ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ КАББАЛЫ




Согласно общепринятому словарному определению философия это — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия). Следовательно Каббала несомненно имеет в себе философскую составляющую, т.к основными предметами изучения Каббалы является устройство мироздания и метод его постижения. Так давайте же рассмотрим основные идеи и постулаты Каббалы сквозь призму философии, для лучшего понимания мировоззрения с точки зрения учения Каббалы.

Общее строение мироздания

Всё мироздание, всё существующее, состоит из миров; и общая картина этих миров – сверху вниз выглядит следующим образом:

· Мир Бесконечности

· Мир Адам Кадмон

· Мир Ацилут

· Мир Брия

· Мир Ецира

· Мир Асия

· Наш мир

Душа человека изначально находится в мире Бесконечности. Тело человека рождается в нашем мире. Душа нисходит из своего корня через пять миров в наш мир и входит в тело. Пребывая в мире Бесконечности, душа наполнена светом, но постепенно нисходя вниз, душа опустошается от света. Задача души: вернуться к своему естественному состоянию, т.е возвратиться в мир бесконечности. Душа постепенно возвращается из нашего мира в мир Бесконечности по 125 ступеням: 5 миров по 5 частей (парцуфим) в каждом, по 5 сфирот в каждом парцуфе. Вся эта система и путь возвращения души – предмет изучения Каббалы. Из ныне существующих концепций мироздания данная является наиболее сложной и запутанной, поэтому, как правило срок изучения Каббалы составляет 20 лет.

Рассмотреть абсолютно полное и детальное строение мироздания согласно Каббале мы не сможем, так как этого нельзя вместить в рамки проекта, но у нас есть возможность разобрать строение мира, опираясь на систему сфирот. Сфиротами называются стадии распространения прямого света, которые в свою очередь соответствуют вышеуказанным мирам.

«Древо Сефирот»

Всего существует 10 Сефирот, соответствующих 5 из 7 мирам.Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума»:

Кетер – корона, венец, первопричина, духовные формы, мир Архетипов. Луч проецируется в точку. Соответствует миру Адам Кадмон.

Хохма – мудрость, источник, рождающий идею-эмбрион, включающий в себя пока что неизведанные возможности. Заключает в себя общий план творения. Здесь точка разворачивается в линию. Соответствует миру Ацилут, миру эманаций.

Бина – понимание, интеллект, познание, являет Божество в его женской ипостаси. Возможность создание первозданных форм. Линия становится плоскостью. соответствует Брия, мир сотворения

Даат - Ключ к познанию шести сефирот, составляющих «Малый Лик Творца».

Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства»:

Хесед - милосердие, милость, воплощает принцип неограниченного расширения, символизирует беспредельную силу Господней любви. Эманация – праведность. Этот аспект Бога, изливающую милость во все миры. Здесь появляется объем для творящей энергии. Соответствует миру Ецира, как и последущие 5 сфирот.

Гвура – строгость, героизм, могущество, ограничивает истечение милости, которая могла бы затопить собою все мироздание. Эманация – дисциплина.

Тиферет – великолепие, красота, примеряет противоположности Хесед и Гвуры и представляется, как «сын» двух сефирот. Тифирет стабильный центр мирового Древа.

Нецах – победа. Эманация – контроль. Посредник между духовным и физическим миром.

Ход – слава, величие. Эманация – слушание, здесь начинается понимание слова Божьего.

Йесод – основа, это нижний передатчик энергии, изливающийся из сокровенной сефиры Даат.

Малхут – царство, материальный мир. Соответствует Асии, миру действия.

Данные сефиры дают нам относительно подробную характеристику миров, находящихся над нами, исходя из их описания можно сделать вывод о том, что по мере нисхождения из высшего мира в низший,

материя начинает приобретать иные качества, иначе говоря, повышает свою плотность, таким образом в нашем мире материя приобретает наиболее тяжёлую и плотную структуру, в которой, душе, пребывавшей раннее в самой лёгкой и неосязаемой материи, живётся крайне сложно, что вызывает в ней желание вернуться в исходное состояние.

Следует отметить, что помимо перечисленных параметров. Сфироты имеют и другие характеристики, такие как соответствие 10-ти именам Творца, лицам, представленных в Торе, ангелам, планетам и т.д.

Немаловажным понятием в строение мироздания по Каббале является свет. Порядок нисхождения света по сфиротам является таким:

Выше первой сфиры Кетер существует бесконечный свет творца. Бесконечный свет проходит через сфирот Кетер и Хохма и доходит до трёх верхних сфирот, содержащихся в Бине, она же называется Раем и содержит в себе неомрачённое совершенство. Далее свет, сократившись, доходит до сфирот Малхут, а самая нижняя часть Малхут представлена нашим миром. Также подобно изменению материи изменяется и свет, по мере прохождения через миры, ниже будет представлена классификация света:

 

 

Мир (олам) Наполняющий свет (ор)

олам Адам Кадмон

(ивр. ‏אדם קדמון‏‎) – Свет ор йехида

олам Ацилут

(ивр. ‏עולם האצילות‏‎)

мир эманаций - свет ор хая

олам Брия

(ивр. ‏עולם הבריאה‏‎)

мир сотворения - свет ор нэшама

олам Йецира

(ивр. ‏עולם היצירה‏‎)

мир создания - свет ор руах

олам Асия

(ивр. ‏עולם העשיה‏‎)

мир действи - свет ор нэфеш

Из данной схемы следует, что мирам соответствуют свои «виды» света.

Строение мира исходящее из концепции сфирот очень сложно представить с помощью воображения, поэтому мы можем применить общепринятую схему, созданную для изображения положения сфирот, см. рис.6.

 

«Древо Клиппот»

 

Итак, мы рассмотрели «светлую» сторону «Древа Жизни», «Древа Сфирот», но существует и так называемое «Древо Клиппот», его концепция схожа с той, которую мы уже разобрали, так как является её тенью или же зеркальным отражением см. рис. 7. Клиппы это тени Сфирот, богопротивные демонические силы или миры (ады), которые рассеивают божественный свет и питают бытие материального мира, из-за чего возникло суждение о том, что материальный мир принадлежит Сатане. Согласно Книге Зоар, Клиппот появились после грехопадения Адама. Клиппот являются тёмными двойниками сфирот и также образуют взаимосвязанное «Дерево Клиппот». У Клиппот, как и у Сефирот есть свои характеристики как схожие, так и различные, таким образом первые три Клиппоты имеют сои особенности: перая – Тоху, Бесформенность, далее Воху, Пустота, треть Хесек, Тьма ранней вселенной, а далее 7 адских бездн, чьи обитатели представляют человеческие грехи, считается, что Клиппот управляют демоны, которые в свою очередь разделены на чины, часть из них являются бывшими ангелами, т.к после падения Самаэля вместе с ним пала десятая часть от каждого чина ангелов, персонажами которые также когда-то имели божественную природу являются Лилит (первая жена Адама) и Люцифер(один из прекраснейших ангелов, несущих свет и мудрость, от латинского «светоносный», «несущий свет»), исходя из этих данных, мы можем составить приблизительную картину «Древа Клиппот»:

Первый Ад, соответствующий Кетер находится под управлением Самаэля и Молоха.

Второй Ад, соответствует Хохма, управляется Беелзебубом.

Третий Ад, соответствует Бина, управляется Люцифугом Рофакалем.

Четвёртый Ад, соответствует Даат, управляется Астаротом.

Пятый Ад, соответствует Хесед, управляется Асмодеем.

Шестой Ад, соответствует Гвура, управляется Бельфегором.

Седьмой Ад, соответствующий Теферед, управляется Баелом.

Восьмой Ад, соответствует Нецах, управляется Адрамелехом.

Девятый Ад, соответствует Йесод, управляется Лилит.

Последний, десятый Ад, соответствует Малхут, находится под управлением Нахемы.

Данные Ады, представляют собой отдельные государства, где есть правители, изложенные выше и жители, подданные, представленные более мелкими демонами, разделёнными на легионы.

Согласно данной системе Самаэль (Сатана) существует в старшей ипостаси в виде непроявленной тьмы и в младшей в лице архидемона. Дьявол есть Бог проявленной тьмы и существует в десяти свих ликах.

Считается, что совокупность 10-ти Клиппот находится под управлением Самаэля, Молоха и дьявола, все трое каббалистически соответствуют Отцу, Сыну и Святому Духу, так как дьявол представляет собой энергию безличностную, соответственно он является обратной стороной Святого Духа, его отражением[2].

Наиболее подробное изображение «Древа Клиппот» см.рис.8.

Изображение «Древа Сефирот» и «Древа Клиппот» см. рис.9.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: