РЕЧЬ НА ЗАЩИТУ
Уважаемые члены Государственной Комиссии!
Представляю вашему вниманию выпускную квалификационную работу на тему: «Социально-педагогический патронаж неблагополучных семей в ДОУ».
Семейное неблагополучие является основной причиной социально-психологических проблем современного детства, кроме того, тенденции неблагополучия на уровне внутрисемейных отношений составляют ощутимую угрозу как для физического воспроизводства общества, так и для его морального воспроизводства. Дети, выросшие в таких семьях, наследуют отрицательный и негативный опыт семейной беспомощности и безответственности. | |
На 2 и 3 слайде представлен методологический аппарат исследования. Сложившаяся социальная ситуация ставит перед педагогической наукой задачу изучения современного проявления семейного неблагополучия, особенностей семей группы риска и оказания им социально-педагогической помощи. | |
Наиболее эффективной формой социально-педагогической работы с неблагополучными семьями на уровне дошкольного образовательного учреждения является патронаж, который способствует раннему выявлению семейных проблем и является эффективным условием профилактики социального неблагополучия. Теоретические и методические основы реализации данного процесса в литературе раскрыты недостаточно, что обусловило актуальность и выбор темы исследования. | |
В теоретической части работы нами были проанализированы понятие и дана общая характеристика неблагополучной семьи. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон её жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены | |
Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентаций, ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности. | |
На базе МБДОУ "Детский сад №5 "Ромашка" г. Выборга было проведено диагностическое исследование в группе младших дошкольников на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия. Возраст испытуемых составил от 3 до 4 лет. Количество испытуемых - 12 человек (7 мальчиков и 5 девочек). | |
Во время констатирующего этапа исследования нами было выяснено, что дети, посещающие младшую группу МБДОУ "Детский сад №5 "Ромашка" г. Выборга, так же ставшие участниками нашего исследования, в основном из благоприятных семей, по крайней мере, на первый взгляд. При изучении этих семей и диагностировании данных воспитанников, выяснилось, что не все дети из данной группы проживают в благоприятных условиях, что отражается на их поведении и эмоциональном реагировании. | |
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью. | |
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей, которое начинает носить преимущественно поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. | |
Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей. Чем меньше ласки, тепла и заботы получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Всё вышеперечисленное с особой остротой поставило вопрос о выработке модели социально-педагогического патронажа неблагополучных семей на базе ДОУ. | |
Модель социально-педагогического патронажа неблагополучных семей, предусматривает 5 основных этапов выведения неблагополучной семьи из кризиса, которые представлены на слайде. Системообразующими частями социально-педагогического патронажа выступают контроль, социально-педагогическое воздействие, социальная помощь и поддержка. | |
Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом её неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего. Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Соответственно социально-педагогический патронаж семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу, достигли цели, поставленной в нашей работе. | |
Социально-педагогический патронаж как форма индивидуальной адресной социальной поддержки неблагополучной семьи
|
|
|
Работать в дошкольном учреждении с неблагополучными семьями очень сложно. Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира становится эта семья, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье ввиду того, что необходимо найти подход, установить психологический контакт. Родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт с детским образовательным учреждением или вообще не вступают, могут демонстрировать открытую враждебность в ответ на призывы педагогов к сотрудничеству [31].
С неблагополучными семьями в дошкольных образовательных учреждениях работают, как правило, социальные педагоги и психологи. Часто с ними ведут работу комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, полиция. Однако, все перечисленные специалисты редко взаимодействуют друг с другом, поэтому детскому дошкольному учреждению самому приходится решать проблемы с трудными детьми и их неблагополучными родителями.
Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены неблагополучной семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов, органов опеки и попечительства и др.).
Объект исследования: неблагополучные семьи дошкольников, воспитывающихся в ДОУ.
Предмет исследования: модель социально-педагогического патронажа неблагополучной семьи в ДОУ.
Цель настоящего исследования состоит в разработке модели социально-педагогического патронажа неблагополучных семей на базе ДОУ на основе диагностического материала.
Гипотеза исследования предполагает, что социально-педагогический патронаж неблагополучных семей в ДОУ будет эффективнее, если на основе изучения проблем этих семей будет разработана модель социально-педагогического патронажа с целью раскрытия и задействования возможностей семьи.
Задачи исследования:
1. проанализировать понятие и дать общую характеристику неблагополучной семьи;
2. исследовать типологию неблагополучных семей и психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста из таких семей;
3. охарактеризовать социально-педагогический патронаж как форму индивидуальной адресной социальной поддержки неблагополучной семьи на уровне ДОУ;
4. провести диагностическое обследование неблагополучных семей в ДОУ;
5. предложить модель социально-педагогического патронажа неблагополучной семьи на уровне ДОУ.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвящённые факторам, условиям, механизмам социализации личности, проблемам социальной адаптации и реабилитации личности, проблемам семьи и семейного воспитания, концепции теоретического обоснования социально-педагогической работы с семьей.
Методической основой исследования явились: наблюдение, опросные методики, проективная методика «Моя семья», составление матрицы определения социального благополучия ребенка.
Задачи исследования решались на базе МБДОУ "Детский сад №5 "Ромашка" г. Выборга. В исследовании приняли участие дети младшей группы (12 человек, 7 мальчиков и 5 девочек), возраст испытуемых составил от 3 до 4 лет.
Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Работа изложена на 84 страницах и включает в себя введение, две главы (6 параграфов), заключение, список литературы, приложения.