Достоинства и благодать мавлида.





Выдающийся алим Абу Бакр Усман ибн Мухаммад аль-Бакри в толковании книги «Фатх аль-Мубин» пишет следующее:

«Аль-Хасан аль-Басри из числа больших табиинов, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Желал бы я, чтобы было у меня золото, равное горе Ухуд, дабы расходовать его для чтения мавлида Посланника Аллаха ». Джунайд аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто посетит место чтения мавлида Посланника Аллаха и почтит его – воистину, получил веру». Маруф аль-Кархи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто приготовит угощения ради чтения мавлида Посланника Аллаха , и пригласит братьев по вере, и оденет новую одежду, и зажжёт благовония, оказывая почёт дню рождения Пророка , – того Аллах поднимет в День Суда в числе первых, вместе с пророками, алейхиму-с-салям, – и будет он в высших степенях в Раю!»

Подобное же пишет и имам Аль-Яфии аль-Ямани, да смилуется над ним Аллах.

Ас-Сарию ас-Сакати, да смилуется над ним Аллах, сказал, что тот, кто посетит место, где читают мавлид Пророка , воистину, стремится к Саду из Райских садов, так как он не стремился туда, кроме как из-за любви к Посланнику Аллаха . Ведь Посланник Аллаха сказал: «Кто любит меня – будет со мной в Раю».

Имам познавших Аллаха, Джалалуддин ас-Суюти пишет в книге «Аль-Васаиль шарху аш-Шамаиль», что в каком бы доме, или в мечети, или в местности ни прочитают мавлид, это место окружат ангелы и охватит их всех милость Аллаха.

Воистину, я написал эту статью, чтобы люди стремились читать мавлид Посланника Аллаха , проявляли радость появлению его на свет, так как его приход является приходом милости и спасения от заблуждения, ведь Аллах в Коране говорит (смысл): «Мы послали тебя милостью для всего человечества». И не обращайте внимания на слова тех, чьи сердца слепы от понимания того, что в действительности является порицаемым и запретным в Исламе, а что – побуждаемым и дозволенным!

Если кто-то ищет истину, пусть посмотрит на ссылки, приведённые здесь, а потом прочитает биографию тех, кто приводит их, – и осознаёт степень их знания, их авторитет в знаниях Шариата, их набожность и богобоязненность, их трепетное отношение к наукам Ислама, а главное – следование Сунне Пророка , так как они являются корифеями наук Ислама, хафизами хадисов Пророка и Корана.

Для того, чтобы дать оценку тому или иному поступку, не обязательно, чтобы этот поступок совершил имам аш-Шафии или какой-либо другой имам. Нам достаточно, что они установили основу, согласно Корану и Сунне Пророка , – и всё, что совершается после их жизни или привнесено после их веков и веков сподвижников, необходимо сопоставить с основами, высказанными ими. Если новшество соответствует им, то оно считается дозволенным, а если противоречит, то считается запретным.

Для большего понимания данного вопроса приведу в качестве примера один случай. Как-то в одном из дагестанских сёл совершали мавлид, причём он совершался в мечети и женщины этого села не были приглашены. Несмотря на это, некоторые из прихожан вышли из мечети, цитируя Пророка , говоря, что это нововведение, а каждое нововведение ведёт в Ад. Таким образом они вселили сомнения в сердца тех, кто ничего не понимает в вопросах религии, кроме того, что нужно совершать намаз и соблюдать пост, – и тем самым поссорили мусульман села. Что же происходило в мечети? Сначала джамаат совершил вечерний намаз коллективно, затем все вместе прочитали три раза шахаду, затем совершили таубу-покаяние за грехи словами «АстахфируЛлах», потом коллективно прочитали зикр словами «Ля иляха илляЛлах», затем двое из присутствовавших прочитали сочинение о вознесении Пророка , о Мирадже, а между чтением мавлида, в начале и в конце собрания, читали салават Посланнику Аллаха . Там присутствовали имам этого села и алимы, приглашённые на данный маджлис, – они в свою очередь прочитали три проповеди на разные темы, побуждающие к добру и разъясняющие основы Ислама и важность их соблюдения, о достоинстве поминания Аллаха зикр и чтения салавата Пророку , после чего все сделали дуа, совершили ночной коллективный намаз и разошлись. Были и те, кто по своему желанию и возможности раздали милостыню. Этот маджлис назывался мавлидом и был совершён в ночь вознесения Посланника Аллаха . Теперь давайте поразмыслим вместе, желая понять истину, не придираясь к названиям и именам, вне зависимости, от кого мы эту истину слышим. Что по Исламу запрещено в действиях мусульман того села, чтобы, назвав это нововведением, можно было расколоть джамаат на две стороны?! Теперь зададимся вопросами. Разве Ислам не побуждает совершать намаз коллективно? Не побуждает совершать покаяние-таубу? Читать зикр? Читать салават Пророку ? Или изучать истории и события, связанные с Посланником Аллаха ? Или читать проповеди для малосведущих в вопросах Ислама? И главное: не предостерегает ли Ислам от раскола в рядах мусульман? Можно ещё много чего перечислить из того, к чему побуждает Ислам, – и для каждой вещи из того, что тут перечислено, есть основа в Коране и Сунне Пророка . Не будем больше ничего перечислять, так как все эти вопросы и ответы на них настолько банальны, что каждый мало-мальски понимающий в Исламе человек их знает.

Думаю, тут можно задаться вопросом: а что именно в форме, в которой мы сегодня совершаем мавлид, не практиковалось среди сподвижников? Ответ: сколько всего есть в Исламе, чего ими не совершалось! Когда расширились границы Ислама и люди увидели, что происходят вещи, которые не практиковались во времена Пророка или при самих сподвижниках, они не спешили запрещать, а сопоставляли с нормами и основами Корана и Сунны. И то, что находили противоречащим, исправляли, и говорили, что так делать нельзя. Или они говорили, что это делать можно, если исключить то-то или то-то. Вот почему имамы разделили нововведения на разные категории и вынесли насчет них разные решения, согласно тому, насколько они соответствуют основам Ислама или противоречат им.

Другая истина в том, что мы сегодня совершаем мероприятия под названием «мавлид» хотя бы для того, чтобы немного разъяснить собравшимся жизнь Пророка Мухаммада , побудить их задуматься, совершить таубу, прочитать зикр и т. д. Теперь ответьте сами: разве нуждались сподвижники и их последователи в том, чтобы устраивать специальные маджлисы или мероприятия типа наших современных конкурсов для того, чтобы побудить народ, особенно молодёжь, к изучению истории Пророка . Да они всё это знали в совершенстве! Их время было чисто от массового незнания Ислама и истории Пророка , они пребывали в мечетях в богослужении и в изучении Ислама, и вся их жизнь была поклонением. Теперь спросите себя, кто присутствует на наших мавлидах. Люди, занятые мирским и отвлечённые от Аллаха, которые заходят в мечеть только на пятничную или праздничную молитву, которые могут пропускать обязательные предписания, не говоря уже о желательных? И причина всего этого – незнание, несовершенство их имана (веры), отсутствие ревности к Исламу и его призыву. Как будто это «должны знать другие, а не мы» – эту тему можно и продолжить… но мы сами знаем, кто мы, в каком времени живём, и основная беда нашего общества – это невежество. Так давайте же будем призывать к отдалению от всего, противоречащего Исламу, в каком бы месте, времени или собрании это ни происходило: будь то похороны, свадьбы, мавлиды и т. д. А всё то, что в своей основе соответствует нормам Ислама, оставим как есть!

Дай Аллах нам правильное понимание Ислама и сделай нас из числа тех, кто в Судный день получит шафаат Посланника Аллаха ! Амин.

Вся хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие самому почетному из всех пророков и посланников, нашему Господину Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), а также его семье, сподвижникам и всем!

 

В последнее время участились разговоры о хукме (шариатском решении) проведения благочестивого мавлида Пророка Мухаммада . Мне не хотелось писать что-либо по данной теме, потому что вопросы, которые сегодня занимают мой разум, как и разум других здравомыслящих мусульман, важнее этой второстепенной проблемы. И речь о ней стала подобна периодическому изданию, которое издается каждый год, сезон, распространяется ежегодно до такой степени, что людям становится скучно, им надоедает слушать такие разговоры.

 

Тем не менее, когда многие братья по вере захотели узнать мое мнение об этом, я, боясь, что это окажется сокрытием знаний, решил рассказать о данном вопросе, прося Аллаха, Велик Он и Славен, внушить всем следование истине, амин!


Прежде чем привести доводы в пользу дозволенности празднования благочестивого мавлида Пророка и сбора людей для этой цели, мне хочется разъяснить следующие вопросы:

 

Первое: Мы утверждаем, что, поистине, дозволяется отмечать благочестивый мавлид Пророка Мухаммада , как дозволен и сбор людей для слушания его жизнеописания, восхвалений, посвященных ему, угощения людей пищей и доставления, введения радости в сердца мусульманской общины.

 

Второе: Мы не говорим, что желательно (сунна) отмечать упомянутый мавлид только в какую-то определенную ночь, точнее, тот, кто имеет подобную убежденность, ввел в религию новшество, потому что поминать Посланника Аллаха и связывать свои сердца с ним необходимо постоянно, нужно, чтобы наши души были переполнены им.

 

Однако в месяц рождения Пророка человек, призывающий на путь Всевышнего, проявляет больше усилий для приема, встречи людей, их сбора (для распространения среди них знаний по религии и о благородном Пророке ) и испытания переживаний, чувств, переполненных связью времен друг с другом, где они посредством настоящего вспоминают прошлое, из реального времени переносятся в прошлое (т.е. вспоминают о жизнии Пророка , его сподвижников и т.д.).

 

Третье: Собрания, на которых исполняются мавлиды, являются величайшим средством для призыва людей к пути Всевышнего Аллаха, это золотой шанс, случай, который нельзя упускать. Призывающие на путь Аллаха и ученые-богословы обязаны постоянно напоминать мусульманской общине о Пророке , о его прекраснейших нравах, этике, состояниях, деяниях, взаимоотношениях с другими людьми, поклонении и других сферах его жизни, они должны наставлять их, указывать им на благо и спасение, и предостеречь их от бед, запретных новшеств, зла и всяких смут и заблуждений.

 

И, поистине, мы всегда призываем к этому, участвуем в этом и говорим людям: самоцелью подобных собраний не являются всего лишь собрания и другие внешние, формальные явления, однако, это прекрасный способ, ведущий к благородной цели. А тот же, кто не извлек для себя ничего полезного, лишен благ благочестивого мавлида.

 

(Шейх ‘Аляви, рахмахуллах, также пишет: «У нас есть обычай собираться (иджтима‘) вместе для возрождения определенных исторических случаев и событий, как собираются люди на мавлид Пророка , события ночного Путешествия (Исра) Посланника Аллаха и его Вознесения на небеса (Ми‘радж), срединной ночи благословенного месяца шаабан, переселения (Хиджры) Пророка из досточтимой Мекки в Лучезарную Медину, ниспослания Священного Корана, по случаю газавата при Бадре и по другим поводам.

 

Некоторые люди утверждают, что, якобы, неизвестно точно, когда произошли эти случаи, возрождать которые собираются мусульмане, и они не знают точного времени, по поводу которого все ученые-богословы были бы единодушны. Они говорят: люди обычно собираются в двадцать седьмую ночь (месяца раджаб) для возрождения ночного Путешествия и Вознесения Пророка на небеса, они так же собираются двенадцатого числа месяца раби‘уль-авваль для возрождения события рождения (мавлида) Пророка , несмотря на то, что среди ученых есть разногласия по поводу точного времени, когда произошли эти оба события.

 

А я же скажу следующее: отсутствие единодушия ученых-богословов в конкретизации и установлении точного времени не имеет никакого воздействия и влияния на правильность данного действия, потому что мы не убеждены в том, что проведение подобного сбора людей в какое-то определенное время является обязательным предписанием (фард) Шариата, напротив - это дело, связанное с благочестивыми трядициями.

 

Нас беспокоит и интересует лишь использование представившегося удобного случая, шанса для сбора людей и возможность направить его во благо для всех. Эта ночь, в течение которой люди собрались в такой великой форме и превосходным способом, независимо от того, ошиблись они относительно установления ее точного времени или оказались верны, поистине, один лишь их этот сбор для поминания Всевышнего Аллаха и выражения любви к Посланнику Аллаха достаточен для того, чтобы привлечь, вызвать милость и благость Всевышнего Создателя.


Я абсолютно уверен в том, что собрания этих людей устраиваются и не перестают быть лишь ради Всевышнего Аллаха, поистине, они принимаются Создателем, даже если они ошиблись относительно точного времени их проведения.

 

Для того, чтобы легче было понять эту проблему, я приведу такой пример. Один человек, устраивая угощения, пиршество, созвал на него людей. Некоторые из приглашенных явились на торжество не в установленное для него время, полагая, что, на самом деле это и есть время их приглашения и проведения угощения. Думаешь ли ты теперь, что хозяин торжества выгонит их, вернет их обратно с грубостью и плохим обращением с ними, оттолкнет их и скажет им: вернитесь и уходите от меня, это не время пиршества, на которое я пригласил вас и которое я установил, определил для угощения?! Или же ты думаешь, что он радушно примет их, поблагодарит за визит, откроет им двери своего дома и попросит войти, а затем попросит их вернуться к нему еще раз в обусловленное для торжества время?! Это мое представление о данном случае и такое же обхождение со Своими рабами достойно и милости и щедрости Всевышнего Аллаха.

 

Если мы соберемся для отмечания события Ночного путешествия и Вознесения Пророка , или по случаю мавлида, т.е. празднования его рождения, или по поводу вспоминания любого другого исторического события - нас не беспокоит точное установление его времени. Если мы собрались в нужное время, когда произошло данное событие, то хвала Всевышнему Аллаху за это. А если же дело обстоит иначе и наше собрание не совпадает с точным временем, то Всевышний Создатель не отвергнет нас и не закроет для нас врата Своей безграничной милости.

 

По моему мнению, умение воспользоваться удобным случаем для собирания людей с целью совершения мольбы (ду‘а) и обращений к Всемогущему Аллаху, старание обрести Его дары, щедроты и благодать важнее и величественнее, чем польза самого этого мероприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: