ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАББАЛЫ




Главное управление образования мэрии г. Новосибирска

Управление образования администрации Ленинского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение города Новосибирска

«Гимназия №14 «Университетская »

Г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 31 факс 346-47-31,тел. 346-47-31,

ИНН 5404121137/КПП 540401001, ОГРН 1035401482071 ОКОНХ 92310, ОКВЭД 80.21.2 ОКПО 23642416, gym_14_nsk@nios.ru, сайт: gim-14.nios.ru

 

 

 

 

Индивидуальный проект по теме:

«Философия Каббалы»

Автор: Сватьева Екатерина ученица 10 класса

Руководитель: Киба О.В.,(учитель права)

 

Г. Новосибирск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………….……………………………………………….…………..3.

2. Понятие Каббалы……………...……………………………………………………….……4.

3. Историческая справка………….………………………………..………………………..5.

4. Основные положения………………………………….…………………………...……..8.

4.1.Общее строение мироздания…………………………………………………..……..8.

4.2. «Древо Сефирот»……………………………………………………………..…………….9.

4.3. «Древо Клиппот»…………………………………………………………………………11.

5. Основные философские идеи…………………………………………...……………13.

6. Заключение………………………………………………………………………………..…..14.

7. Список использованных источников…………………………………….………15.

8. Приложения…………………………………………………………………………………..16.

 

ВВЕДЕНИЕ

Каббала является одним из фундаментальных учений, возникшим как принято считать внутри традиции иудаизма, но её отличительной особенностью от иных доктрин философского и эзотерического мира является её крайне туманное положение.

Различные источники дают нам абсолютно разные, нередко ошибочные определения этого понятия, из-за чего не избежать великой путаницы. Каббалу называли и мистическим, и эзотерическим, и философским, и даже религиозным учением!

Где правда? Что такое Каббала? Имеет ли каббала философическую составляющую?

На эти вопросы я постараюсь ответить в ходе своей проектной деятельности.

В ходе переписок с тремя друзьями (скриншоты переписок см.рис. 1-5), выяснилось, что никто из них не имеет чётких представлений об учении Каббалы, либо никогда не слышал о данной науке, из этого вытекает следующая проблема:

Проблема: ошибочное представление или же неосведомлённость общества касательно учения Каббалы.

Исходя из проблемы, мы можем поставить следующую цель:

Цель – расширить представление сетевого сообщества об учении Каббалы

Для достижения поставленной цели необходимым будет выполнение следующих задач:

1) Проанализировать основные труды каббалистов, книгу «Зоар», Тору и прочие писания (дабы установить, существует ли взаимосвязь между Каббалой и иудаизмом).

2) Создать ознакомительную презентацию.

3) Выложить готовый проект в социальную сеть, с целью ознакомления сетевого сообщества с учением.

4) Сформулировать вывод на основе проведённого исследования.

 

 

ПОНЯТИЕ КАББАЛЫ

Каббала зародилась много веков назад, она продолжает существовать и сегодня, и я уверена в том, что своё существование она продолжит и в будущем. Подобно этому, во все времена существовали, и будут существовать лжепророки и просто заблуждающиеся люди, исходя из этого, проблема моего проекта будет крайне актуальна как сейчас, так и в будущем, ибо в любой науке или учении важным остаётся её истинное определение, которое, будучи искажённым, способно поменять всю суть учения.

Прежде всего, следует разобраться в том, что такое Каббала. Толковый словарь даёт нам следующее определение: Каббала - тайное религиозно-мистическое учение о планах и цели Творца человека, получившее особое распространение в иудаизме. Но вот в чём проблема, после прочтения трудов каббалистов и Зоара, подобное определение начинает казаться абсолютно абсурдным, в своём труде «Богоизбранность» каббалист Михаэль Лайтман прямым текстом объясняет, что Каббала не имеет никакого отношения к мистике, эзотерике или же религии. В доказательство этому он пишет, что Каббала вовсе не распространена среди верующих иудеев, и что почти каждый ортодоксальный хасид не признаёт и порицает учение Каббалы. Подобным образом он отрицает теорию того, что Каббала является тайной наукой, т.к по его словам запреты на изучение Каббалы были окончательно сняты ещё в веке XX, и сейчас каббалисты всего мира призывают широкие массы к изучению Каббалы, также Михаэль Лайтман совсем иначе объясняет предмет изучения Каббалы, нежели в словарном определении. Именно это противоречие и неясность чёткого определения отличаю Каббалу от иных наук, и оно же создаёт проблему моего проекта.[1]Из этого мы можем сделать вывод, что определение, которое предоставлено обществу, в корне неверно, по причине того, что все известные нам каббалисты опровергают каждую его часть и дают своё определение данному учению.

Так что же такое Каббала с точки зрения каббалистов, людей активно её изучающих? Ознакомившись с основополагающей каббалистической литературой можно вывести следующее определение: Каббала это - наука, изучающая методику раскрытия человеку всего мироздания во время его земной жизни. Из этого нередко следует ещё одно определение, гласящее, что каббала является совокупностью всех наук, ибо все науки принадлежат мирозданию и следуют единому закону (принципу), называемому в Каббале Творцом.

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАББАЛЫ

Для достижения цели моего проекта немало важным будет изучить историю Каббалы и понять, откуда проистекает данная наука.

Противоречие между каббалистами и учеными сохраняется даже в вопросе истории возникновения Каббалы, но в одном они согласны: временем окончательного утверждения каббалистической традиции принято считать написание «Книги Зоар», а главные расхождения заключаются в том, что доподленно неизвестна дата написания «Зоара», таким образом каббалисты придерживаются мнения, что книга была написана во II в. н.э. Учёные в свою очередь считают, что написание книги относится к XI-XIII вв. н.э, из-за чего возникло распространённое мнение о том что каббала как учение возникло в эпоху Средневековья. Оба мнения имеют право на существование.

Рассмотрим подробнее теорию возникновения учения с точки зрения каббалистов, согласно которой в истории Каббалы можно выделить несколько периодов. Зарождение её как науки отстоит от нашего времени, предположительно, на 5700 лет, следовательно, начальный этап развития был ознаменован появлением первой каббалистической книги «Тайный Ангел» (Разиэль Малах), авторство которой иногда приписывают Адаму, хотя фактически её автор неизвестен. Следующий период ознаменован написанием «Книги Создания» (Сэфер Ецира) автором данной рукописи принято считать Авраама. Вначале ему казалось, что мир, в котором он живет, находится под властью многих сил. Однако, проникнув за доступный слой познания, Авраам постиг, что все они являются частными проявлениями единственной Высшей силы, которую он назвал «Творец». Изучая законы окружающего мира, Авраам систематизировал полученные знания и на их основе разработал методику постижения единой управляющей силы и ее проявления путем различных воздействий, которые ощущает на себе человек. Этот метод исследования он назвал «Каббала» (в переводе с иврита – получение) и изложил свои постижения в книге. Последователи и ученики Авраама стали распространять его методику постижения законов мироздания среди своих соотечественников. С течением времени группа единомышленников разрослась до размеров целого народа и составила около 3 млн. человек. В этап развития Каббалы, который последовал после египетского изгнания, произошёл настоящий прорыв: Моисеем (Моше) было написан Пятикнижие (Тора), также часть сакральных знаний была передана ему в устной форме, долгое время эти знания запрещалось записывать или каким бы то ни было образом излагать в письменном виде, но тем не менее «устная» часть торы была записана, и получила название – «Мишна», вследствие появления данной рукописи был создан такой 20-ти томный труд как «Талмуд», содержащий комментарии мыслителей и равинов касательно текстов «Мишны».

На этом этапе развития Каббалы мы замечаем видимость интеграции каббалы и иудаизма, но в дальнейшем они расходятся, т.к со

временем развития ортодоксального иудаизма появляется масса запретов и обетов, которые Каббала начинает отвергать и считать вовсе не обязательными для постижения истины. Следующим этапом развития данной науки является написание «Книги Зоар», которая и по сей день считается главным и фундаментальным трудом по каббале, который необходим для изучения любому начинающему каббалисту. Точное время написания «Зоара» неизвестно, как и автор, но среди каббалистов принято считать, что авторство принадлежит великому рабби Шимон бар Йохай (сокращенно – РАШБИ), ученику рабби Акивы, ученые же считают, что автором мог быть Моисей де Леон. Тем не менее наиболее распространённой версией является то, что «Зоар» попал к Моисею де Леону случайно и только в виде 10% от общего содержания, а после его смерти книга была вынуждена пройти через нескольких посредников перед тем, как попасть в руки к издателю, который её опубликовал, тем не менее на неё долгое время действовал запрет, вследствие чего кника раскрылась общественности только в XIII веке. Трудно сказать, какой объем имел оригинал этой книги. Сегодня он составляет около тысячи страниц. Можно только предположить, что замысел автора реализовался в 15-20 томов такого же объема. Очередной этап развития Каббалы был ознаменован трудами АРИ (полное имя Ицхак Лурия Ашкенази, 1534–1572) родился в Иерусалиме. АРИ создал новую, систематизированную методику Каббалы, предназначенную не только для духовного подъема особых душ, но и для масс. В своих текстах он открыто заявляет, что, начиная с этого времени, каждый желающий, независимо от возраста, пола и происхождения, может заниматься Каббалой и с помощью этой науки достичь цели своего творения. Это время становится поворотным моментом. Теперь Каббала доступна. Понятна. Именно после изложения Каббалы АРИ, начинается тянуться цепочка великих каббалистов, ещё более подробно и понятно раскрывающих нам данное учение, таковыми являются РАМХАЛЬ, АГРА, Бааль Шем Тов и все его ученики, труды которых ознаменовали новый этап широкого распространения методики, созданной АРИ. Завершающим этапом активного развития каббалистической науки стали труды практически нашего современника, рава Йегуда Ашлаг, получившего имя Бааль Сулам, по названию своего комментария «Сулам» на «Книгу Зоар». Но наиболее значительным его трудом является Книга «Учение Десяти Сфирот» состоит из шести томов (в общей сложности свыше 2000 страниц) и включает в себя все, что было создано каббалистами на протяжении всей истории существования этой науки. В книге содержится список контрольных вопросов и ответов для самопроверки, словарь определений, терминов и основных понятий, алфавитный указатель и ссылки на письменные источники.

Современным представителем каббалистического движения является Михаэль Лайтман, давший свои подробные комментарии к древним трудам и написавший собственные книги, предназначенные как для новичков, так и для людей более или менее сведущих, тем не менее деятельность Лайтмана неоднозначна, она вызывает крайнее неприятие и критику со стороны религиозных и светских последователей классического подхода к Каббале. Критики Лайтмана обвиняют его в сектантстве и в профанации Каббалы. Ортодоксы категорически отвергают утверждения Лайтмана об отсутствии связи между Каббалой и иудаизмом, апеллируя к тому, что все каббалисты прошлого и настоящего являлись и являются ортодоксальными иудеями.

Сегодня, пройдя столь тяжкий и долгий путь, Каббала открыта для каждого, вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания, существует множество центров по изучению каббалы, проводятся семинары и лекции, вся каббалистическая литература находится в открытом доступе, многие труды переведены на русский язык. Каббалистами установлено, что сейчас такое время, когда духовный уровень общества поднялся на подходящую ступень для того, чтобы правильно и наиболее плодотворно воспринимать каббалистическую литературу, с этим ростом и связано снятие многих запретов на изучение Каббалы, а также широкое распространение всевозможных писаний, посвящённых данной тематике.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: