Октановое число – характеристика детонационной стойкости автомобильных бензинов и их компонентов, предназначенных для использования в двигателе с искровым зажиганием. Иными словами, октановое число – показатель детонационной стойкости бензина.
Сущность метода определения октанового числа по исследовательскому методу заключается в сравнении стандартной интенсивности детонации образца испытуемого топлива в стандартных двигателях (CFR или типа УИТ) при стандартных для исследовательского метода рабочих условиях и степени сжатия с интенсивностью детонации ПЭС. Регулируют соотношение топливо-воздух для образца испытуемого топлива и для каждой из ПЭС для достижения максимальной интенсивности детонации. Определяют состав ПЭС, стандартная интенсивность детонации, которой при испытании с той же степенью сжатия, что и образец испытуемого топлива имеет то же октановое число. Октановое число этой ПЭС принимают за октановое число испытуемого образца топлива.
Каждой ПЭС соответствует установленное значение ОЧ.
Представленный в этой работе исследовательский метод для определения октанового числа позволяет определять его в диапазоне от 0 до 120 единиц в установках CFR и от 0 до 110 в установках УИТ.
В настоящем методе испытания используют специальные установки, предназначенные для определения октановых чисел - CFR или типа УИТ, оснащенные одноцилиндровым двигателем с переменной степенью сжатия.
Двигатель состоит из стандартных компонентов картера; группы цилиндра в сборе, включая зажимную втулку для обеспечения возможности непрерывного изменения степени сжатия при работе двигателя; рубашки цилиндра с системой охлаждения термосифонной циркуляцией; системы подачи топлива из нескольких бачков с селекторным краном, предназначенным для подачи топлива через трубку Вентури для смесеобразования в сопле; системы подачи воздуха с оборудованием для контроля и поддержания его температуры и влажности; системы для контроля и поддержания температуры ТВС; контрольных электрических приборов и трубы выпуска отработавших газов. Двигатель соединен ременной передачей со специальным электромотором переменного тока, который служит для пуска двигателя и для поддержания постоянной частоты вращения во время работы двигателя на топливе.
|
Специальное электронное оборудование измеряющее детонацию (аналоговый детонометр) в комплекте с магнитострикционным датчиком является основным прибором, который используют в настоящем методе.
Измерение интенсивности детонации производится на установке УИТ-85М комплектом электронной аппаратуры, состоящим из магнитострикционного датчика (рис.1) и детонометра ДП-84 (рис.2).
Рис.1 Датчик детонации.
Датчик, ввернутый в цилиндр двигателя установки, предназначен для фиксирования детонации. Он состоит из магнитострикционного стержня 1, корпуса с мембраной 2, корпуса с радиатором 3. контактной головки 4, грибка 5 и обмотки 6. Концы обмотки выведены на контактную головку, которой датчик соединяется через гибкий шланг с детонометром.
Принцип действия датчика основан на магнито-упругом эффекте, называемом эффектом обратной магнитострикции. Он заключается к том, что малые механические деформации стержня 1, изготовленного из материала, обладающего магнитострикционными свойствами, вызывают значительные изменения его магнитной проницаемости и соответственное изменение магнитного сопротивления потоку, который замыкается через стержень, корпус и мембрану датчика. Для создания постоянного магнитного поля в датчике корпус выполнен из стали с большой коэрцитивной силой и намагничен. Напряжение, возникшее при детонации в обмотке датчика, поступает на вход детонометра.
|
Рис.2 Детонометр ДП-84.
Детонометр предназначен для усиления сигнала, получаемого от датчика, преобразования его в постоянное напряжение, пропорциональное степени детонации, и передачи этого сигнала на указатель детонации (рис.3). Он смонтирован на выдвижном шасси и закрыт общим кожухом. Увеличенная в сравнении с кожухом передняя панель позволяет обеспечить монтаж и крепление детонометра на пульт установки как панельный прибор. На заднюю стенку детонометра выведены ответные части соединительных разъемов для соединения с датчиком, указателем детонации, и КСП для подачи питания (220 В).
Электрические схемы детонометра, а также подробное описание устройства и работы этого прибора изложены в "Техническом описании и инструкции по эксплуатации на детонометр", прикладываемом к каждому комплекту прибора ДП-84. Этим документом следует руководствоваться при настройке и регулировке детонометра, а также в случае возникновения каких-либо неисправностей или затруднений в его работе.
Рис.3 Указатель детонации.
Указатель детонации представляет собой аналогоцифровой преобразователь с трехразрядной цифровой шкалой, имеющей пределы измерений от 0 до 100.
Указатель детонации вмонтирован в специальном корпус, имеющий поворотно-шариковый механизм, позволяющий обеспечивать разворот корпуса и удобное для работы положение.