ТРАНСПОРТИРОВКА В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ




Транспорт является основным проводником материального потока в логистических системах. Транспортные расходы могут достигать 20% цены продукции (в труднодоступных районах доля транспортных расхо­дов может составлять более 50%).

Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Грузовой терминал — специальный комплекс, предназначенный для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой/ разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных гру­зов, а также коммерческо-правовым обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Транспортные тарифы — механизм формирования оплаты компани­ям-

Перевозочный счет-фактура — инструмент, посредством которого перевозчик взимает плату.

Грузовой манифест — в нем указываются все остановки в случае, ког­да на одном транспортном средстве перевозятся смешанные грузовые от­правки

Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из ос­новных документов, применяемых при таможенном оформлении и тамо­женном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Сквозной коносамент — документ, заменяющий коносамент или транспортную накладную, если товары перевозятся воздушным транспор­том (авиагрузовая накладная) или несколькими видами транспорта.

Коммерческий счет-фактура — документ, который выдается экспор­тером и содержит описание товаров и условия продажи (аналогичен счету-фактуре во внутренних перевозках).

Страховое свидетельство (страховой сертификат) — документ, со­держащий краткий перечень рисков, покрываемых страховым полисом (например, ущерб от огня, воды, кражи), наименование страхователя и описание застрахованного имущества экспортера.

Сертификат происхождения — документ, в котором указывают стра­ну, где произведены товары, чтобы определить применяемые к ним тамо­женные пошлины и другие государственные таможенные ограничения.

1. Транспортная инфраструктура

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляю­щая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Функции транспортировки:

1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логис­тической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесо­образным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения — вре­менной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;

2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки ак­туальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда мож­но осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным пере­валочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен бу­дет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно ис­пользовать также для непосредственного хранения в целях устранения до­рогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.

Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужно­го качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.

2. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок

По своей сути транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение мате­риального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помо­щи складской техники).

Транспорт можно классифицировать по следующим видам:

· Железнодорожный;

· Автотранспорт;

· Водный: морской, речной;

· Трудопровод;

· Воздушный.

 

Достоинства и недостатки использования видов транспорта приведены в таб.1.

 

Таблица 1

Преимущества и недостатки использования видов транспорта

 

Вид транспорта   Преимущества Недостатки
Железнодорожный Возможность перевозок боль­ших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны Медленный (250—500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потери в про­цессе перевозки, длительные простои
Автомобильный Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспе­дирования Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог
Водный (морской, речной) Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды
Трубопроводный Большие объемы перевозок, большие расстояния Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообраз­ных грузов
Воздушный Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды

 

 

Характеристика грузов:

 

· скорость перемещения груза;

· Грузоподъемность;

· надежность;

· частота перевозок;

· доступность транспортных средств.

 

Свойства грузов. Перевозимые грузы классифицируются по происхождению, физико-химическим свойствам, способу перевозки, весовым характеристикам и габаритам, технологии хранения. Характер груза предъявляет особые требования к используемому транспортному средству.

3. Транспортные тарифы

Транспортные тарифы — механизм формирования оплаты компани­ям-перевозчикам за транспортные и сопутствующие услуги.

На железнодорожном транспорте транспортные тарифы делятся:

• на общие (основной вид тарифов, определяют стоимость перевозки основной массы грузов);

• исключительные (устанавливают специальные надбавки или скидки на общие тарифы);

• льготные (для перевозки специальных грузов или грузов для нужд железных дорог);

• местные (тарифы, сборы и надбавки, действующие в пределах дан­ной железной дороги).

На автомобильном транспорте применяются следующие виды тарифов:

• сдельные за перевозку грузов;

• повременные;

• за перегон пустого транспортного средства;

• контрактные и др.

На речном и морском транспорте транспортные тарифы определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынков.

4. Документационное обеспечение транспортной логистики

• При осуществлении перевозок необходимо, чтобы документационное сопровождение груза отвечало требованиям законодательства, информация о грузе была достаточна для проверки соответствия заказа и поставки. Должна быть возможность отразить расхождения заказа и поставки, по­ставки и отправки (поскольку в процессе перевозки груз может испортить­ся, быть утерян и т. д.). Для перевозок внутри страны основными докумен­тами являются:

• товарно-транспортная накладная, товарная накладная (при покупке отдается перевозчиком в подтверждение приемки грузов, содержит описа­ние состава и размера грузовой отправки). Пример: Товарная накладная ТОРГ-12;

• перевозочный счет-фактура — инструмент, посредством которого перевозчик взимает плату;

• грузовой манифест — в нем указываются все остановки в случае, когда на одном транспортном средстве перевозятся смешанные грузовые отправки.

• Международные перевозки предъявляют более высокие требования к документации.

• Общие формы международной логистической документации:

• экспортный безотрывной аккредитив. Кредитный договор между
импортером и банком о передаче обязательств по оплате импортером по­
лученных от экспортера товаров банку импортера (который по умолчанию
считается более кредитоспособным);

• банковский чек (переводной вексель). Средство платежа в экспорт­но-импортных сделках. Существуют два типа подобных сделок: по предъ­явлении надлежащих документов (предъявительский переводной вексель) и по прошествии определенного времени после акцептования надлежащих документов (срочный переводной вексель). Банковский чек, к которому прилагаются сопроводительные инструкции и другие документы (но не аккредитив), называется документарным переводным векселем;

• коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из ос­новных документов, применяемых при таможенном оформлении и тамо­женном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Соглас­но ст. 124 КТМ СССР в коносаменте указываются:

ü наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;

ü наименование перевозчика; место приема или погрузки судна; наименование отправителя;

ü место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначе­ния или направление судна;

ü наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименова­ние получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу по­лучателя» (ордерный коносамент), или указание, что коноса­мент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «при­казу получателя», то он считается составленным «приказу от­правителя»;

ü наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо ко­личество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;

ü фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указа­ние, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложен­ным в чартере или другом документе, либо указание, что фрахт пол­ностью уплачен;

ü время и место выдачи коносамента; число составленных экземпляров коносамента;

ü подпись капитана или иного представителя перевозчика;

• сквозной коносамент. Документ, заменяющий коносамент или транспортную накладную, если товары перевозятся воздушным транспор­том (авиагрузовая накладная) или несколькими видами транспорта;

• коммерческий счет-фактура. Документ, который выдается экспорте­ром и содержит описание товаров и условия продажи (аналогичен счету-фактуре во внутренних перевозках);

• страховое свидетельство (страховой сертификат). Документ, содер­жащий краткий перечень рисков, покрываемых страховым полисом (на­пример, ущерб от огня, воды, кражи), наименование страхователя и описа­ние застрахованного имущества экспортера;

• сертификат происхождения. Документ, в котором указывают стра­ну, где произведены товары, чтобы определить применяемые к ним тамо­женные пошлины и другие государственные таможенные ограничения.

 

5. Терминальные перевозки

Грузовой терминал — специальный комплекс, предназначенный для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой/ разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных гру­зов, а также коммерческо-правовым обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.

Основные функции терминалов:

• консолидация, разукрупнение, сортировка и комплектация грузо­вых отправок;

• краткосрочное хранение;

• информационно-компьютерное сопровождение сервисных услуг терминала;

• сбор и развозка грузов;

• маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг;

• юридическое оформление деятельности терминала.
Пример. Транспортно-логистические центры.

Россия — страна уникальная по расстояниям перевозок и природно-климатическим условиям, поэтому транспортная логистическая система внутри страны — это сложный комплекс инфраструктуры, транспортных средств и организаций. Для решения части задач Правительство РФ гото­вит проект программы создания специализированных транспортно-логис­тических центров (ТЛЦ).

Эти центры будут объединены в единую систему коллективного пользования, действующую на российском и зарубежном рынке инфор­мационно-логистических и консалтинговых услуг. Каждый такой центр будет функционировать как независимая от участников перевозок орга­низация, работающая на коммерческой основе. Основными заказчиками услуг ТЛЦ станут грузовладельцы, экспедиторские и транспортные ком­пании. Эти центры будут создаваться в крупных транспортных узлах или административных центрах, где выполняется большой объем операций с грузами и имеются технические, прежде всего телекоммуникационные, возможности. В Российской Федерации наряду с уже имеющимися ТЛЦ в Санкт-Петербурге и Москве такие центры будут созданы в Новорос­сийске, Ростове, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Владивостоке.

Этот проект осуществляется в рамках реализации Федеральной целе­вой программы «Модернизация транспортной системы России на период 2002—2010 гг.». Программа утверждена Правительством РФ в 2001 г. В документ вошли федеральные и ведомственные программы, направ­ленные на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, систем управления, информатизации, совершенствование подвижного со­става, скоростного движения, безопасности. Общие затраты на реализа­цию программы составят 5 трлн руб., из них на железнодорожный транс­порт придется 33%. При этом железнодорожная отрасль должна обеспе­чить из своих средств более 80% финансирования. Одним из основных направлений работы в рамках программы «Модернизация транспортной системы России» является развитие международных транспортных кори­доров. С их помощью российские транспортные системы смогут интен­сивнее интегрироваться в транспортные сети стран Европы и Азии.

Правительство РФ в рамках реализации программы модернизации транспортной системы России приступило к созданию информационных систем, взаимодействующих с системами других видов транспорта. Ак­тивно внедряются системы взаимодействия припортовых станций и пор­тов. Примеры — станция Находка-Восточная и порт Восточный, станция и порт Новороссийск. Специалисты работают над реализацией ряда совмест­ных проектов по организации интермодальных перевозок грузов. Приме­ром может служить работа по созданию системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии в рамках международного проекта TEDIM. Разработка этой программы началась пять лет назад по инициати­ве Финляндии при активном участии Германии и России. Проекты TEDIM способствуют повышению эффективности, надежности и безопасности транспортировки товаров между Европейским союзом и Российской Фе­дерацией. Кроме того, TEDIM одобрен в качестве одного из стратегиче­ских проектов по развитию глобальной логистики и транспортной сети в регионе.

6. Управление транспортировкой

6.1. Организационные принципы транспортировки

Существуют два основных принципа организации транспортировки:

• экономия за счет масштаба грузоперевозки;

• экономия за счет дальности маршрута. Рассмотрим их более подробно.

1, Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укруп­нения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу гру­за. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз (административные расходы, стой мость простоев, погрузка-разгрузка, эксплуатационные расходы и т. д.).

2. Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокраще­ния стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого те же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки,

При оперативном управлении транспортировкой, а также при проекти­ровании транспортной составляющей логистической системы следует придерживаться этих двух принципов.

Задачи транспортной логистики:

• определение вида транспорта;

• определение типа транспортного средства;

• выбор поставщика транспортных услуг;

• совместное планирование транспортного и складского процессов;

• согласование транспортных и погрузочных работ;

• совместное планирование перевозки грузов разными видами транс­порта;

• определение рациональных маршрутов доставки грузов;

• определение суммарных расходов доставки груза.

6.2. Стратегии ценообразования

и определение «полезных» затрат при организации перевозок

Экономические факторы транспортировки:

• расстояние (чем больше расстояние, тем дешевле т/км);

• объем груза (чем больше вес, тем дешевле перевозка 1 кг веса);

• плотность груза (чем больше плотность груза, тем дешевле перевозка);

• укладистость груза (с повышением укладистости груза снижается объем бесполезно перевозимого воздуха);

• грузопереработка (возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки);

• ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделя­ется сохранности груза, тем дороже перевозка):

ü опасность повреждения груза; опасность утраты груза;

ü опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства;

ü опасность самопроизвольного возгорания;

ü опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на кило­грамм веса;

• рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов
общественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных
услуг).

Структура издержек по видам транспорта приведена в таб. 2.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: