Контрольная работа по дисциплине




Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра документоведения и библиотековедения

 

 

Комплект заданий для контрольной работы

по учебной дисциплине

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Образовательный уровень: бакалавр

 

Донецк 2018

 

 

Комплект заданий для контрольной работы по учебной дисциплине «Лингвистические основы профессиональной деятельности» для студентов направления подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

 

„___” ________ 2018 года __ с.

 

 

Разработчик: ст.преподаватель Плахтий Т.П.

 

Комплект заданий для контрольной работы рассмотрен на заседании кафедры документоведения и библиотековедения

 

Протокол № ____ от “___” ________ 2018 года

 

Заведующий кафедрой _________ доцент, канд. филол. наук Н.В.Майборода

 

“___” ________ 2018 год

 

 

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра документоведения и библиотековедения

 

Контрольная работа по дисциплине

« Лингвистические основы профессиональной деятельности»

 

Вариант №1

 

 

Выполнила:

студентка ___ курса заочной формы обучения гр.

Ф.И.О.

 

Проверила:

ст.преподаватель

Плахтий Т.П.

____________________

 

 

Донецк, 2018

Инструкция по распределению вариантов и выполнению работы.

Старосте группы необходимо распределить варианты контрольной работы согласно алфавитного списка студентов группы.

Контрольная должна быть выполнена в печатном виде. Титульный лист оформляется строго по образцу. В конце работы указывается список использованной литературы.

Контрольную работу нужно сдать на кафедру документоведения и библиотековедения за 3 недели до начала сессии.

Критерии оценки (в баллах):

 

- 2 балла выставляется студенту, если выполнено меньше 50 % заданий;.

- 3 балла выставляется студенту, если выполнено не меньше 50 % заданий;

- 4 балла выставляется студенту, если выполнено не меньше 80 % заданий;

- 5 баллов выставляется студенту, если выполнены все задания.

Вариант 1.

1. В каких отношениях находятся понятия «язык», «речь», «языковая способность»?

2. Какие лексические ошибки и недочеты характерны для детских высказываний?

3. Чем обусловлены искажения звуковой оболочки слов в речи детей раннего и дошкольного возраста? Какие особенности произношения слов детьми разного возраста наблюдаются в приведенных ниже примерах из Словаря современного детского языка (Харченко 2005)? нагрудник – анюник (2, 3); колесо – кисо (2, 6); двери – дели (2, 6); жвачка – зеваська (2, 6), жувачка (2, 2); институт – нифитут (2, 6); зайчик – лячек (2, 7); зубр – бубл (2, 8); завалю – давалю (2, 10); телефон – тефон (3); компотик – матотик (3); демонстрация – дисмотрация (3).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 2.

1. Какова структура языковой способности?

2. Каковы основные сложности возникают у детей при усвоении категории числа?

3. Чем обусловлены искажения звуковой оболочки слов в речи детей раннего и дошкольного возраста? Какие особенности произношения слов детьми разного возраста наблюдаются в приведенных ниже примерах из Словаря современного детского языка (Харченко 2005)? Компот – по (1, 4); зажгись – жажгись (1, 5); зелёный – зёный (1, 6); здравствуйте – здадейти (2); карандашик – акадашик (2); кладбище – клабдище (2); косолапый – копояпый (2); крокодил – калкадир (2), прокадил (2, 6); картошка – катока (2, 1); капюшон – покашон (2, 1).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 3.

1. Современные пособия по развитию грамматического строя речи ребенка (перечень 5-10 пособий, краткий анализ).

2. С какими трудностями сталкивается ребенок при овладении падежами?

3. Чем обусловлены искажения звуковой оболочки слов в речи детей раннего и дошкольного возраста? Какие особенности произношения слов детьми разного возраста наблюдаются в приведенных ниже примерах из Словаря современного детского языка (Харченко 2005)? документы – копуденты (3); канализация – калинизация (4); транзистор – тормозитор (4); плоскогубцы – плаксогубцы (5); прививка – приливка (5); фильмоскоп – фильмоскок (5); экземпляр – энкземпляр (7).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 4.

1. Использование произведений детской художественной литературы на занятиях по обучению дошкольников грамоте.

2. Как проходит процесс усвоения склонения существительных?

3. Прочитайте приведенные ниже выдержки из «Дневника матери» Н.А. Менчинской (вначале указан возраст Саши Менчинского: 1 – сколько лет, 2 – месяцев, 3 – дней). В чем видите отличия детских высказываний от речи взрослых? 2, 6, 8: Рассказывает отцу: «Тлёлебус слёманий, сапозьника позвать надо, сапозьник поцинит». (Как-то недавно он вместе с няней относил сапожнику чинить свои ботинки.) 2, 9, 29: Собирается играть в красноармейца: «Я буду стелять плохих дядев, котоли не слюсаются, не убиляют».

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 5.

1. Использование метода наглядного моделирования в развитии фонематического восприятия ребенка.

2. Как помочь ребенку усвоить категории рода?

3. Прочитайте приведенные ниже выдержки из «Дневника матери» Н.А.Менчинской (вначале указан возраст Саши Менчинского: 1 – сколько лет, 2 – месяцев, 3 – дней). В чем видите отличия детских высказываний от речи взрослых? 4, 1, 15: «Почему троллейбус так громкает?» – и при этом сам громко крикнул, подражая троллейбусу. 5, 6, 28: Смотрит утром на запотевшие окна и говорит о них: «Заплесневели».

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 6.

1. Развитие фонематического восприятия ребенка с помощью картинок-символов.

2. С какими сложностями сталкивается ребенок при образовании глагольных форм?

3. Чем обусловлены искажения звуковой оболочки слов в речи детей раннего и дошкольного возраста? Какие особенности произношения слов детьми разного возраста наблюдаются в приведенных ниже примерах из Словаря современного детского языка (Харченко 2005)? Компот – по (1, 4); зажгись – жажгись (1, 5); зелёный – зёный (1, 6); здравствуйте – здадейти (2); карандашик – акадашик (2); кладбище – клабдище (2); косолапый – копояпый (2); крокодил – калкадир (2), прокадил (2, 6); картошка – катока (2, 1); капюшон – покаш он (2, 1).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 7.

1. Что изучает онтолингвистика и каковы ее основные принципы?

2. Из каких источников пополняется лексикон детей?

3. Чем обусловлены искажения звуковой оболочки слов в речи детей раннего и дошкольного возраста? Какие особенности произношения слов детьми разного возраста наблюдаются в приведенных ниже примерах из Словаря современного детского языка (Харченко 2005)? нагрудник – анюник (2, 3); колесо – кисо (2, 6); двери – дели (2, 6); жвачка – зеваська (2, 6), жувачка (2, 2); институт – нифитут (2, 6); зайчик – лячек (2, 7); зубр – бубл (2, 8); завалю – давалю (2, 10); телефон – тефон (3).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

Вариант 8.

1. Каковы основные подходы к периодизации речевого развития ребенка?

2. Что входит в содержание лексико-семантической работы при обучении детей родному языку?

3. Чем обусловлены искажения звуковой оболочки слов в речи детей раннего и дошкольного возраста? Какие особенности произношения слов детьми разного возраста наблюдаются в приведенных ниже примерах из Словаря современного детского языка (Харченко 2005)? компотик – матотик (3); демонстрация – дисмотрация (3); документы – копуденты (3); канализация – калинизация (4); транзистор – тормозитор (4); плоскогубцы – плаксогубцы (5); прививка – приливка (5); фильмоскоп – фильмоскок (5); экземпляр – энкземпляр (7).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 9.

1. Что характерно для доречевого этапа развития детской речи?

2. Какое место занимает лексико-семантическая работа в образовательном процессе?

3. Определите характер и причину появления в лексиконе ребенка следующих инноваций: Вертилятор (о вентиляторе); дворянка (о женщине-дворнике); противник (о противном, неприглядном человеке); повкуснятель (об улучшителе вкуса); полутехнический институт (политехнический); покойник (о ребенке, который спокойно сидит).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 10.

1. Формирование лексикона ребенка посредством использования игровых упражнений.

2. В чем заключаются особенности содержания лексико-семантической работы с дошкольниками?

3. Определите характер и причину появления в лексиконе ребенка следующих инноваций: занюхаться (увлечься, обнюхивая: Мальчик зовет Бима, а тот занюхался и не слышит его); получка (получение: Так, магазин закрывается на получку товаров!); помогальщица (помощница); покулакивать (массировать кулаками); парусатый корабль (о паруснике); одноименец (о тезке).

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 11.

1. Каково соотношение терминов «словарь» и «лексикон»?

2. Какие способы семантизации слова используются в работе с детьми дошкольного возраста?

3.. Определите причину смешения детьми слов: Быстро – громко (Мама, зачем так громко меня ведешь?); обоняние – обаяние; пудра – помада; осанка – позвоночник; шлюпка – плюшка; галерея – галантерея; бинокль – компас.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 12.

1.Что представляет собой лексикон ребенка как компонент языковой способности?

2. Какие методы способствуют закреплению, уточнению и активизации словаря дошкольников?

3. Предложите словообразовательные модели именных частей речи для дошкольников.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 13.

1. Чем отличаются единицы детского лексикона от единиц лексикона взрослого человека?

2. В чем заключаются особенности содержания лексико-семантической работы с младшими школьниками?

3. Подобрать для занятий с детьми примеры скороговорок.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

Вариант 14.

1. Методика проведения игр, направленных на словесный анализ предложений.

2. Какие способы семантизации слова применяются в работе с младшими школьниками?

3. Подобрать для занятий с детьми примеры фразеологизмов.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 15.

1. Методика проведения игр, обучающих детей звуковому анализу слова.

2. Какие виды упражнений используются для уточнения и активизации словаря учащихся на уроках русского языка?

3. Подобрать для занятий с детьми примеры загадок.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 16.

1. Дидактические игры, лексические и словарные упражнения, их использование для решения задач словарной работы.

2. Какие аспекты детской речи являются предметом лингвистического анализа?

3. Подобрать для занятий с детьми примеры поговорок, пословиц.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 17.

1. Дидактические упражнения и игры, направленные на формирование умения дифференцировать слова в предложении.

2. Какая лексико-семантическая работа проводится на уроках литературного чтения в начальной школе?

3. Предложите словообразовательные модели неизменяемых частей речи для учеников 4 класса.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 18.

1. Как отбирается лексический материал для определения уровня развития лексикона ребенка?

2. Обзор образовательной программы по развитию речи детей (на выбор).

3. Подобрать для дошкольников упражнения или игры, формирующие грамматические навыки.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 19.

1. Какие единицы входят в состав начального детского лексикона?

2. Обзор методических пособий по развитию языковых способностей дошкольников.

3. Предложить модели для формирования языковой картины мира ребенка на фонетическом уровне.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

Вариант 20.

1. Использование на занятиях по обучению дошкольников грамоте пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

2. Обзор методических пособий по развитию языковых способностей учеников начальной школы.

3. Предложить модели для формирования языковой картины мира ребенка на лексическом уровне.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

Вариант 21.

1. Какие особенности (функциональные, семантические, фонетические) отличают первые слова ребенка от единиц лексикона на последующих этапах речевого онтогенеза?

2. Анализ (на выбор) 1 учебника по русскому языку для начальной школы.

3. Предложить модели для формирования языковой картины мира ребенка на синтаксическом уровне.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

Вариант 22.

1. Каковы причины и механизмы детского словотворчества?

2. Анализ (на выбор) 1 учебника по украинскому языку для начальной школы.

3. Предложить модели для формирования языковой картины мира ребенка на морфемном уровне.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

Вариант 23.

1. Формирование семантической структуры лексического значения в сознании ребенка.

2. Анализ (на выбор) 1 пособия по русскому языку для начальной школы.

3. Подобрать для дошкольников упражнения или игры для развития связной речи.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

 

Вариант 24.

1. Каковы особенности восприятия детьми многозначного слова?

2. Анализ (на выбор) 1 авторской программы по русскому языку для начальной школы, которая проходит апробацию образовательных учреждениях ДНР.

3. Подобрать для учеников 2 класса упражнения или игры для развития связной речи.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.

 

Вариант 25.

1. Какие лексические ошибки возникают у детей при восприятии речи и чем они обусловлены?

2. Анализ (на выбор) 1 авторского пособия по русскому языку для начальной школы, которое проходит апробацию образовательных учреждениях ДНР.

3. Подобрать примеры использования глаголов в фразеологизмах.

4. Составить терминологический словарь из 10 терминов по изучаемой дисциплине. Объем каждого определения – от 50 до 100 слов. Указать источник, с которого взято определение (источник указать под каждым термином в скобках). Исходные данные источника оформить по стандарту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: