Методические указания к контрольным работам.




Контрольная работа

ЗАДАНИЕ 1. Подберите синонимы к заимствованным словам: аномалия, нувориш, стагнация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантность, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, тюнинг.

ЗАДАНИЕ 2. Подберите антонимы к прилагательным в словосочетаниях: радостное настроение; атлетическое телосложение; столичный вуз; бездуховный человек, плебейские манеры; прогрессивные взгляды; гармоничная мелодия; горизонтальная связь; квалифицированный специалист; темная ночь; спелое яблоко, лётная погода.

ЗАДАНИЕ 3. Составьте словосочетания с каждым из паронимов: поступок - проступок; запасный - запасной; эффектный - эффективный; доброта - добротность; надеть - одеть; цветной – цветастый – цветовой; дипломат – дипломант – дипломник; иллюстрированный – иллюстративный; выросло – возросло; смешной – смешливый; контакт – контракт, подпись – роспись.

ЗАДАНИЕ 4. От данных существительных образуйте формы И.п. мн.ч., соответствующие литературно-языковой норме. Обратите внимание на случаи паронимии в форме множественного числа.

 

Например, доктор – доктора; орден – ордена и ордены (паронимия в форме И.п. мн.ч.), год –года, годы.

Тренер, офицер, ректор, флигель, бухгалтер, аптекарь, вексель, торт, порт, сектор, диспетчер, табель, боль, снег, век, мех, договор.

ЗАДАНИЕ 5. От данных существительных образуйте формы Р.п. мн.ч., укажите случаи, где возможны варианты окончаний.

 

Например, чулок – чулок; грамм – граммов, в разговорной речи после числительных доп. «грамм».

Носок, боярин, варежка, макароны, ладонь, вишня.

ЗАДАНИЕ 6. Расставьте ударение в словах: алфавит, баловать, вероисповедание, каталог, договор, квартал, красивее, облегчить, обеспечение, средства, ворожея, ходатайство, свекла, маркетинг, поняла, понял, поняло, поняли, диспансер, одновременно, гофрированный, газопровод, нефтепровод, пиццерия, жерло.

ЗАДАНИЕ 7. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.

 

Книга была издана в (2007 год). В кассе не хватало (3545 рублей). Библиотека пополнилась (8200 книг). Отлично сдали экзамен (254 студента).

 

ЗАДАНИЕ 8. Определите род существительных: гражданка, непоседа, узбечка, ябеда, трудяга, мачеха, сладкоежка, авеню, бигуди, кенгуру, кафе, купе, шампунь, мозоль, братишка, танго, шоссе, виски, РАН, МИД, МВД, ТАСС, ТЭЦ.

ЗАДАНИЕ 9. Вставьте пропущенные окончания.

Ряд величайших открытий был… совершен… случайно.

Был… два часа ночи, когда мы вернулись.

Ряд различных ученых предложил… различные алгоритмы управления полетом летательного аппарата.

В аудитории сидел… 121 студент гуманитарного факультета.

 

Килиманджаро всегда привлекал… туристов.

 

Какаду вынимал… счастливые билеты, сидя на плече артиста цирка.

МКАД построен… три года назад.

 

МГУ провел… Всероссийскую Олимпиаду по русскому языку.

ЗАДАНИЕ 10. Раскройте скобки, употребив нужную форму имени собственного.

 

Ольга не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

 

Эта роль была блестяще сыграна (Джуд Лоу).

 

Оба (Егоров) успешно защитили диссертации.

 

Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин).

 

Царскосельский лицей, в котором учился А.С.Пушкин, находится на территории города (Пушкин).

 

 

ЗАДАНИЕ 11. Найдите ошибки в данных предложениях, приведите исправленный вариант.

 

Проснувшись завтра, за окном уже будет наступивший новый год.

 

Открыв дверь, моим глазам предстала странная картина.

 

Следует отметить следующие особенности.

 

Дон Кихот был высок и худой.

 

Устав после лекции, мне не работалось.

 

В курсовых работах допускаются пунктуационные ошибки.

 

ЗАДАНИЕ 12. Воспользуйтесь учебником по Русскому языку (например, Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1993) и расставьте знаки препинания в предложениях.

 

Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А.Линкольн).

 

Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф.Бэкон).

 

Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С.Моэм).

 

Речь состоящая из сухих слов и бесцветных выражений скучна и пресна как несоленый суп (Х.леммерман).

 

 

ЗАДАНИЕ 13. Составьте заявление о приеме на работу. Название учреждения, должность имя руководителя – по Вашему усмотрению.

 

ЗАДАНИЕ 14. Укажите правильный вариант написания слов: (пресс)конференция, (пресс)секретарь, (мини)маркет, (спич)райтер, (пол)конфеты, (пол)арбуза, (пол)квартиры, пол(Москвы), экспресс(курс).

 

 

Методические указания к контрольным работам.

Основными целями выполнения контрольной работы являются:

 

углубление знаний студентов о нормах современного русского литературного языка;

проверка знаний студентов и контроль качества изучения студентами учебной дисциплины;

совершенствование языковой компетенции;

развитие навыков работы со справочными изданиям и электронными ресурсами.

 

Контрольная работа включает задания на проверку знаний орфографических и пунктуационных норм; предполагает самостоятельную работу с орфоэпическими, лексическими, фразеологическими словарями, словарями лексических и грамматических трудностей русского языка. Для выполнения задания № 14 рекомендуется обратиться к информационному порталу https://www.gramota.ru/ в раздел «Библиографические требования». Для выполнения задания № 15 необходимо обратиться к справочникам и пособиям по деловому стилю русской речи.

 

В конце работы студент должен составить список использованной литературы, в котором необходимо указать словари и справочники, использованные в процессе выполнения контрольной работы.

Рекомендуемая литература

Словари

 

1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. М., 1988.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.,1976.

3. Бельчиков Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М.,1994. Большой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1999.

4. Горбачевич К.С. Словарь тудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1998.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1987.

7. Николюк Н.Г. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. СПб.: Светлячок, 1998.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 21-е изд., перераб., доп. М.: Русский язык, 1989.

9. Толковый словарь русского языка ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Н.Г.Скляревской. СПб.: Фолио-Пресс, 1998.

10. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. / Сост. А.И.Федоров. М.: Цитадель, 1997.

11. Энциклопедия «Аванта +», Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта +, 2000.

 

Учебники, учебные пособия:

 

1. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2006.

2. Былкова С. В. Русский язык и культура речи: Пособие для вузов / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. - М.: Изд. центр МарТ, 2005.

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. М.: Феникс, 2004.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М., 2005.

5. Культура русской речи /Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. М.,2000.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. проф. В.Д.Черняк. М., 2002.

7. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М.: МГАПП, 2005.

8. Русский язык и культура речи / Под ред. Гойхмана О.Я. М.: Инфра-М, 2009. Русский язык и культура речи. Учебник: Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. М.: Проспект, 2009.

9. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. 2-е изд. М.: Гардарики, 2004.

10. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий /Е.В.Ганапольская, Т.Ю.Волошинова, Н.В.Анисина, Ю.А.Ермолаева, Я.В.Лукина, Т.А.Потапенко, Л.В.Степанова. Под ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. СПб.: Питер, 2005.

11. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк. М.: Высш. Шк.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2002.

12. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М., 1993.

13. Скорикова Т.П. Основы культуры научной речи. М., 1999.

14. Токарева Г. В. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие. Иваново: Иван. гос. архит-строит ун-т, 2005.

15. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989.

16. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.,1982.

17. Шупенина В.И. Культура речи: Учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005.

 

Электронные ресурсы:

1. https://www.gramota.ru/

2. https://www.gramma.ru/

3. https://www.grammatika.ru/

4. https://www.ruscorpora.ru

5. https://www.ruslang.ru/

6. https://www.slovari.ru/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: