрании. И почувствовали большое духовное спокойствие. Подобного достаточно для того, чтобы последовать их примеру (см.: том 1, стр. 123).

Эту касыду (поэму) прочитали после завершения урока шейхуль-Ислам аль-Хафиз Такиюддин ас-Субки в присутствии больших кадиев (шариатских судей), и, когда чтецы произнесли слова: «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка !» - до конца куплета встал шейхуль-Ислам ас-Субки на ноги, следуя тому, что написал в этой касыде ас-Сарсари. В этот момент все почувствовали в душе приятное спокойствие. Этот случай передал сын имама ас-Субки – шейхуль-Ислам Абу ан-Наср Абу аль-Вахаб в книге «Ат-Табакат аль-Кубра» (т. 5, стр. 345), где приводит биографию своего отца.

В той книге пишется следующее:

«В мечети аль-Умавия в Дамаске собрались большие алимы города и шариатские судьи (кадийи) перед [имамом ас-Субки]. Он же сидел в михрабе сподвижников. И тогда воспел чтец касыду имама ас-Сарсари, которая начинается со слов «Малым будет Пророка восхвалять, даже если золотом написать!» – и когда чтец дошёл до слов: «и да поднимутся благородные, когда услышат слова восхваления Пророка!» - имам ас-Субки встал и вместе с ним встали все, кто был рядом с ним, и ощутили все необычное спокойствие души» («Ат-Табакат аль-Кубра», т. 5, стр. 345).

В книге «И‘анату ат-Талибин» (том 3, стр. 123) Абу Бакр Усман ибн Мухаммад аль-Бакри пишет, что шейхуль-Ислам, наш устаз, познавший Аллаха, Ахмад ибн Зайн Дахлан (муфтий Мекки) в книге «Сирра ан-Набавия» пишет о вставании на мавлиде следующее: это весьма полезно, и существует обычай, что люди, когда слышат [во время чтения мавлида] слова, где описывают момент рождения Пророка , встают. Такое вставание считается одобряемым, так как в нём есть проявление почтения к Пророку .

Подобное вставание было совершено очень многими алимами нашей уммы, за которыми следуют. Шейх Ахмад ибн Мухаммад аль-Касталани пишет в книге «Аль-Мавахибу аль-Ладуния би минахи аль-Мухаммадия» следующее:

«Про Абу Ляхаба, (дядю Пророка Мухаммада ), который открыто выступал против него и всячески вредил ему, была ниспослана сура в Коране, указывающая на то, что он со своей женой будут вечно пребывать в Аду, – там его увидели во сне после его смерти. Его спросили: "Как ты?" "В огне Ада!" – ответил он. Но всё же ему облегчается наказание в ночь каждого понедельника. В эту ночь он сосёт воду между двумя пальцами, и он указал головой на них: "Такую возможность предоставляют мне за то, что я освободил от рабства Сувайбу, когда она рассказала мне радостную весть о том, что родился Мухаммад , и за то, что она кормила его своей грудью, своим грудным молоком».

Имам чтецов Корана аль-Хафиз ибн Джавзи сказал:

«Если этому кяфиру Абу Ляхабу, порицание которого было ниспослано в Коране, облегчают наказание в Аду за то, что он обрадовался в ночь рождения Пророка , – то каково же будет состояние мусульманина, верующего в Единственность Творца из уммы Пророка Мухаммада за проявление радости по случаю рождения Пророка и в расходовании своих средств в честь мавлида, в проявлении любви к нему!? Воистину, я думаю, будет ему воздаяние от Милостивого Аллаха, что введёт его в Рай» (том 1, стр. 89).

Ибн Касир, со ссылкой на имама ас-Сухайли, пишет, что видел Абу Ляхаба во сне его брат – дядя Пророка Аббас .

Имам ас-Суюти в книге «Аль-Хави филь-Фатава» пишет, что один из учёных маликитского мазхаба – а именно Таджуддин Умар ибн Али аль-Факихани – сказал, что совершение мавлидов является порицаемым нововведением, и написал об этом книгу, в частности, он там писал, что это – «собрания мужчин вместе с подростками и женщинами, будь они вместе в одном помещении или отдельно, но так, чтобы их было видно, и проведение танцев, когда танцующие склоняются из бока в бок или делают круги, также погружаясь в бесполезную речь, забывая о Судном дне. Или это отдельное собрание женщин, возвышающих свои голоса поздравлениями или воспеванием нашидов, выводящих из состояния спокойствия сердца, или чтение зикра и Корана не в форме, указанной Шариатом, при этом забывая слово Аллаха (смысл): «Воистину, Господь твой следит за вами [т. е. видит вас]» (сура «Аль-Фаджр», аят 14.). В запрещённости этого не может быть сомнения, и не сочтут это хорошим обладатели благого нрава! Воистину, подобное нравится тем, чьи сердца мертвы из-за тяжести грехов. Более того, они считают это богослужением, а не чем-то порицаемым и запретным. Воистину, созданы мы Аллахом – к Нему наше возвращение!»

Имам ас-Суюти написал ответ на данное высказывание:

«В действительности, то, о чём он говорит, правильно. Однако запретность подобных действий – не из-за собрания в честь мавлида, а из-за сопровождения его такими запретными деяниями. И если подобные деяния будут сопровождаться при совершении пятничной молитвы, это было бы плохим и гнусным поступком. Но из этого не следует запретность собрания на пятничную молитву в его основе, как это явно понимается.

Воистину, я видел, что некоторые подобные поступки случаются и в собрании людей на коллективных намазах-таравих в ночи месяца Рамадан. Разве мы можем сказать, что нужно порицать собрание на совершение коллективного намаза-таравиха только из-за того, что их сопровождают запретные вещи? Конечно же, нет. Наоборот, мы скажем, что основа собрания на коллективный таравих-намаз является сунной и деянием, приближающим к довольству Аллаха, а то запретное, что совершается вместе с этим, гнусно и запрещено, и точно так же основа собрания для совершения мавлида – дело благое, а то запретное, что совершается в нём, запретно и порицаемо» (том 1, стр. 185).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: