АНАТОМО–ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ




Критические и сенситивные периоды в развитии детей

Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Эти периоды характеризуются повышенной чувствительностью к действию как позитивных, так и негативных факторов. Эти периоды существенно влияют на последующие этапы развития организма и на весь жизненный цикл человека.

Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды - сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими. Выявление сенситивных периодов является непременным условием создания благоприятных адекватных условий для эффективного обучения и сохранения здоровья детей.

 

· Наследственные факторы играют большую роль с периода новорожденности до пубертатного, в период полового созревания их роль снижается, затем снова повышается. А для пубертатного периода характерно влияние факторов внешней среды.

· Экологическим факторам наиболее подвержены эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростка повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности токсичных веществ.

В критические периоды равновесие развивающихся систем нарушено, т.е. старые механизмы регуляции уже исчерпали себя, а новые еще не достигли определенной зрелости. Степень чувствительности при это меняется: сначала она увеличивается, достигая максимума, затем снижается.

В постнатально периоде выделяют 3 критических периода:

1. В возрасте от 1 до 3,5 лет, т.е. в то время когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром. В этот период интенсивно формируется речь и сознание ребенка. При этом повышаются и воспитательные требования к нему, что приводит к напряженной работе физиологических систем организма. В результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.

2. Совпадает с началом школьного образования (6-8 лет). В жизнь ребенка входят новые люди: учителя, школьные друзья. Меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность. На этот период приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, необходимо учить с ребенком правила дорожного движения.

3. Связан с половым созревание (10 -15 лет). Идет перестройка работы желез внутренней секреции и изменение гормонального баланса. Нервная система особенно ранима, возможно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний

Сенситивные периоды:

1. До 1года

2. 4-5 лет

3. 6-8 лет

4. 12-15 лет (возрастает влияние сверстников).

 

Группы здоровья:

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий. Министерством здравоохранения СССР была утверждена комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков на основании совокупности критериев:

 

· наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

 

На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп:

ü I группа — дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

ü II группа — здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

ü III группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями;

ü IV группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

ü V группы здоровья -лица-инвалиды. Дети не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах

 

АНАТОМО–ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:

1) поддержание постоянства внутренней среды организма;

2) доставка кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;

3) выведение из организма продуктов обмена веществ.

 

Эти функции сердечнососудистая система может обеспечить только в тесном взаимодействии с органами дыхания, пищеварения и мочевыделения. Совершенствование работы органов кровообращения происходит неравномерно на протяжении всего периода детства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: