ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ




Кафедра теории и методики философско-культурологического образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 031400 -КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр культурологии

 

Санкт-Петербург 2012


Курсы: 3

Семестры: 6

Количество недель: 5

Форма аттестации: зачет (дифференцированный)

1. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП:

Практика по специальным дисциплинам представляет собой особый вид производственной практики на основе научно-исследовательской деятельности. Содержание практики строится на базе теоретического материала общеобразовательных и специальных дисциплин предметной подготовки. Практика предполагает перевод содержания теоретических дисциплин в русло практических умений и навыков анализа и интерпретации явлений культуры, через развитие и углубление познаний в области социокультурной антропологии, социологии и истории искусства, блока дисциплин предметной культурологической подготовки.

Цель практики

Практика по специальным дисциплинам призвана обеспечить формирование основ профессиональной компетентности через введения студентов в сферу их профессиональной деятельности. Помимо решения образовательных задач, это будет способствовать социальной идентификации студентов как будущих профессионалов на стадии обучения.

Задачи практики

По ходу практики бакалавр должен решать следующие задачи в соответствии с видами научно-исследовательской деятельности и профилизацией подготовки:

· сбор научных материалов, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, написание статей, подготовка презентаций;

· анализ и интерпретация культурных форм, процессов и практик на основе существующих научных теорий и концепций;

· интерпретация различных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

· составление разделов научных отчетов;

· участие в работе семинаров, научных конференций, выступления с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

· написание статьи;

· подготовка презентаций;

· устное, письменное и виртуальное представление и распространение материалов собственных исследований.

4. Содержание и характер деятельности студентов-практикантов:

· научно-исследовательская деятельность в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, музеях, библиотеках, архивах;

· выявление и комплексная обработка информации о культурных формах, процессах и художественных практиках в истории и современности; теоретическое изучение, конкретный анализ и освоение современных форм и процессов, объектов историко-культурного назначения в области мировой и региональной культуры;

· разработка программы, планирование и осуществление «полевого» исследования по теме: “Культуротворческой деятельности человека в художественной культуре современного мегаполиса”;

· выявление структурно-типологических характеристик культуротворческой деятельности человека, его социокультурная идентификация и ценностно-смысловой анализ содержания его деятельности;

· описание деятельности сотрудников учреждения культуры как локализованного пространства культуры.

Организация практики

5.1. Программа практики включает несколько этапов:

1. Ознакомление с целью, задачами, формами и основными этапами культурологического исследования.

2. Подготовительный этап, предполагающий формирование творческих групп;

3. Выбор объекта исследования, исследуемых качеств и характеристик, методов исследования;

4. Теоретическое обоснование программы исследования, составление сценария интервью;

5. Практический этап - осуществление необходимых видов учебно-исследовательской деятельности (“полевые” исследования, сбор и обработка материалов);

6. Анализ результатов исследования и оформление отчета;

7. Заключительный этап, предполагающий обобщение и анализ результатов исследования, выявление результативности работы студентов в ходе художественно-культурологического практикума (итоговая конференция).

5.2. Объектами научно-исследовательской деятельности являются:

¾ культурные формы, процессы, практики в истории и современности;

¾ способы производства культурных значений и смыслов, средства их распространения, закрепления и потребления в публичной и приватной сферах жизни общества;

¾ формы, способы и средства культурных массовых коммуникаций;

¾ структура и содержание системы культурологического и художественного образования в специализированных художественных учебных заведениях (музыкальных и художественных школах, училищах, вузах);

¾ структура и содержание системы художественного производства, (творческих мастерских, реставрационных и художественных мастерских);

¾ содержание систем художественного потребления и художественной критики, (выставочных и концертных залов, театров, музеев, библиотек, радио, кино и телестудий);

¾ мемориальные, художественно-исторические и поселенческие комплексы (некрополь, парк, усадьба, храм, отдельное здание, хутор и т.п.);

¾ культурная среда современного человека (ребенка, подростка, студента, автора исследования и т.п.,);

¾ определенный культурный тип горожан или селян, выделенных по конфессиональному, этническому, сословному, профессиональному и т.п. принципу (“церковный человек”, рок-музыкант, “рокер”, интеллигент, “бомж” и т.п.);

¾ фотоматериалы, видеозаписи и аудиозаписи, отражающие исторические традиции поселений определенного культурного типа и их представителей (древний русский город (село), монастырь, хутор...);

¾ информационное пространство современного человека и ценностно-смысловой аспект его содержания.

¾ Базами для проведения практики могут стать различные учреждения культуры:

¾ обеспечивающие создание, хранение, распространение, реставрацию и экспонирование артефактов;

¾ обеспечивающие реализацию художественно-эстетических, познавательных, ценностно-ориентационных или иных духовных интересов представителей определенной социальной группы (подростков, молодежи, интеллигенции, художественной “элиты”, учительства и т.д.), их потребностей в культурном развитии, духовном общении, отдыхе;

¾ общеобразовательные, специальные художественные, музыкальные школы, профессиональные учебные заведения, обеспечивающие культурологическое, художественное, гуманитарное образование как аспект общекультурного развития.

¾ Изучение объекта строится по следующему плану:

1.Официальное название учреждения культуры;

2.Топонимическое описание объекта;

3.Дата создания проекта здания, автор, кто строил и кто финансировал строительство.

4.Архитектурный стиль, особенности, уникальность здания.

5.Конструктивные и художественно-эстетические особенности здания, в котором находится учреждение.

6.Краткое описание и фотодокументы здания.

7., История здания: перестройки, реконструкции или реставрации.

8.Соответствие художественно-эстетического пространства и содержания деятельности учреждения (по мнению посетителей учреждения, его сотрудников).

9.Краткая история учреждения.

10. Официальный и неофициальный статус учреждения в ряду аналогичных учреждений Санкт-Петербурга.

11. Место учреждения в истории культуры Санкт-Петербурга.

12. Функциональные характеристики учреждения (предназначение, место в системе однотипных объектов, связь с другими объектами).

13. Что можно рассматривать в качестве цели работы учреждения.

14. Что можно рассматривать в качестве объекта деятельности учреждения.

15. Каков результат деятельности учреждения.

16. Основные направления (формы, сферы) деятельности сотрудников учреждения.

17. Организационная структура данного учреждения (отделы, подразделения, факультеты и пр.).

18. Профессиональный состав сотрудников.

19. Биографии сотрудников учреждения, достигших признания.

20. Социокультурный статус данного типа учреждений культуры в современной культуре Санкт-Петербурга.

21. Краткая характеристика учреждения как объекта культурного наследия

5.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

п/н Профессиональные задачи (задания) Содержание деятельности Результат деятельности Форма отчетности[i] Сроки выполнения Баллы (+ или -)[ii] Оценка выполнения[iii]
Организационно-проективный этап
1. Знакомство с целью и профессиональными задачами практики.*[iv] Участие в конференции Понимание цели и задач практики Регистрационный лист 02.02.12    
2. Разработка индивидуальной программы прохождения практики* Самостоятельная работа по изучению программы практики Оформление: 1. Технологической карты. 2. Дневника педагогической практики[v] 1. Дневник педагогической практики 2. Отчет в электронной форме 06.02.12    
3. Разработка проекта исследования Определение задач, описание методики исследования Изучение методик исследования Оформление проектного задания исследования и краткое описание этапов исследования 1. Дневник педагогической практики 2. Отчет в электронной форме 09.02.12    
3. Изучение источниковедческой базы исследования Выявление источниковедческой базы исследования Краткое описание источниковедческой базы исследования 1. Дневник педагогической практики 2. Отчет в электронной форме До 15.02.12    
Исследовательский этап начинается с третьего дня практики, продолжается до ее окончания:
7. Проведение исследований в соответствии с индивидуальным планом Применение методики исследования Оформление результатов исследования 1 электронная форма До05.03.12    
Рефлексивно-аналитический этап (13-15.02.12)
8. Анализ результатов практики и оформление индивидуальной отчетной документации по практике * Структура отчета по практике: 1. Титульный лист[vi]. 2. Индивидуальная характеристика исследователя групповым руководителем.[vii] 3. Проектное задание.[viii] 4. График выполнения заданий (технологическая карта). 5. Краткое описание источниковедческой базы и методов исследования 6. Отчетная форма по итогам практики (научная статья или презентация результатов исследования).[ix] 7. Материалы исследования (оцифрованные тексты, фото, кино и видеодокументы).[x] 8. Дневник практики. (тетрадь)[xi] 14.02.12    
9. Представление документации групповому руководителю*   Сдать отчет   До 05.03.12 5  
10. Участие в итоговой конференции.* Подведение итогов методической практики     07.03.12 11.00    

Ожидаемые результаты

Практика по специальным дисциплинам по направлению подготовки 031400 - Культурологияс квалификацией (степенью) «бакалавр», в соответствии с целями и задачами профессиональной деятельности ФГОС ВПО, должна обеспечить формирование следующих компетенций:

а) универсальны х:

- общенаучных (ОНК):

· способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-3);

· собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим научным, социальным и этическим проблемам (ОНК-4);

· способности управления информацией в современной системе культурных коммуникаций (ОНК-5);

- инструментальными компетенциями (ИК):

· готовность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-4),

- социально-личностными и общекультурными (СЛК)

· способность выстраивать и реализовывать личностные траектории интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития, самосовершенствования, самореализации (СЛК-1);

· способность к критическому мышлению; готовность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переосмыслению социального опыта, адаптации к новым социокультурным ситуациям; умение приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (СЛК-2);

б) профессиональными:

научно-исследовательская деятельность:

· способность применять теоретико-культурологическое знание и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; владение теоретическими основами и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик (ПК-1);

· способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

· способность применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-3).

В результате прохождения производственной практики студент должен:

¾ уметь самостоятельно и в составе научно-производственного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности при выполнении научно-исследовательской работы; под научным руководством и самостоятельно осуществлять сбор и первичную обработку информации;

¾ владеть практическими навыками в области организации и управления при проведении научно-исследовательских работ в соответствии с профилем подготовки.

Итоговая аттестация

Процедура аттестации. Научно-исследовательская работа в рамках практики по специальным дисциплинам завершается конференцией, в ходе которой студенты защищают программу исследования, представляют отчет о выполнении исследования. В отчете по практике студенты должны продемонстрировать:

¾ готовность обосновать программу культурологического исследования и выбрать целесообразные методы;

¾ умение анализировать художественное произведение как текст культуры;

¾ умение в краткой форме изложить цель, основные задачи, программу и результаты научно-исследовательской практики.

Составители программы практики: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Токарев


[i] Электронная или текстовая

[ii] Баллы зачисляются при условии своевременного предоставления документации руководителям практики по направлениям.

[iii] Баллы и подпись учителя-методиста или научного руководителя практики.

[iv] Отмеченные знаком* профессиональные задачи являются обязательными для всех (инвариантными). Профессиональные задачи, выделенные в тексте курсивом, относятся к категории заданий «по выбору» (вариативных).

[v] Здесь и далее Вы должны отражаться в Дневнике практики ход и содержание Вашей деятельности на всех этапах прохождения практики.

[vi] (Титульный лист отчета)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: