Транспорт является основным проводником материального потока в логистических системах. Транспортные расходы могут достигать 20% цены продукции (в труднодоступных районах доля транспортных расходов может составлять более 50%).
Транспорт — отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Грузовой терминал — специальный комплекс, предназначенный для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой/ разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных грузов, а также коммерческо-правовым обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Транспортные тарифы — механизм формирования оплаты компаниям-
Перевозочный счет-фактура — инструмент, посредством которого перевозчик взимает плату.
Грузовой манифест — в нем указываются все остановки в случае, когда на одном транспортном средстве перевозятся смешанные грузовые отправки
Коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.
Сквозной коносамент — документ, заменяющий коносамент или транспортную накладную, если товары перевозятся воздушным транспортом (авиагрузовая накладная) или несколькими видами транспорта.
Коммерческий счет-фактура — документ, который выдается экспортером и содержит описание товаров и условия продажи (аналогичен счету-фактуре во внутренних перевозках).
|
Страховое свидетельство (страховой сертификат) — документ, содержащий краткий перечень рисков, покрываемых страховым полисом (например, ущерб от огня, воды, кражи), наименование страхователя и описание застрахованного имущества экспортера.
Сертификат происхождения — документ, в котором указывают страну, где произведены товары, чтобы определить применяемые к ним таможенные пошлины и другие государственные таможенные ограничения.
1. Транспортная инфраструктура
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Функции транспортировки:
1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения — временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;
2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен будет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.
|
Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.
2. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок
По своей сути транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение материального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помощи складской техники).
Транспорт можно классифицировать по следующим видам:
· Железнодорожный;
· Автотранспорт;
· Водный: морской, речной;
· Трудопровод;
· Воздушный.
Достоинства и недостатки использования видов транспорта приведены в таб.1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки использования видов транспорта
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки |
Железнодорожный | Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны | Медленный (250—500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потери в процессе перевозки, длительные простои |
Автомобильный | Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования | Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог |
Водный (морской, речной) | Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле | Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды |
Трубопроводный | Большие объемы перевозок, большие расстояния | Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообразных грузов |
Воздушный | Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях | Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды |
|
Характеристика грузов:
· скорость перемещения груза;
· Грузоподъемность;
· надежность;
· частота перевозок;
· доступность транспортных средств.
Свойства грузов. Перевозимые грузы классифицируются по происхождению, физико-химическим свойствам, способу перевозки, весовым характеристикам и габаритам, технологии хранения. Характер груза предъявляет особые требования к используемому транспортному средству.
3. Транспортные тарифы
Транспортные тарифы — механизм формирования оплаты компаниям-перевозчикам за транспортные и сопутствующие услуги.
На железнодорожном транспорте транспортные тарифы делятся:
• на общие (основной вид тарифов, определяют стоимость перевозки основной массы грузов);
• исключительные (устанавливают специальные надбавки или скидки на общие тарифы);
• льготные (для перевозки специальных грузов или грузов для нужд железных дорог);
• местные (тарифы, сборы и надбавки, действующие в пределах данной железной дороги).
На автомобильном транспорте применяются следующие виды тарифов:
• сдельные за перевозку грузов;
• повременные;
• за перегон пустого транспортного средства;
• контрактные и др.
На речном и морском транспорте транспортные тарифы определяются пароходствами с учетом конъюнктуры рынков.
4. Документационное обеспечение транспортной логистики
• При осуществлении перевозок необходимо, чтобы документационное сопровождение груза отвечало требованиям законодательства, информация о грузе была достаточна для проверки соответствия заказа и поставки. Должна быть возможность отразить расхождения заказа и поставки, поставки и отправки (поскольку в процессе перевозки груз может испортиться, быть утерян и т. д.). Для перевозок внутри страны основными документами являются:
• товарно-транспортная накладная, товарная накладная (при покупке отдается перевозчиком в подтверждение приемки грузов, содержит описание состава и размера грузовой отправки). Пример: Товарная накладная ТОРГ-12;
• перевозочный счет-фактура — инструмент, посредством которого перевозчик взимает плату;
• грузовой манифест — в нем указываются все остановки в случае, когда на одном транспортном средстве перевозятся смешанные грузовые отправки.
• Международные перевозки предъявляют более высокие требования к документации.
• Общие формы международной логистической документации:
• экспортный безотрывной аккредитив. Кредитный договор между
импортером и банком о передаче обязательств по оплате импортером по
лученных от экспортера товаров банку импортера (который по умолчанию
считается более кредитоспособным);
• банковский чек (переводной вексель). Средство платежа в экспортно-импортных сделках. Существуют два типа подобных сделок: по предъявлении надлежащих документов (предъявительский переводной вексель) и по прошествии определенного времени после акцептования надлежащих документов (срочный переводной вексель). Банковский чек, к которому прилагаются сопроводительные инструкции и другие документы (но не аккредитив), называется документарным переводным векселем;
• коносамент (bill of lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом. Согласно ст. 124 КТМ СССР в коносаменте указываются:
ü наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;
ü наименование перевозчика; место приема или погрузки судна; наименование отправителя;
ü место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;
ü наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан «приказу отправителя», либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу получателя», то он считается составленным «приказу отправителя»;
ü наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;
ü фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере или другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;
ü время и место выдачи коносамента; число составленных экземпляров коносамента;
ü подпись капитана или иного представителя перевозчика;
• сквозной коносамент. Документ, заменяющий коносамент или транспортную накладную, если товары перевозятся воздушным транспортом (авиагрузовая накладная) или несколькими видами транспорта;
• коммерческий счет-фактура. Документ, который выдается экспортером и содержит описание товаров и условия продажи (аналогичен счету-фактуре во внутренних перевозках);
• страховое свидетельство (страховой сертификат). Документ, содержащий краткий перечень рисков, покрываемых страховым полисом (например, ущерб от огня, воды, кражи), наименование страхователя и описание застрахованного имущества экспортера;
• сертификат происхождения. Документ, в котором указывают страну, где произведены товары, чтобы определить применяемые к ним таможенные пошлины и другие государственные таможенные ограничения.
5. Терминальные перевозки
Грузовой терминал — специальный комплекс, предназначенный для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой/ разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных грузов, а также коммерческо-правовым обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Основные функции терминалов:
• консолидация, разукрупнение, сортировка и комплектация грузовых отправок;
• краткосрочное хранение;
• информационно-компьютерное сопровождение сервисных услуг терминала;
• сбор и развозка грузов;
• маркетинговые исследования рынка транспортно-логистических услуг;
• юридическое оформление деятельности терминала.
Пример. Транспортно-логистические центры.
Россия — страна уникальная по расстояниям перевозок и природно-климатическим условиям, поэтому транспортная логистическая система внутри страны — это сложный комплекс инфраструктуры, транспортных средств и организаций. Для решения части задач Правительство РФ готовит проект программы создания специализированных транспортно-логистических центров (ТЛЦ).
Эти центры будут объединены в единую систему коллективного пользования, действующую на российском и зарубежном рынке информационно-логистических и консалтинговых услуг. Каждый такой центр будет функционировать как независимая от участников перевозок организация, работающая на коммерческой основе. Основными заказчиками услуг ТЛЦ станут грузовладельцы, экспедиторские и транспортные компании. Эти центры будут создаваться в крупных транспортных узлах или административных центрах, где выполняется большой объем операций с грузами и имеются технические, прежде всего телекоммуникационные, возможности. В Российской Федерации наряду с уже имеющимися ТЛЦ в Санкт-Петербурге и Москве такие центры будут созданы в Новороссийске, Ростове, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Астрахани, Владивостоке.
Этот проект осуществляется в рамках реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на период 2002—2010 гг.». Программа утверждена Правительством РФ в 2001 г. В документ вошли федеральные и ведомственные программы, направленные на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, систем управления, информатизации, совершенствование подвижного состава, скоростного движения, безопасности. Общие затраты на реализацию программы составят 5 трлн руб., из них на железнодорожный транспорт придется 33%. При этом железнодорожная отрасль должна обеспечить из своих средств более 80% финансирования. Одним из основных направлений работы в рамках программы «Модернизация транспортной системы России» является развитие международных транспортных коридоров. С их помощью российские транспортные системы смогут интенсивнее интегрироваться в транспортные сети стран Европы и Азии.
Правительство РФ в рамках реализации программы модернизации транспортной системы России приступило к созданию информационных систем, взаимодействующих с системами других видов транспорта. Активно внедряются системы взаимодействия припортовых станций и портов. Примеры — станция Находка-Восточная и порт Восточный, станция и порт Новороссийск. Специалисты работают над реализацией ряда совместных проектов по организации интермодальных перевозок грузов. Примером может служить работа по созданию системы организации перевозок грузов по безбумажной технологии в рамках международного проекта TEDIM. Разработка этой программы началась пять лет назад по инициативе Финляндии при активном участии Германии и России. Проекты TEDIM способствуют повышению эффективности, надежности и безопасности транспортировки товаров между Европейским союзом и Российской Федерацией. Кроме того, TEDIM одобрен в качестве одного из стратегических проектов по развитию глобальной логистики и транспортной сети в регионе.
6. Управление транспортировкой
6.1. Организационные принципы транспортировки
Существуют два основных принципа организации транспортировки:
• экономия за счет масштаба грузоперевозки;
• экономия за счет дальности маршрута. Рассмотрим их более подробно.
1, Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз (административные расходы, стой мость простоев, погрузка-разгрузка, эксплуатационные расходы и т. д.).
2. Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого те же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки,
При оперативном управлении транспортировкой, а также при проектировании транспортной составляющей логистической системы следует придерживаться этих двух принципов.
Задачи транспортной логистики:
• определение вида транспорта;
• определение типа транспортного средства;
• выбор поставщика транспортных услуг;
• совместное планирование транспортного и складского процессов;
• согласование транспортных и погрузочных работ;
• совместное планирование перевозки грузов разными видами транспорта;
• определение рациональных маршрутов доставки грузов;
• определение суммарных расходов доставки груза.
6.2. Стратегии ценообразования
и определение «полезных» затрат при организации перевозок
Экономические факторы транспортировки:
• расстояние (чем больше расстояние, тем дешевле т/км);
• объем груза (чем больше вес, тем дешевле перевозка 1 кг веса);
• плотность груза (чем больше плотность груза, тем дешевле перевозка);
• укладистость груза (с повышением укладистости груза снижается объем бесполезно перевозимого воздуха);
• грузопереработка (возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки);
• ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка):
ü опасность повреждения груза; опасность утраты груза;
ü опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства;
ü опасность самопроизвольного возгорания;
ü опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса;
• рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов
общественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных
услуг).
Структура издержек по видам транспорта приведена в таб. 2.
Таблица 2